- Основные символы белорусской вышивки
- Белорусская вышивка и первое упоминание о вышивке в беларуси
- Белорусская вышивка: история, символы, способы вышивания и орнамент
- Белорусские национальные узоры
- Белорусский орнамент
- Нитки и способ вышивания
- Образы языческой мифологии
- Орнамент как разновидность народной магии
- Особенности белорусских узоров
- Символика белорусского орнамента и ее толкование
- Традиционные цвета белорусского национального орнамента
- Узоры жизни
- Узоры плодородия и урожая
- Узоры, отображающие праздники
Основные символы белорусской вышивки
Белорусский национальный орнамент является не просто украшением наряда, в нём каждый узор имеет свой смысл и сакральное значение. Это особый шифр нашего народа, элементы которого символизируют красоту и добро, дают надежду и силы, воплощают любовь и уважение человека к родной земле и своим предкам.
В основном в белорусском орнаменте прослеживается чёткая геометрия: узоры выстраивались в виде геометрически правильного куба, или состояли из квадратиков и ромбиков.
Белорусская вышивка и первое упоминание о вышивке в беларуси
Ранние узоры белорусской вышивки обнаружены на остатках кожаной обуви Х-ХIII веков. Самыми распространёнными были простейшие узоры-символы: ромбы, разделенные на 4 части, квадраты, кресты, треугольники, кольца и т.п. Они сохранились и в вышивке ХIХ–ХХ вв.
В древней символике отражалась языческая мифология – изображения символов солнца, древа жизни, полей, птиц, воды. Использовали льняные и шерстяные нитки. Орнаментальную вышивку размещали на рукавах, воротниках, подолах сорочек, фартука, головных уборах.
Белорусская народная вышивка характеризуется соединением различных способов и приёмов в одно фактурное и композиционное целое. Обладает орнаментальными и технологическими региональными особенностями, и отличиями. Так, наиболее богатым декорированием выделяется вышивка Поднепровья, центральной Беларуси, Восточного и Западного Полесья.
К началу 20 в. вышивка приобрела форму промысла, появились вышивальные мастерские, продукция которых экспортировалась в другие страны. В 50-е годы в таких городах, как Слуцк, Бобруйск, Витебск работали вышивальные артели, которые потом трансформировались в фабрики художественных изделий.
Белорусская вышивка: история, символы, способы вышивания и орнамент
Ручная вышивка – одно из самых распространённых и доступных видов женского творчества. Пожалуй, сложно найти такой народ, чей национальный костюм не был бы отделан орнаментом. Возникшее очень давно, данное искусство создало у разных национальностей присущие только им традиции вышитых узоров.
На Руси домашняя вышивка была известна и распространена повсюду, поскольку для этого занятия не требовалось никаких специальных приспособлений, только холст, нитки и иглы. И было это занятие исключительно женским, постигалось с 8-9 лет, когда крестьянские девочки начинали готовить себе приданое. Шутка ли, к свадьбе нужно было припасти не менее 40 полотенец. Эта кропотливая работа порой занимала несколько месяцев.
В русских деревнях именно женщины хранили обряды, обеспечивающие благо семье. К вышиванию обычно приступали после прядения и ткачества, когда дни становились длинными и светлыми. И украшая ткань яркими узорами, девушки и женщины искренне верили в их чудесную силу.
Белорусские национальные узоры
Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.
https://www.youtube.com/watch?v=MuaCMnNpttY
Простой белорусский орнамент
Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.
Белорусский орнамент
Белорусский орнамент, есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен.
Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни
Знак плодородия, изобилия плодов земных. Ношение его призвано повысить жизненную силу, усилить способность к чадородию.
Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине.
В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.
Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.
Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.
— Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.
Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.
1. Звезда человека на небе; 2. Солнце дает силу и урожай; 3. Луна бережет детей от ночных страхов; 4. Огонь лечит от простуды и немочи; 5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей; 6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных; 7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.
Вышила солнце, чтобы сын выздоровел.
Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.
— У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои — где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена — чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, — рассказывает Евгений Сахута.
В книге немало таких примеров.
Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.
— У меня двое старших детей умерло, — рассказывала другая женщина. — Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией Матери, другой — на могилу деда.
У белорусов была даже своя астрология.
— Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках.
доктор искусствоведения Евгений Сахута
Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наблюдения за окружающей природой помогали мастерам переносить на свои изделия формы веточек, цветов, деревьев и даже вазонов, которые стояли в каждом деревенском доме. О самых интересных символах мы сегодня рассказываем.
Узоры жизни
Вышивают эти мотивы тогда, когда нужно просить Бога, чтобы человек пришел в чувство (рис. 1).
Когда у женщины нет детей, изображают такой символ. Чтобы выразить идею расцвета природы, жизни, вышивают символ Солнца (рис. 2), который помещается в символ Земли (рис. 3). Этот узор широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Называют его по-разному: Жизнь, Весна, Ярило. Это один из древнейших символов, в котором зашифрована тайна жизни.
Урожай и плодородие
В дохристианские времена главными богами считались бог Солнца и богиня Мать-Земля. От них зависела вся жизнь на Земле. Они любили друг друга, имели детей — Ярило и Весну. От Ярило и пошло все добро: рожь, ячмень. Образ его в народном воображении олицетворял пробуждение природы после зимнего сна. Ярило воплощен во многих узорах. Один из них изображает его на коне (рис. 4).
Еще один важный символ урожая — Жытняя Баба (рис. 5). Ее делали из снопа, перевязывали его полотенцем, поливали водой и ставили под иконами. Женщины считали, что Жытняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда имеет хороший урожай.
Изображали на ткани и Каплю (Дождь) (рис. 6). Говорили в народе: «Будет дождь идти — будет хлеб расти».
Образ Матери
Образ матери (рис. 7) с ребенком характерный для искусства всего мира, но у белорусов пользуется особенной любовью. Наши предки прославляли женщину-мать (рис. 8), украшая ее символом многие свои изделия.
Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты — мать и ребенок (рис. 9), которые воодушевляли мастеров и художников всех времен и народов. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.
Любовь
Очень интересно то, как молодые девушки выражали свои чувства через вышивку. Были узоры, обозначающие любовь, которая начиналась (рис. 10), любовь в расцвете (рис. 11) и любовь без взаимности (рис. 12). Женщины рассказывали, что все, что они пережили и увидели, они вышивали на покрывалах и полотенцах. Когда девушка влюблялась в юношу, она вышивала полотенце с голубем и голубкой. Он узнавал об этом и приезжал свататься.
Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать Мать-Родительницу и Святое Древо (рис. 13). Не знаю, было ли связано это с вышитыми символами, но у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливая.
Праздники
Наши предки чтили традиции. Праздник был неотъемлемой частью жизни любой деревни. Каждое событие отражалось в вышивке. Популярностью пользовались купальские мотивы (рис. 14), Масленица (рис. 15), свадьба. Кстати, в народе Масленица и Купалинка — родные сестры, поэтому часто изображались вместе.
Образы языческой мифологии
Эта тема наиболее популярна сейчас среди молодежи. Изображения богов все чаще является мотивом для созданий коллекции одежды, сувениров. Если поездить по деревням Брестской области, то можно увидеть на крышах домов и на калитках узоры солнца, месяца и т.д. Сейчас такие изображения выполняют чисто декоративную функцию.
Древо жизни
У многих народов в древности бытовал культ священного древа жизни. Символ вечности, бесконечности. Популярным был этот символ и у древних христиан. Особенно почитали дуб как символ мощи и непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ. Ствол и ветви деревьев украшали рушниками. Еще недавно в народе бытовало поверье, что нельзя срубать старинные дубы, чтобы не навлечь на себя несчастье.
Русалка
Трагичная, неразделенная любовь девушки воспета в художественном творчестве многих народов Европы и связывается обычно с образом русалки (рис. 16). У белорусов есть такая легенда о русалках: жила
в Несвиже красивая девушка. Увидел ее пан и соблазнил, а затем уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка к озеру и с горя утопилась. Ее часто видели ночью — она стала русалкой. А через год вернулся домой пан. Пошел однажды к озеру. Завлекла его девушка в воду, защекотала и утопила. Сейчас в Несвижском парке около замка Радзивиллов стоит памятник русалке.
Наряду с Купаллем у нас есть праздник Русалле. Когда-то он был связан с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, в котором сочетались энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и печаль, обрядовая магия и обычное веселье.
Символы защитников семьи
Женщины вышивали рядами символы, которые охраняли семью и защищали от всех бед.
Вот один из таких примеров (рис. 17). В первом ряду Параскева-Пятница с венчальными коронами по сторонам, опекунша женщин, матерей. Она дает сильную семью, здоровых, послушных детей, обеспечивает согласие и любовь в семье. Во втором ряду — узор Солнца, которое согревает и освещает Землю и все живое на ней. Символ Матери — Земли-кормилицы — защита от нечистой силы, болезней. Узор Перуна охраняет от беса, чертей. Наконец, Жыжаль должен обеспечить тепло в доме, уберечь от дурного глаза. Эти и подобные символы были оберегами семьи.
Вера
Важным было также обозначить такие события, как: Радуница (рис. 18), Деды, Гадания (рис. 19 (2)).
Также были символы, которые использовались во многих узорах, дополняя общую картину. Например: Звезда — символ человека (рис. 20), символы предков (рис. 21), Песня (рис. 22), Хлеб (рис. 23), узор женской доли (рис. 24).
Каждый узор несет в себе тот или иной смысл, раскрывает определенную идею. Одни узоры символизируют память о предках, вторые высказывают обращение к богам-покровителям, третьи олицетворяют природные явления, четвертые отображают чувства и надежды человека.
Софья ШТУТИНА
Нитки и способ вышивания
Белорусские вышивальщицы использовали как хлопчатобумажную пряжу натурального белого цвета, так и окрашенную в синий и чёрный цвета. Льняная и шерстяная нити были менее популярны, в основном их применяли в строчевом шитье и для орнаментации суконных и шерстяных тканей.
«Стебельчатый» шов представляет собой плотно прилегающие друг к другу стежки, каждый из которых выступает из-за предыдущего наполовину.
Вышивка «крестом» – счётный вид рукоделия, с множеством разновидностей.
Двойной «крест» – когда чередовали простые «кресты» с небольшими прямыми между ними.
Ещё одна традиционная разновидность белорусской вышивки называлась «пляцёнка». Внешний вид её напоминает косичку из коротких стежков, заходящих друг на друга.
Значительное место в белорусской вышивке занимают и швы «гладью», прямой и косой, а также свободный.

Образы языческой мифологии
У белорусов, как и у большинства народов, ранее существовал культ священного древа жизни. Священные дубы находились в центре капищ, и эти деревья нельзя было рубить, иначе навлечёшь на себя и свой род несчастье. Древо жизни олицетворяло вечную жизнь, поэтому этот узор был одним из главных образов, которые использовали мастерицы в своей вышивке.
Берегиня – покровительствовала семейному очагу, рукоделию и хозяйству.
Также в узорах использовались и другие символы, которые дополняли общую картину вышивки. Например, символы богов, наших предков, человека, хлеба или женской доли.
Орнамент как разновидность народной магии
Наши предки считали, что с помощью орнамента можно защититься от зла, обратиться к богам за благословением, не местные же, благодаря вышитым узорам могли получить представление о мировоззрении людей, главенствующем в той или иной местности.
Нательную рубаху всегда шили с магической предосторожностью, поскольку она не только согревала, но и отгоняла злые силы, а душу удерживала в теле. При кройке ворота вырезанный лоскут необходимо было протащить внутрь будущей одежды, такое движение – внутрь – делалось для сохранения и накопления жизненных сил.
Орнамент же обязательно вышивали в таких местах, как ворот, рукава, подол, на головных уборах – в обрамлении лица. Считалось, что зло может получить доступ к телу через открытые места. А обережная вышивка поможет их обезопасить. Древние белорусы также верили, что узоры-обереги на одежде помогают не хуже врачевателей того времени.
Существовала в народе и традиция обрядовых рушников. Когда случалось какое-либо несчастье – неурожайность или засуха, например, – то женщины собирались вместе у кого-либо дома и ткали рушник, а затем вышивали на нём определённый узор. После изделие относили на могилу предка, чтобы тот отвёл от деревни беду.
Смысловое значение таких узоров, как и обряд их чтения, передавалось мастерицами от старшего поколения младшему вплоть до начала XIX века. А затем сакральный смысл народной вышивки стал постепенно забываться, и вышивальщицы помнили только, что в них заключены силы добра.
Также рекомендуем наши материалы “Разбираемся в персонажах нашей мифологии” и “10 вариантов подарков из поездки в Беларусь!“
текст: Екатерина Голубничая
Особенности белорусских узоров
Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:
- квадрат;
- ромб;
- четырехугольник;
- полосы и их детали.
Белорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер
Символика белорусского орнамента и ее толкование
Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей:
Традиционные цвета белорусского национального орнамента
В Беларуси чистота узоров сохранялась вплоть до ХХ в. Наши цвета – это красные узоры и белый фон. Белый цвет – символ чистоты, а красный – цвета солнца и крови, как жизненной силы. В конце XIX в. белорусские вышивальщицы стали использовать чёрный цвет, но не в качестве преобладающего, а для оттенения красного. В народных костюмах также иногда можно встретить синий и жёлтый цвета.
Узоры жизни
Расцвет природы и жизни отображали, вышивая символ Солнца, который часто объединяли с символом Земли. Такой узор встречался в каждом крестьянском доме, поскольку его считали чудодейственным.
Начало всего живого – мать. Поэтому её образ – один из самых популярных узоров жизни, отношение к которому у наших предков было очень трепетным.
Бездетным семьям вышивали образ Матери-Рожаницы. А чтобы оградить детей от дурного глаза и несчастья также использовали специальный знак-оберег.
Узоры плодородия и урожая
В языческие времена в большом почёте были Солнце и Земля, поскольку благодаря их союзу каждый год вырастает урожай. Символ пробуждения природы и солнца – Ярило, которого часто изображали верхом на лошади. Ещё одним важным символом была Житная Баба.
Лирические и поэтические настроения в народном искусстве выражались посредством изображения птиц. Кукушка, например, символизировала овдовевшую женщину, соловей – поэта, воспевавшего любовь, сокол выступал образом любимого, а орёл олицетворял героя.
Символом же любви и мира стал голубь. Пара голубей с обращёнными в одну сторону головами – молодая пара. Если птицы смотрят друг на друга, а между ними ещё и цветочный букет изображён, – это говорит о любви в самом её расцвете. Ну а когда оба голубя отвернулись в разные стороны, всё, любовь, к сожалению, закончилась.
Узоры, отображающие праздники
Жизнь любой деревни не обходилась без праздников, которые тоже отражались в вышивке. Например, купалье, масленица или свадьба.