Лампадка — беседы о суевериях
Здесь ничего ничего романтичного
Светлана, Юлия, Ксения: «В этом году я заканчиваю школу. Пять лет я и мои подруги занимались хореографией в кружке при Доме Культуры. Мы участвовали в конкурсах, получали призы. Возможно, кто-то скажет, что бальные танцы – это не лучшее занятие для православной девушки. Я сама так не считаю! Благодаря классическим танцам я научилась понимать прекрасное в музыке, в движении; научилась отличать красивое и возвышенное от примитивного и уродливого. Но поговорить сейчас хочу не про это. Вот уже третий год при нашем ДК устраивается празднование Ивана Купала, причем с размахом, как городской праздник. В прошлом году даже телевидение снимало. Программа праздника довольно таки не приглядная – целый день до вечера ярмарка, а потом, как стемнеет, зажигают костры и начинается концерт. Звучат народные песни, произносятся поздравления, спонсоры вручают подарки. Дальше – танцы на поляне с прыганием через костер. Обычно участниками выступал наш хор из ДК, но в это году организаторы праздника решили «омолодить» программу, и пригласить старшеклассников из нашего кружка. Мы должны протанцевать несколько народных танцев, которые переходят в прыгание через огонь, и в конце пустить по воде цветочные венки с зажженными свечами. Все это будет снимать телевидение. Спонсор праздника обещает хорошие подарки и денежное вознаграждение. Я и две мои подруги, тоже православные девушки, подошли к заведующему ДК и начали объяснять, что Иван Купало – языческий праздник и участвовать в нем — грех. Страна наша христианская и что не стоит так увлекаться ритуалами чуждой нам веры. Заведующий нам возразил: «Что, вы девчонки, с ума сошли – 21-ый век на дворе, а вы про язычество какое-то говорите! Я тоже православный и крещенный человек и не верю ни в какого Купало, но ведь мы все современные цивилизованные люди и понимаем, что народу нужна экзотика, зрелище! Тем более, что платят не плохие деньги, и еще по телевизору покажут – где вы заработаете столько за одно выступление? Вам что деньги не нужны?» От предложения мы отказались и решили вообще туда не ходить на этот дикий праздник, но между нами и нашими друзьями возник спор по этому поводу. Хотелось бы получить объяснение, как же правильно относится к этому празднику, как себя вести, чтобы веру свою не предать?»
Уважаемые девушки! Мне нравится Ваша постановка вопроса: «как себя вести, чтобы веру свою не предать?» Казалось, ушло в историю то время, когда христиан заставляли под угрозой смерти отрекаться от Христа и приносить жертву идолам. Современным людям жития мучеников первых веков воспринимается как миф или сказка. Даже повествования о новомучениках и исповедниках эпохи сталинских репрессий не воздействуют отрезвляющим холодным душем – все меркнет перед пьянящей идеи вседозволенности: «Сейчас можно все!» Но свобода и вседозволенность – даже не соседи, это жители разных планет. Оставаться православным в наше время – это ежедневная борьба за сохранение своей веры. Нет сейчас безумного правителя с его указом «христиан – ко львам!» — какая дикость, преследовать человека, имеющего другие религиозные убеждения! Но есть враг намного сильней и опасней – религия грядущего антихриста. Как она нам знакома! — « верь, человек – Бог один, но к нему много путей. Христиане идут своим путем, буддисты — своим, мусульмане, кришнаиты, баптисты, харизматы – у всех свой путь к Богу. Бог конечно же один, но у Него много имен!» Согласиться с этой логичной идеей – значит отречься от своей веры, отречься от Христа и принять пока только на сердце печать будущего антихриста. Сейчас нет шаманов или жрецов идольских культов, приносящих бесовские жертвы, но зато есть широкая доступность к экстрасенсам, биоэнергетикам, астрологам и т.п. – обращение за помощью к ним, даже просто из-за безобидного любопытства – отречение от Христа и Его Церкви. Можно продолжать после этого и в храм ходить, и крестик носить, и говорить: «ох, какой я православный», — все пустые слова. На деле оказалось совсем иначе: «Христос чужой для моего сердца». Сейчас с экранов телевизоров мощным прессом сокрушает души людские чуждая нам вера: «Человек – ты живешь один раз, а жизнь так скоротечна! Возьми же от нее все! Возьми все радости, все удовольствия пока ты молод и полон сил! Живи на всю и наслаждайся!» Согласиться с этим – предать Христа и отказаться от Его истины, от Его призыва: «Человек – ты живешь вечно, и жизнь бесконечна! Спеши отдать Богу и людям все — любовь, труд, жизнь — пока есть силы и время! Живи любя – и спасешься!». В наше время легко и просто поддаться «стадному рефлексу» и «делать как все» — получать удовольствие от безудержного веселья на экзотическом шоу в ночь на Ивана Купало, участвовать в языческом ритуале прыгания через костер, гадать на пущенных в воду веночках или искать цветущий папоротник. Как все сказочно и романтично! А в наш прагматичный век так не хватает сказки и загадочности! И кому какое дело, что древние язычники прыгали через костер не ради забавы, а ради принесения человеческой жертвы идолу Купало – кто не смог перепрыгнуть и упал в костер, тот и есть избранная жертва идола и выйти из костра ему уже никто не давал. Цена языческих праздников – кровь человеческая и нет здесь ничего романтичного. Участие в них, даже театральное, не взаправду, шутя – позор для нормального человека и отречение от Веры Христовой. Как относится к таким праздникам – каждый здравомыслящий христианин должен решить сам для себя. Думаю, уже решил. Изменить греховный мир нам не под силу, но в нашей власти изменить свое отношение к миру и греху. Запретить праздник Ивана Купало мы не можем, но мы можем отказаться от участия в нем, не проявлять праздный интерес к языческим оргиям и объяснить близким нам людям вред от таких празднеств.
Поздравляю, Вас, добрые христианки – первый важный экзамен на зрелость христианского характера успешно сдан. Крепости и поддержки Вам Божией!
Не играйте в концлагерь
Татьяна: «Хочу Вам возразить, уважаемый отец Сергий! Многие из нас знают, что изначально этот праздник был языческим, где происходило поклонения так называемому богу солнца. С тех пор прошло много времени — теперь в сценарии этого действа не происходит молитвенного обращения к злым духам, более того в эту летнюю ночь происходит общение молодых людей и ни где-нибудь в ночных клубах, а на природе. И все же отношение православных батюшек к нему крайне отрицательно. Теперь возьмем святки – праздничные гуляния, когда везде и всюду распеваются колядки, щедривки, а в селах по-прежнему надеваются страшные маски на колядующих. Но ведь этот праздник тоже связан с язычеством, но, тем не менее, он «адаптирован» к рождественским праздникам и к православию. Простите меня, возможно, я ошибаюсь, но хочется понимать все правильно.»
Не в обстановке, уважаемая Татьяна, обстоит дело, где общаются молодые люди – в прокуренном ночном клубе или на экологически чистом пространстве природы. Проблема в подмене жизненных ценностей — мы перестали ощущать разницу между христианством и язычеством. Христианство для нас еще не изучено, не пережито в полной мере. Мы младенцы во Христе. Язычество для нас сказка, миф давно прошедших дней. Если мы его не знаем, то это не значит, что его нет, и мы застрахованы от языческого образа жизни. Прекрасная традиция петь на Рождество народные песнопения, посвященные родившемуся Спасителю. Существует множество, прямо таки гимнов, красивых и торжественных. Когда их детки поют переходя от двора к двору, прославляя Богомладенца, то кто же может остаться равнодушным к празднику и не отблагодарить усердных певцов щедрой монетой. Но как можно «адаптировать» к христианству всякие бесчинства с переодеванием, пьянством и попрошайничеством. Так Христа не прославляют. Языческого Коляду – возможно. Но зачем же эти традиции называть христианскими? Множество людей всерьез считают большим грехом в Рождество не подать навязчиво стучащему в дверь алкоголику рюмку водки, или закрыть дверь перед молодым человеком, несущим несуразицу наподобие «коляд-коляд-колядниця добра з медом паляниця». Все терпят эти языческие бесчинства и похождения, ошибочно считая их христианскими.
Нам уже не понятно, кто такой Перун, Коляда, Ярило и другие идолы древних славян. Также малоизвестно, что им приносились человеческие жертвы, в большинстве – детей. У нас глубоко сформировался образ славянского, русского народа как тихого, незлобного, доброго труженика. Такими русичей сделало христианство. До крещения наши предки были племенем дикарей, наводящих ужас на окружающие народы. Из-за человеческих жертвоприношения наши земли обходили десятой дорогой, зная дикие нравы местных жителей. Поселившийся в Киеве доблестный грек Феодор на себе испытал, что есть русское язычество, когда князь Владимир, тогда еще идолопоклонник, после победы над ятвягами в 983г. захотел вместе с боярами принести жертву идолам. Был брошен жребий. Выпал он на его юного сына Иоанна. Феодор отказался отдать сына и долго проповедовал толпе язычников о суетности их богов. Но яростная толпа умертвила мучеников (память их празднуется 12 июля). Таких случаев много имеет наша история. Почему для наших предков христианство стало праздником жизни – не нужно больше отдавать для жертвоприношения своих детей, а для нас основанные на крови младенцев ритуалы, превратились в экзотику и повод для веселья! Неужели мы можем участвовать или спокойно наблюдать, на некую имитацию языческого пиршества Ивана Купала и еще рассуждать о степени ее полезности для молодого поколения! Да, это понарошку и не взаправду. Но представьте, если наши потомки, через пару сот лет вдруг захотят поиграть в концлагерь Освенцим (тоже понарошку) да еще и праздник с этого сделать!
Слава Богу, что у нас сформировались устойчивые отрицательные ассоциации при понятиях культа личности, геноцида, сталинизма, фашизма. При виде человека со свастикой на руке у нас душа сжимается от отвращения. Но почему от прыгающих через ивано-купальский костер возникает чувство уважения к своим народным традициям? Неужели только православные батюшки и здравомыслящие христиане считают язычество и фашизм – синонимами, а всем остальным тождественность этих понятий глубоко безразлична? Можно наглядно увидеть все ужасы язычества – посмотрите фильм Мэла Гибсона «Апокалипсис» (только без детей). Наши славянские, дохристианские предки были такие же поклонники бога солнца, как и племя из фильма. Благодаря мудрому князю св. Владимиру, выбравшему христианство своему народу, мы на людей стали похожи, в нравственном смысле. Печально, что у нас даже нет государственного праздника, посвященного равноапостольному Владимиру. Почему-то лишь церковь понимает, что если бы не он, то наша нация славян просто бы исчезла с лица земли – затерялась в истории, веке в 10-11-ом, как племя древлян, ятваг, древней цивилизации майя или других вымерших народов, не избравших путь христианского просвещения. Находятся даже всерьез воспринимающие атеистический, глупейший тезис, что «князь Владимир Русь огнем и мечем крестил». Пора давно уже все языческие праздники придать позору и покрыть забвением, а не реанимировать их под видом народных традиций. Нет, в полемике на тему Купала и Коляды вопрос не ставится поверхностно, было ли «в сценарии этого действа молитвенное обращения к злым духам». Идея намного глубже: христиане ли мы вообще, когда одобряем такие действа, храним ли мы веру православною, в ней наше утверждение? По-другому: есть ли у нас будущее?
Горе, вам, человецы!
Наталия: «На все посаженные культуры в нашем огороде часто нападают птицы – то вороны, то, голуби, то воробьи, — все склевывают, чем очень вредят. Обычно, чтобы их отпугнуть, ставят чучело – на палки надевают старую одежду, цепляют шляпу, и издали, как будто человек стоит в огороде. Раньше как-то внимания на это не обращала внимания, а сейчас вот задумалась: ведь человек – образ и подобие Божие, а тут чучело, наряженное в виде человека. Не кощунство ли это?»
Нет, Уважаемая Ксения! Огородное чучело – не кощунство. Это — памятник нашему общему греховному человеческому состоянию, который молча вопиет: «Люди, какими вы стали! На кого похожи! Где же ваш образ и подобие Божие? Только от вида вашего птицы небесные в ужасе разлетаются, а скоты бессловесные прочь разбегаются! Нет от вас миру Божьему ни любви, ни заботы. Разореньем землю вокруг наполняете, а меня чучелом-пугалом обзываете. Горе, ой горе, вам, человецы!».
Образ и облик – два разных понятия, которые часто путают друг с другом. Облик – это обличье, внешний вид, а образ – от слова образец, пример, эталон. В нашей истории из-за путаницы в этих понятиях происходило много недоразумений. Когда Петр Великий выдал указ о бритье бород, ко Св. Димитрию Ростовскому обратились люди с вопросом: «Владыко святый, как ты повелишь? Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши положить за бороды». Святитель удивился такому вопросу и спросил: «Как вы думаете, отрастет ли голова, если у вас снимут ее?» — «Нет», — отвечали те. «А борода — отрастет?» — спросил святитель. «Борода отрастет» — отвечали они. «Так пусть же вам отрежут бороду, дождетесь другой». Тогда таких людей было немало, которые сомневались в своем спасении из-за того, что им по указу царя обрили бороды. Они думали, что вместе с бородой они лишились образа и подобия Божия. Долго увещал святитель оставить эти предрассудки, доказывая, что не в бороде и не в лице образ божий и подобие, а в душе человека. Он написал послание к пастве: «Об образе Божии и подобии в человеце».
По учению святых отцов образ Божий – это те качества, свойства нашей человеческой природы, которые мы получили от Бога. Такие, которые присутствуют в Нем в абсолютном виде, а нам даны в начальном, потенциальном состоянии. Образ — это: бессмертие, свободная воля, разум, чувства. Подобие – наше стремление, направление нашей жизни, это творческий процесс нашей воли.
Формула семейного счастья
Елена: «Полтора года назад я совершила тяжелый грех – прибегла с услугам гадалки. Тогда я относилась к гаданию как к безобидному способу узнать будущее. Я спросила гадалку, как у меня сложатся отношения с моим мужем, и она предсказала, что наш брак будет неудачным и мы разойдемся. Я очень тяжело переживала. С тех пор отреклась от гаданий, покаялась в грехе, осознала его тяжесть. Но меня мучит страх, что предсказание сбудется, и я потеряю мужу. Прошу, не утешайте меня словами, что я должна смириться. Муж дорог мне. Ответьте только – стоит ли мне верить в достоверность предсказания? Даже в духовной литературе говорится, что иногда падшие ангелы открывают гадалкам правду. Еще раз повторяю: я раскаялась в этом грехе, осознала, что гадание от дьявола. Но в жизни не будет радости, если я потеряю свою половину. Как мне горько и обидно! Но может не стоить верить гаданиям? Может быть это обман, но кто это может определить? Поймите, мне очень дорог мой муж. Как мне спокойно жить, если внутри засела мысль, которая не дает мне ни жизни, ни покоя.»
Уважаемая Елена! Никаким гадалкам, ни прорицателям, ни экстрасенсам, ни еще каким-то служителям падших ангелов не дано знать события, которые произойдут в будущем. Об этом знает только Господь Всеведущий. Падшие духи правды никому не могут открыть. Гадалкам они показывают только подобие правды, которое хоть как-то могло удовлетворить запрос человека, пришедшего к ней на сеанс. У них есть многовековой опыт борьбы против людей. Они знают как мы «устроены», до тонкостей знают нашу психологию, умеют находить наши слабые места. Цель у них одна: отвратить нас от Бога и лишить спасения нашей души. Гадалки и прочие служители — это только их орудия воздействия на человека. Через них бесы стараются посеять в душу страх, лишить покоя, возбудить подозрительность к ближним, сковать душу унынием, гневом и т. п. У Елены Боганевой есть рассказ «Предсказание», основанный на реальных событиях. Там одним родителям было предсказано незнакомой женщиной трагическое будущее их любимой дочери. Когда ей исполнится 18 лет, в день ее рождения будет убита молнией. Отец с матерью так сильно поверили в это предсказание, что даже построили погреб, чтоб спрятать дочку от молнии. И что же? Были посрамлены в своем суеверии. Пришел назначенный день – а дочка осталась жива и невредима.
Как Вы проживете с мужем — зависит только от Вас самих. Желаю Вам побыстрее забыть все гадалкины басни о скорой разлуке и жить спокойно. Старайтесь в своей супружеской жизни руководствоваться только любовью. Христианский брак разрушиться не может. Изо всех сил старайтесь приобщиться к церковной жизни. Воспитайте в себе чувство необходимости частого причастия Тела и Крови Христовой. Чем ближе муж, жена, их дети будут ближе к Богу – тем ближе будут друг к другу. Другой «формулы» семейного счастья еще ни кто не открыл.
Не обращайтесь!
Лидия: «Услышала в новостях по радио, что теперь в Украине официально признаны и внесены в реестр профессий занятия экстрасенсорикой, гаданием, астрологией. Получается, если раньше гадалки и прочие жрецы и жрицы оккультных наук чувствовали не очень уверенно в обществе, то теперь им полное раздолье! И многие люди серьезно к ним относиться станут, ведь сама власть их признала, как профессионалов. А что по этому поводу думает церковь?»
Уважаемая Лидия! Вполне разделяю с Вами негодование о признании государством оккультных деятелей как профессионалов. Действительно, 6 ноября Министерство труда и социальной политики Украины внесло в Классификатор профессий должности гадалок и астрологов. Основная мотивация – подражание европейским стандартам общества, а также чтобы гадалки, оракулы и колдуны платили налоги и были контролируемы государством, ведь сейчас магия, спиритизм, астрология превратились в один из видов бизнеса. Тревожит то, что это может стать вполне законным основанием для введения в образовательную систему обучающих программ новой специальности. Православная Церковь, основанная на вере и послушании Богу, учит, что обращение к гадалкам, целителям, экстрасенсам — это опасное общение с бесовской силой, подвергающее волю и сознание людей воздействию демонических сил, — если даже люди это не осознают. Существует множество свидетельств печальных последствий обращения к таким «силам». Не зря Священное Писание гласит: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Вт. 18,10-13).
Не здесь...
Константин: «Прочитал в Псалтыри замечательные слова: «Юн был, и состарился, и не видел праведника оставленного, и семени его просящим хлеба». Я над ними долго думал. Мы знаем, что Писание, в которое входит и Псалтирь, Боговдухновенно. А значит, все, что сказано в нем, истина. В наше нестабильное время такие слова дают какую-то надежду людям. Если будешь стараться вести праведную жизнь, жить по заповедям, Бог о тебе позаботится. Но потом я подумал: а как же голодомор тридцатых годов в Украине, Поволжье, Казахстане? Неужели все люди, пострадавшие от него, были грешниками? Объясните. Как это совместить?»
Уважаемый Константин! Если бы назначение человека ограничивалось его жизнью на земле, и оканчивалось его смертью, то за свои хорошие и злые поступки люди получали бы воздаяние только здесь, на земле. Согласен с Вами — много недоумений и вопросов возникает при виде бедствий, постигающих невинных людей. Признаемся честно – мы не можем иногда объяснить и понять собственные поступки. Тем более не можем понять и истолковать поступки Промысла Божьего. Господь отвечал Апостолу Петру: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Иоанн.8.7.) Мы веруем, что Христос открыл нам истину, что мы бессмертны, что наша кратковременная жизнь – это подготовительная школа к вечной жизни. Господь создал нас не только разумными, но и свободными. Бедствия, которые мы испытываем, зависят и от нас самих и от свободной воли других людей. Воздаяние за прожитую жизнь нас ожидает не здесь, а в будущей вечной жизни.
Ну просто напасть какая-то!
Владимир: «Работаю в большом магазине, где получаем и распространяем православную литературу, периодику, диски. Сотрудничаем со многими реализаторами. Не могу сказать, что дела идут плохо, вроде бы все организовано, но часто случаются всякие «казусы», или как любят повторять православные – искушения. К примеру, договорились встретить посылки с книгами – водитель вовремя не подоспел, с кем-то заговорился, а посылки – уехали в другой город. Должны были перечислить нам деньги за книги, пообещали стопроцентно, но вот уже ждем три месяца, и никаких звонков с объяснениями. Вспоминаю, как раньше работал в обычном магазине – никаких проблем – все четко, по расписанию. Если что-то не получалось – обязательный звонок с извинениями. Да, там другие люди – не православные, но порядок они соблюдали во всем. Да, действительно, происходят вещи, которые мешают нам в работе. Но можно ли элементарную неорганизованность назвать искушением? Неужели же мы такие слабые, что ни в чем не можем противостоять злой силе? Так часто слышу от сотрудников: «вот искушение, опять искушение…» Помогите разобраться, ну уж больно наболело, нет больше сил слушать это… Простите меня грешного.»
Уважаемый Владимир! Согласен с Вами, когда называете «происходящее — элементарной расхлябанностью, неорганизованностью, и искушения здесь ни причем». Православный труженик должен быть примером во всем для окружающего мира – в вере, добрых делах, высокой нравственности. Исполнительность и организованность – важнейшие черты верующего человека. Если человек привык держать в порядке и правильно организовывать свою внутреннюю жизнь – следить за помыслами, упорядочивать свои желания, очищать душу покаянием, то и во внешней его деятельности всегда будет порядок. Все начинается с души. Помните, как у Булгакова, в «Собачьем сердце» говорит профессор Преображенский: «Разруха не в клозетах, а в головах»
Мне кажется, уважаемый Владимир, что затронутая Вами проблема намного глубже. Она скорей касается нашего искажения очень важных христианских понятий. Ведь какие самые крылатые выражения в разговорной среде православных – одно: «вот искушение!», а другое: «на все воля божия!» Эти словесные обороты мы привыкли вставлять куда только попало, не задумываясь об их значении и содержании! Увидим какой-то досадный беспорядок вокруг, вздыхаем, машем рукой: «А-а, на все божья воля». Куда-то опоздаем или подведем, «подставим» кого-то, то привычное оправдание успокаивает нашу совесть: «знать, на то воля божья была». Совершим какой-то грех или видим брата впадшего в согрешения, то мы уже как Соломон, высокопарно размышляем: «Да, ничего не совершается без божьей воли в этом мире». Как говорил один Оптинский старец: «Так можно и в том, что чайник закипел увидеть промысел божий!» Немалых интеллектуальных усилий нам стоит понимание того, что нет воли Бога на зло. Не по Его воле в мире происходят кражи, убийства, самоубийства, войны, болезни, смерть детей и все остальные беззакония. В том числе и наша личная расхлябанность. Наша свободная человеческая воля во многом определяет ход окружающих нас событий. Не зря Ф.М. Достоевский писал, что Бог с диаволом борется и поле брани – сердце человеческое.
Слово «искушение» в нашем употреблении превращается иногда в суррогат, в слово-паразит. Упал на пол карандаш – «Вот искушение!», потерял кошелек – «Да что за искушение!», обидел кто-то – «Да что за искушение, ну просто напасть какая-то!» Создается впечатление, что там, где мирской человек обычно употребляет крепкое словцо известного содержания, православный, использует некий заменитель, универсальное выражение «искушение», удобно им прикрывая и свою раздражительность, и недовольство, и оправдывая свое нерадение. Этому слову присущ вполне определенный богословский смысл: искушение – это обстоятельства, при которых возможно отпадение от веры. Это намного серьезней, чем упавший на пол карандаш. «Или снимай крестик, или мы тебя расстреляем» — вот действительно искушение. «Признай, что Бог один, но религий, ведущих к нему много» — «Согласись, что можно спастись и без церкви, лишь бы Бог был в душе» — и множество подобных искушений, которые наполняют окружающий нас мир. К этому необходимо относиться серьезно, как и к слову, определяющему это понятие. Искушение – это испытание веры и верности Богу, в чем помоги нам, Господи выстоять и укрепиться!
Про читання незнайомих молитовних текстів
Ксения: «На вихідні ми їздили до бабі Федори у село. І там у нас склалась неприємна розмова. Бабуся віруюча з дитинства, правда її характер далекий від «смирення та крутості.» Вона мене не раз вчила, перед тим, як вийти з хати, прочитати перед іконами:«Як не вадиш небу, як не вадиш сонцю, так і не вадь мені Федорі і благослови сьогоднішній день» (щось подібне). Я сказала: «Нащо читати якісь невідомі тексти, краще б традиційно перед їжею «Отче наш» читали, а не придумували… А бабуся: «Це на похорони лиш «отче наш читають» і на обідах. Я відповіла: «Я вам розказую як по правилам, а кожен хай живе як хоче..»Запитання: 1) Звідки пішла традиція читати «Отче наш» перед їжею 2) Ті тексти, що промовляла бабуся, придумали люди, чи теж звідкись походять?»
Шановна Ксеніє! Я підтримую Вашу точку зору, щодо читання незнайомих молитовних текстів сумнівного походження та незрозумілого змісту. Нажаль у віруючих людей похилого віку не було у свій час належного доступу ні до церковної освіти, ні до духовної літератури. То були тяжкі часи безбожних гонінь на віру. Це давало підґрунтя для виникнення різних забобонів, марновірств та складання псевдомолитв, на зразок Вами приведених. Молитися перед їжею – це давня традиція, яка прийшла ще із старозавітних часів і закріпилася в християнському побуті. Основана вона на загальнолюдській потребі: перед тим як наситити тіло земною їжею, треба наситити душу молитвою – хлібом небесним, від якого всяка душа живиться. Молитва «Отче наш» — один із найпоширеніших варіантів молитов перед їжею, через святі слова «… хлеб наш насущний даждь нам днесь», як нагадування і прохання про той Хліб, зшедий з Небес – Господа нашого. Також існують інші молитви перед трапезою і після їжі – подячні Богові. Їх можна знайти в православних молитвословах. Спаси Вас, Господи!
Загорать и молиться
Марина: «Вот недавно мы поспорили с подругой о дне, в который причастили ребенка. Ей сказали, что в этот день причастнику нельзя стричь ногти, стричься, купаться и мыть голову. Я возразила, что это полный бред, ведь наш приходской священник говорит, что этот день нужно проводить свято, в чтении духовной литературы, просмотре церковных фильмов, делании добрых дел. Поменьше болтать и нельзя плевать. Знаю, что многие люди в день причастия то, что побывало во рту (кости рыбные, жвачки, косточки фруктовые) сжигают или закапывают. Но многие смеются над такой псевдоправедной тщательностью. Подскажите, как все же правильно вести себя в этот день и имеет ли место быть приведенным примерам? И еще, сейчас лето. Если даст Бог, поеду с ребенком оздоровиться на море, собираюсь там причащаться. Можно ли будет в этот день купаться и загорать? Мне кажется, что ребенку можно, а вот мне лучше воздержаться, да как-то и самой не хочется «оголяться» до купальника в такой день.»
Уважаемая Марина! Согласен с Вами, что в современную церковную ограду вносятся неимоверно дикие суеверия. Чтобы во всем разбираться правильно, необходимо поддерживать надлежащий уровень личного духовного образования. Во многих случаях полезнее слушать не что нам говорят, а кто нам говорит. Если нас наставляет священник, имеющий богословское образование, поставленный, чтобы учить народ Божий – это одно. А если свои учительные глаголы изрекает бабушка у подсвечника, поставленная убирать, или продавщица у свечной лавки, поставленная торговать, — это совсем другое. И ценность такого духовного наставления совсем иная. Действительно, предрассудки насчет подстрижки волос, купания и мытья головы в день Причастия – нелепая дикость. Полемика на счет плевать или не плевать в такой день – тоже не лишена оттенка нелепости. Почему благочестивый, воспитанный, культурный православный христианин должен вдруг плеваться после Литургии? И на кого? На своего соседа или на врага рода человеческого? Еще нелепее выглядит не православный и не церковный обычай проделывать таинственные манипуляциями с остатками трапезы, опять же в день Причастия. Косточки и жвачки, побывавшие во рту причастника, вдруг приобретают необычайные мистические свойства, и стают якобы святыней, что их в мусор нельзя выбросить, а только благоговейно завернуть в бумагу и сжечь в чистом месте. Некоторые ревнители суеверий даже используют в этот день особую ложку и зубную щетку. Остается только посмеяться над такой псевдоправедной тщательностью и поплакать над такой легковерностью.
Существуют конкретные церковные правила практического содержания, которые возбраняют разговаривать причастнику в промежутке между тем как он примет из Чаши Св. Дары и до запивки их водой и вкушения просфоры — чтобы не выронить случайно из уст Святыню. И все. Далее, после запивки, можно есть и пить, не опасаясь причинить вред принятым и находящимся в нас Св.Дарам. Св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет: «Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!), но входят в нашу сущность для охраны, отражения от нас всякого вреда, очищения всякой скверны»
Нет церковных правил, запрещающих или определяющих, можно ли в день Причастия посещать пляж и какую одежду носить – купальник или платье. Это мы сами решаем, что удобней лично для нас, как нам совесть подсказывает. Лучше в купальнике загорать и молиться, чем в костюме орать и браниться. Божьей милости Вам и приятного отдыха на море!
Ржавая подкова
Ольга: «Очень тревожит меня один вопрос, как православная церковь относится к оберегам. Расскажу свою историю. На свадьбу моей дочери родственники мужа надарили молодым обереги – связанные веники с приклеенными на них всевозможными семечками, колосками, скорлупой. Вы, наверное, знаете, о чем я говорю. У нас на Украине, как правило, любят такие подарки, особенно в селах, да и в городе приветствуется подобное явление. Все говорят, что обереги к добру в доме, что они «отметают» «нечистую силу», и что эта замечательная народная традиция. А я не могу спокойно смотреть на эти веники, которые мой зять развесил у себя по всему дому – при входе, на кухне, в спальне. Когда начинаю говорить ему, что у него в доме есть иконы и этого достаточно — он упорствует и твердит, что на этих оберегах тоже есть икона Божией Матери, и одно другому не мешает. И действительно, вверху на вениках приклеена маленькая икона. Еще он говорит, что один из оберегов ему завещала покойная бабушка для его молодой семье. Выходит, что я не права? Но все равно, что-то настораживает меня, отпугивает от этих народных традиций, но я не знаю как правильно поступить, чтобы не обидеть зятя и его родственников. Помогите, пожалуйста, очень прошу.»
Вы правы, Ольга. Меня, как священника это явление с оберегами тоже очень настораживает. Каждый раз, когда приносят освящать в праздники яблоки, воду, куличи, то при обхождении с кроплением святой водой много раз замечал эти венички с расклеенными по ним зернами, и аккуратно завернутые в пластиковый пакет. Здесь же приклеенная маленькая иконка Спасителя или Богородицы. Поначалу не обращал особо внимания. Возможно, думал, народное благочестие изобрело новый вид кивота для икон, наглядно украсив плодами урожая, которые символизируют щедрую руку Творца, дающего всем пропитание. Взял в руки рассмотреть поближе, перевернул на обратную сторону и –о ужас!- читаю: «Домашний оберег» и далее целый список какое зерно как и от чего защищает. Вот такая получилась смесь — в одном кулечке поместилось чистое язычество и христианская иконка. Кощунство. По другому никак не назвать. Само появление этого странного предмета в среде православных прихожан заставляет о многом задуматься.
Всех сбивает с толку наличие иконки. Простите за грубое сравнение, но здесь она играет роль сыра в мышеловке — привлечь внимание «жертвы». С такой же целью целители, «бабки», экстрасенсы и т.п. используют православную символику. Изображают себя на фоне церквей, а на своих сеансах применяют иконы, кресты, молитвы. Обольстить, привлечь внимание легковерного и суеверного человека – вот их цель. Суеверие – значит: «суе» -суета, пустота и «верие» — вера, т.е. пустая, суетная вера. Суеверие — это не безверие. Оно подразумевает веру, как свойство души, только веру не в Бога, а в предметы суетные. Вера эта не приносит ни спасения, ни покоя душе, ни «отметания нечистой силы». Вера, что эти венички помогают «от всякой нечисти» уже несет в себе кощунство. Зачем тогда Спаситель пришел и разрушил крестом всю силу вражию, освободив людей от рабства греху и диаволу? Достаточно только волшебного веничка над дверями и все будет в порядке. Зачем каяться в грехах, поститься, молиться? Зачем Спаситель, если спасти может оберег, талисман или заговор?
Наверное, родственники Вашего зятя добрые люди, хотели как лучше ему угодить. Бабушка тоже о семье внуке беспокоилась. Подарки подарили с оттенком «духовности», только в эту «духовность» вложили свой личный смысл. Я, Ольга, далек от мысли, что Ваши родственники убежденные язычники и хотят обставить быт молодоженов предметами языческих культов древних славян. Наверняка они «в душе» верующие люди — только с отсутствием церковного воспитания и не знакомые с красотой и силой православия. Если бы они, и все кто украшает дом этими веничками, подковками, и подобными талисманами, знали как осящаются в церкви кресты и иконы, то у каждого, наверное, был бы целый иконостас. Вот, например, из молитвы на освящение икон: «Господи Вседержителю, (…) благослови иконы и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козний диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти (…) и освяти, и подаждь им благодать и силу бесы отгоняти и вся недуги исцеляти».
Как быть Вам, чтобы не обидеть зятя и родственников? Набраться терпения и не позволить, чтобы эти веники стали камнем преткновения в ваших отношениях. Постарайтесь, насколько сможете, познакомить их с православным вероучением. Объяснить, что беды в нашей жизни происходят от наших нераскаянных грехов, а не от происков «глазливых» соседей. Надеюсь, что Ваши близкие поймут, что православный христианин, который исповедуется и причащается, вообще не обращает внимание на суеверные «порчу-зглаз». В Таинстве Причащения принимаем в себя Пречистые Тело и Кровь Христову – соединяемся с Самим Богом. Если Бог с нами так близко, то кого бояться, кто против нас? Остается только до глубины души пожалеть тех людей, которые еще не познали радости богообщения и возлагают надежду не на Бога, а на оберегательные венички. Помню, как-то в доме близкого мне человека над дверями висела старая ржавая подкова. Так, на счастье. Много лет я ходил мимо этой подковы, не укоряя ему ни слова и делая вид, что ее не замечаю вообще. Недавно он взял книги почитать из нашей церковной библиотеки, среди которых была и брошюрка «О суевериях». Потом встречает меня этот человек и с пылом говорит: «Батюшка, представляете, сколько лет у меня висела подкова, а я и не знал, какой это грех!». Спрашиваю: «А что же ты сделал с таким старинным антиквариатом, с подковой?» — «Как, что? Конечно — выбросил!»
А тем, кто по неопытности приобрел венички-обереги, рекомендую их просто сжечь, предварительно сняв иконку.
Радость из сада
Антонина: «Прошу вас дать ответы на два вопроса. Давно узнала, что если у женщины умирает ребенок некрещеным, то на первый день Пасхи нельзя разговляться яйцом. И буквально недавно перед началом ягодного сезона прочла один совет, якобы старческий, что нельзя есть никаких ягод до праздника Петра и Павла. Но ведь уже скоро закончится ягодный сезон, то как тут быть?»
Уважаемая Антонина! Это все – не правда. Будет ли женщина есть яйца или куличи, когда и как – от этого ничего не изменится. Ребеночка этим не вернуть, не окрестить и на его загробную участь не повлиять. Надеяться нужно только на милосердие Божие, молиться, каяться. Все Господь расположит к лучшему. И не слушайте всяких псевдостарцев – ешьте на здоровье все ягоды и все фрукты круглый год! Даже и не смотрите в церковный календарь по этому поводу. Мы и так едим всякую химию – не лишайте же себя хоть той малости, что Господь подарил в саду. Ангела Вам за трапезой!
Назад к списку