Значение тотема Медведь для мужчин и женщин. Как использовать символ? Почему медведь стал символом России? (4 фото)

Тотемы

Бурый медведь (ursus arctos)

Я постараюсь сделать такую обощенную выдержку про медведя. Бурый медведь — огромный хищник. В Европе распространен в освноном в скандинавских странах и в горах, зато занимает почти всю территорию России, в Азии распространен от Палестины до севера Китая, но с большими промежутками, встречается в Японии, многочисленен на Аляске и западе Канады, северо-западе США. Обладает множеством подвидов, среди которых и американский гризли. Активен в течение всего дня, но более всего в утренних и вечерних сумерках. Преимущественно лесной житель, но отличается крайней приспособляемостью к разным средами обитания, условиям жизни и пище. Всеяден абсолютно, может как мирно собирать ягоды, так и охотится за мясом. Ловит рыбу, вырывает корешки, разоряет муравейники, не брезгует пиратствовать — отбирать чужую добычу, а также есть падаль и невостребованные человеком пищевый и полупищевые отходы. Очень сообразителен и изобретателен, может придумывать множество способов добывать еду. Облдает крайне ловкими пальцами с когтями, мощными челюстями, огромной силой. Неожиданно быстр и скрытен, когда охотится делает это из засады. Крайне территориальны, территории самцов и самок не пересекаются, у самцов они существенно больше. Очень агрессивны по отношению друг к другу, без всяких проблем и с удовольствием убивают себе подобных, включая собственных родичей. Самка уживается с детенышами в течении двух-трех лет, пока они растут и учаться, молодые самцы в экстремальных условиях могут какое-то время сосуществовать и кооперировать, но состоявшиеся взрослые медведи других убивают и жрут. Разве что не в период размножения, который происходит летом. Впрочем, в порвые страсти медведь медведицу может и придавить, а друг с другом самцы сражаются довольно кроваво. Медведи укладываются на зиму спать в тех регионах, где холодно (а это большая часть его ареала обитания), спят нормальным сном, не понижая температуры тела, проснуться могут очень быстро. К спячке нагуливают огромное количество жира и готовят берлогу в сухом скрытом месте. Могут вырыть, могут найти пешеру или особо густо бурелом или другое подходящее укрытие. Если место хорошее, медведь будет строить новую берлогу там же. Там зимой и рождаются медвежата. Человека медведь не особенно боится, хотя он осторожнее и рассудительнее тигра, более того часто проявляет к нему и созданным ему вещам беспокоящее любопытство, поэтому гибель людей от лап и зубов медведя вовсе не редкость. Несмотря на распространенность в разных развлекательных мероприятиях на протяжении истории, медведь дрессируется хорошо, а приручается хреново, слишком себе на уме.

С мифами еще хуже. Медведь обожествлялся человеком с самых первых наскальных рисунков. О нем существует неичислимое количество мифов и легенд. Так что я постараюсь выделить скорее основные мотивы мифологемы медведя, не рассматривая практически конкретные мифы конкретных народов, потому что иначе это потянет на научную статью. Вам придется просто поверить в мою добросовестность 🙂

Во-первых это мифологема «хозяина леса». Медведь — огромный хитрый сильный хищник. Во многих культурах он был воплощением охоты, основным тотемным предком охотников и подателем основной дичи. Опять же с наскальных рисунков. В последствии эта же мифологема сделала медведя символом силы и власти, той, в которой правитель остается единым со своей землей. Поэтому с медведем связывают Короля Артура (чье имя скорее всего означает король-медведь). Его имя становилось сакральным (ну все знают, медведь — слово-заменитель, чтобы не призывать могущественного духа лишний раз). Такое же значение несут геральдические медведи — сила и защита. Медведица была священным животным Артемиды, во-первых как хозяйки дичи, во-вторых как защитницы женщин. Сходные богини, очевидно, существовали у материковых кельтов. Образ матери-медведицы это вторая распространенная мифологема о медведе. Третья, сильно связанная с первой, подразумевает сильную связь медведя с Землей, от которой он обретает мудрость и целительная сила, способность защищать рожениц, скот, отогнять нечистую силу и болезни.  Амулеты из медвежьей шерсти, когтей и зубов были одними из самых распространенных. И защитники детей — плюшевые мишки — наследники этого мифа.

Четвертая мифологема о медведе основана на его близости к человеку. Она может пораждать как легенды о медведе-предке человека, так и очень интересные мифы о медведе «брате» человека. (Очень рекомендую по поводу медведей статью «Медведь и сом: типология мотива» из книги

«Миф. Символ. Ритуал. Народы Сибири»

). Там рассматривается двухсторонний конфликт «медведь-земля» против «сома или сивуча-воды», в котором иногда принимают участие люди, помогающие медведю, братающиеся с ним, как с представителем того же мира, что и они. Сюда же попадают истории о медведях-оборотнях, чуть ли не более распространенные, чем истории о волках-оборотнях. Особенно в Восточной Европе любят мотив и колдуна, и проклятого, которые обращаются в медведя. Распространен в мифах и мотив того, что медведь под шкурой — человек, и что человеку достаточно накинуть медвежью шкуру, чтобы стать медведем. А также многочисленные медведи и медведицы сожительствующие с человеком добровольно или по принуждению.

Кровожадная природа медведя, зловещий облик и его привычка уходить в спячку породили пятую мифологему, связь медведя с подземным загробным миром и циклом времени. Сюда попадает, например, возможная связь со скотьим темным богом Велесом (со славянскими мифами никто ничего не знает наверняка) и реальная связь с колдунами, лешим, дьяволом, черной магией. Для земледельчиских народов вообще естестевенно считать лес зловредным загадочным нечеловеческим царством, а медведь является его явным воплощением. Медведи также  опосредованно часто связывались с погребальными обрядами. В эту же мифологему укладываются и современные мифы о невероятной агрессии гризли.

И шестая мифологема связывает мевдедей с праздниками, пробуждением земли, браком и даже похотью. Происходит это, на мой взгляд, из-за медвежьих праздников, бывших скорее частью культа самого медведя, из-за неприятия некоторыми народами всеядных животных-падальщиков, как нечистых, а также из-за его связи с землей-плодородием-смертью-и-возрождением. Сюда же попадает сниженный образ медведя как циркового, потешного животного, от римских арен до цыганских представлений.

Отмечу также, что частое обращение к медведю «дядюшка», «дедушка» и пр., у некоторых народов связан с тотемным культом, а у некоторых скорее является характерной формулой задабривания потусторонней силы. А связь с созвездиями Большой и Малой Медведицы, несколько частная, скорее всего связана с тем, что Большая Медведица настолько заметна на звездном небе, вообще-то связь с Небом для бурых медведей не характерна.

В качестве тотема бурый медведь будет у человека крупного, со склонностью к полноте, сильного физически, со слегка отстраненным сонным взглядом, скрывающим подвижный недюжинный ум и быструю реакцию. Такой человек будет хорошо приспосабливаться к любым условиям, в том числе сводить потребеление энергии до минмума в тяжелые времена (при этом он способен очень быстро изменить режим деятельности, если обстоятельства изменились). Он изобретателен, хорош с техническими приспособлениями, любознателен, хорошо обучается, однако не любит всего этого открыто демонстрировать. Вообще достаточно замкнут и скрытен. Облдает большой внутренней силой, старается приобрести авторитет, а потом строго защищает его. Мрачноват, но людей часто производит угнетающее впечатление. Работает лучше всего в одиночку, ненавидит приспосабливаться под других, терпеть не может, когда в его дела вмешиваются, и не дай бог с ним конкурировать — для него вызов его авторитету вопрос жизни и смерти. Предпочитает интеллектуальные задачи. Если не может придумать изящного решения проблемы или избежать ее, идет напролом, не взирая на жертвы. Отлично чувствует себя в одиночку, не нуждается в друзьях, если и заводит их, то так, чтобы конкуренции между ними точно не было, например из людей с совсем другим набором интересов. Не любит тех, кто лучше его, предпочитает быть в положении учителя, а не ученика. К отношениям подходит как к удовлетворению собственных желаний и возможность показать свое превосходство, впрочем иногда способен на долгие и преданные отношения, если они связаны с глубоким родством душ (но это уже не совсем сфера действия тотема) и если партнер проявляет много усилий для их построения и сохранения. (На самом деле, есть одни существа, с которыми люди с тотемом медведя могут жить в паре и даже любить детей — это ведьмы и колдуны). Но традиционный брак является мучением для медведя и настоящим адом для его партнера. Мужчины (и женщины с мужским типом поведения) с тотемом медведя детей не любят и воспринимают скорее как досадное, но неизбежное следствие жизни. Женщины (и мужчины с женским типом поведения) уделяют им много внимания, склонны к гиперопеке, стараются научить всему наиболее важному, однако только пока дети милые и маленькие, как только они начинают проявлять самостоятельность, женщины с тотемом бурого медведя стремятся выпихать их во взрослую жизнь и заняться собой. Помимо интеллекутальных упражнений, любят деятельность, завязанную на демонстрацию силы (это не обязательно подъем штанги, может быть и альпинизм). Едят почти все, любят есть вкусно и готовить. Обладают хорошим обонянием и слухом.

В качестве животного силы бурый медведь показывает физическую силу и здоровье, связь с Землей, плодородием, циклами жизни и смерти. Это может проявлятся как в особом таланте выращивания домашних растений, так и в особом даре травника или шамана. Бурый медведь одинаково способен ранить и исцелять, в этом смысле тоже проявляя качества Земли, природы и жизни. Он также показывает уверенность в себе, умение накапливать мудрость, приспасабливаться к трудностям. Это очень мощное животное, его сила часто хорошо заметна обладателю и даже окружающим людям.

В качестве животного-помощника бурый медведь связан со средним или нижним миром, или с ними обоими. В среднем мире он помогает обрести силу, здоровье, богатство, отстоять свой авторитет, справится с врагами, защитить свою территорию. Он помогает исцелять, ориентироваться в лесу. Медведица оберегает детей от опасностей. В нижнем мире он помогает грамотно распределять ресурсы, подкрепляет интуицию, бдительность, позволяет скрывать собственную силу, а также отпугивать врагов и неприятности, кроме того помогает вступить в борьбу со своими страхами.

The Furry Monster Fix’d Her Eyes above by

tdylan

Walking Bear by

Eugene-Siryk

Bear by

yanadhyana

Big Bear Little Bear by

hibbary

§

§

Выбрала обыкновенного осьминога для начала, а он, собака, не вписывается ни в Ктлуху, ни в «Сон жены рыбака». Ну, значит, придется потом эту тему продолжить.

Самый распространенный и изученный из осьминогов, распространен в Средиземном море и в Атлантическом океане от Англии до Сенегала, встречает и в западной Атлантике. Предпочитает жить на мелководье, на скалистых участках дна. Предпочитает умеренную температуру, может уходить глубже, если вода становится слишком холодной или слишком теплой. Это хищный головоногий моллюск, охотящийся преимущественно в сумерках. Он ест почти все, что сможет поймать, предпочитая крабов, раков и двустворчатых моллюсков. Осьминог подкарауливает жертву в засаде, используя для маскировки способность своей кожи изменять цвет и способность своего тела изменять форму. Способность менять цвет также отражает эмоциональное состояние осьминога. Осьминог хватает жертву щупальцами с вакуумными присосками и подтаскивает к рту, где располагается похожий на птичий клюв, который он может использовать чтобы измельчать пищу или вскрывать моллюсков. Укус обыкновенного осьминога выделяет яд, парализующий жертву, которую и без того удерживают мощные присоски. В глотке находится терка, перетирающая пищу. Органы вкуса у осьминога находятся прямо на руках (очень удобно, не приходиться тянуть в рот всякую гадость). Известно, что глаза осьминога очень хорошо развиты и напоминают по строению и чувствительности человеческие. Зато органами слуха он не обладает в принципе. Хорошо развит (особенно для моллюска) и мозг осьминога, он обладает хорошей способностью решать задачи, запоминать вещи и распознавать свойства предметов, прекрасно дрессируется. Еще у него три сердца и голубая кровь. Может передвигаться довольно быстро по реактивному принципу, но недолго, и предпочитает медленно ползти по дну или затаится в логове. От опасностей (в основном крупных рыб и морских млекопитающих) осьминог предпочитает скрываться в укрытиях, рифовых пещерках, расселинах дна, самостоятельно устроенных завалах или утонувших контейнерах. Иногда из таких укрытий осьминоги и охотятся, складывают там понравившиеся вещи и выкидывают оттуда лишний песок и объедки. Если спрятаться в укрытии не удалось, обыкновенный осьминог может выпустить чернильное облако, напоминающее осьминога, а при попытке съесть его ослепляющее противника (причем до шести раз подряд), а если пришлось совсем туго может отбросить схваченное щупальце, как ящерица отбрасывает хвост. Обычно осьминоги одиночные территориальные животные, ищущие компанию себе подобных только в период спаривания. В это время одно из щупалец самца превращается в половой орган, которым он вкладывает сперматофоры в мантию самки. Самка с этим оплодотворенными яйцами уплывает в укрытие или роет ямку в земле, обвивает кладку щупальцами, убирает и вентилирует ее, не покидает ни на шаг и часто умирает от голода. Маленькие осьминожики 2 месяца питаются планктоном и становятся жертвами всех хищников подряд, но по истечению этого срока становятся полностью сформированными особями. Живут осьминоги от 2 до 4 лет.

Осьминоги во-первых полезный для человека ресурс. В странах их обитания осьминогов активно вылавливают и едят. Кроме того, их чернила (а также чернила других головоногих) «сепия» очень ценились художниками как стойкий коричневый пигмент.
Кроме того, осьминоги вдохновляли множество мифотворцев от древних греков до Лавкрафта на создание хтонических морских чудовищ. Греки сравнивали осьминогов (хотя в первую очередь медуз) с отрубленной головой Медузы (а в Средние Века в Европе считалось, что она где-то там в Средиземном море и плавает). Существуют теории, что вид осьминога повлиял на образ Сциллы (хотя почему бы не Харибды). Обыкновенный осьминог, к сожалению, ввиду распространения не может похвастаться родством ни с северным Кракеном, ни с тихоокеанским Ктулху, ни с японскими тентаклевыми монстрами, ни отношением к богатой осьминогами мифологии Океании, и вообще обделен известными мифами. Зато вполне возможно именно он изображен на минойских росписях. Мы не знаем, зачем именно минойцы (а за ними и микенцы) рисовали осьминогов, но осьминог у самых истоков свободного выразительного искусства в нашем его понимании довольно примечателен. Осьминог вынес из моря камень для греческого юноши Энала, который бросился в море вместе со своей принесенной в жертву Амфитриде возлюбленной, но был спасен дельфинами, а после не побоялся пойти к поднявшейся воле. В книге 1919 г. «Эволюция дракона» Элиота Смита рассматривается связь Афродиты с осьминогом. В других местах мне не удалось обнаружить этой связки, но она не противоречит мифологемам ни осьминога, ни богини. Все моллюски связаны с чувственностью и сексуальностью, осьминог не исключение. Из всего этого можно сделать вывод, что обыкновенный осьминог в несколько меньшей степени связан с ужасом глубин и в большей степени с чувственностью и искусством.

Не вижу смысла описывать именно этого осьминога в качестве тотема, так как осьминог а) довольно далек от человека и может быть тотемом только в очень редких случаях б) ареал обитания обыкновенного осьминога делает крайне маловероятным ознакомление его потомков с написанными мной на русском языке вещами.

В качестве животного силы осьминог говорит о развитом интеллекте, обучаемости, приспособляемости, сильно укорененных в интуитивном и эмоциональном. Это в первую очередь озарения, смелые аналогии, запоминание ярких образов. Он также связан с искусством, в первую очередь визуальным, отвечает за чувство цвета и умение выражать себя через цвет. Чуть меньше связан с письменностью. В любом случае он описывает яркие способности к экспрессии, смелая фантазия, сочетающиеся с некоторой скромностью и замкнутостью. Сюда же могут входить способности к трансу и визуализации. У человека с этим животным силы будет, скорее всего, хорошая «цепкая» память. Осьминог говорит и о сексуальной чувственности, но скорее через эмоции, чем через тело.

В качестве животного-помощника обыкновенный осьминог связан с нижним миром, но с его «мелководьем». Он помогает обрести вдохновение и мастерство в обращении с красками или чернилами, помогает выразить внутренние ощущения, приносит умение вовремя спрятаться или выделиться в зависимости от обстоятельств, сильно укрепляет память. Помогает получать большее удовольствие от секса и доставлять больше удовольствия партнеру. Приносит цветные сны, защищает от кошмаров, обостряет интуицию. Отлично выводит из неприятностей. Дарит способность создавать иллюзии и придумывать несуществующее.

Octopus Hat by Blue Undine

Octopus Librarian by SeaofFireflies

Octopus by Hel-gi

Octopus lady by K4ll0

§

§

pantheon_blank

Расклад

«Мой пантеон»

описывает архетипы-сюжеты, согласно которым человек уже действует или мог бы действовать в разных ситуациях, в какие мифологемы он вовлечен, какие образы сильнее и важнее всего для его жизни. Он не дает оценок, но человек сам может начать изменять те образы, которые ему не нравятся. Этот расклад, который мне безумно нравится, довольно сложный и требует познаний в мифологии и фольклоре, а также умения их анализировать. Нужно не только правильно подобрать миф, описывающий сочетание сюжета позиции и сюжета карты, но и свести потом все девять образов в один. Бывает довольно сложно трактовать некоторые ситуационные младшие арканы в качестве мифологических персонажей (я даже думала написать про это статью, но это очень сильно зависит от колоды). В отличие от многих моих раскладов здесь важно, куда выпали Старшие Арканы – это самые сильные арехтипы-сюжеты. У позиций есть гендерная и стихийная привязка, она может совпадать или не совпадать с выпавшими картами. Если они не совпадают, нужно понять, что важнее, и как это соотносится со справшивающим. Например, если спрашивает девушка, определяющая себя как девушка, то Императрица в мужской позиции все равно даст женский сюжет. Опять же нет ничего плохого, если на выходе у нее мужских сюжетов будет больше. Со стихиями тоже самое, впрочем, их рассматривать не обязательно. Я использую для этого расклада Sol Invictus: The God Tarot, хороши будут любые мифологические колоды с большим количеством символов.

1)  

  Бог-отец

. Мифологема, проявляющаяся в вопросах власти, наставничества, установления порядка, правосудия, защиты территории. В зависимости от выпавших карт это может быть и Зевс, и Тюр, и Санта-Клаус, и Наполеон, и, кстати, Аматерасу, и т.д.. Это одна из четырех мужских карт расклада, обычно связанная с воздухом или огнем.

2) 

   Богиня-мать.

Мифологема, проявляющаяся в вопросах рождения, заботы, взращивания, творчества, помощи другим. В зависимости от выпавших карт это может быть и Гера, и Бригитта, и фея-крестная, а может и святой Франциск, и т.д.. Эта одна из трех женских карт расклада, обычно связанная с землей или водой.

3)  

  Воин

. Мифологема, проявляющаяся в вопросах борьбы, индивидуальности, идеалов, победы над противником, достижения цели. В зависимости от выпавших карт это может быть Арес или Афина, герой-драконоборец или Храбрый Портняжка, и т.д.. Эта одна из четырех мужских карт расклада, обычно связанная с воздухом или огнем.

4)   

Мудрец.

Миф мифологема, проявляющаяся в вопросах  обучения, поиска знаний, познания мира, формулирования и выражения собственных чувств, мастерства. В зависимости от выпавших карт это может быть Гефест, Один, Мерлин, конек-горбунок или Кассандра, и т.д.. Эта одна из четырех мужских карт расклада, обычно связанная с водой или воздухом.

5)     

Трикстер

. Мифологема, проявляющаяся в вопросах вызова устоявшемся порядку, нарушения закона, проверки на прочность, провокации, антиповедения, жертвенности. В зависимости от выпавших карт это может быть Локи, Сет, индейский Ворон или сказочная лисица. Эта одна из четырех мужских карт расклада, обычно связанная с огнем или воздухом.

6)  

  Сила

. Мифологема, описывающая неупорядоченную жизненную силу, волю, свободу, своенравие, изменение мира, магию, харизму, внутренних демонов

.

В зависимости от выпавших карт это может быть Шакти, Морриган, Фрейя, Кибелла, дракон или жар-птица, и т.д.. Это одна из трех женских карт расклада, обычно связанная с огнем или землей.

7)    

Жена

. Мифологема, описывающая «смиренную» жизненную силу, дом, семью, взаимоотношения с другими людьми, социальное положение. В зависимости от выпавших карт это может быть Гестия, Фригг, Гуань-инь, домовой или полтергейст, и т.д. Это одна из трех женских карт расклада, обычно связанная с водой или землей.

8)    

Жизнь

. Мифологема, описывающая источник энергии, внутренний мир, взаимоотношения с собой, с миром в широком понимании этого слова. Сюда попадает множество персонажей, связанных с жизнью и жизненной силой, благословениями и проклятиями, с природой, от Артемиды до Идунн, от ши до селки, от принца-лягушки до Дагды. Эта карта не имеет привязки к гендерной роли или стихии.

9)     

Смерть.

Мифологема, описывающая связь с потусторонним миром, смертью, снами, переходные состояния. Сюда попадает множество персонажей, связанных с миром мертвых, а также миром снов и другими мирами. Аид и Персефона, Эрешкигаль и Седна, Гермес Психопомп и Будда, даосский бессмертный и Оле-Лукойе. Эта карта не имеет привязки к гендерной роли или стихии.

§

Может быть. Мне, во всяком случае, такая мысль очень нравится.

Игра The Path, основанная на «Красной шапочке», покорила меня в том числе тем, что [спрячу, потому что всё же спойлер]бабушка там, по-видимому — это непросто доказать, но я всё же так думаю — соучастница или даже предводительница многоликого и в целом скорее стихийного волка в неоправданно жестокой инициации, такая безжалостная матриарх, действующая по сценарию «я терпела и ты терпи» — а разочаровала как раз невозможностью её в этом качестве победить.

§

А вот мне попали в руки три пробирки с духами

acidica69

. Внезапно прямо по трем мирам. Все довольно стойкие, как раз на день.

Первые —

«Верхний мир».

Раскрывается на мне травами и фруктами, конечно, там нет яблок, но есть их ощущение, предчувствие. Очень жизнерадостный, даже немного легомысленный, это не суровый шаманский верхний мир, скорее Альвхейм. На заднем плане ясно слышится кедр, который не дает забыть головокружительную высоту, на которой происходит дело. Со временем запах становится чуть более дымным и сладким, напоминая о жервтенном хлебе, но без ухода совсем в гастрономию. Прекрасно передает высоту и свет, ощущение летних праздников, ясного неба, щедрости природы и ее сил, на которую нужно отвечать щедростью.

Ясно слышу базилик, имбирь и лайм, амбру чуть позже. кедр постоянно на заднем плане.

Вторые —

«Тайга»

. Безусловно лесной запах, но на мне похож скорее на нагретую солнцем опушку, где можно сесть еще на шелковую траву, набирать ягоды горстями и есть их, но если протянуть руку чуть дальше, можно дотронуться до мха, разглядеть лисичьи шляпки, растущие ведьмиными кругами, и вглядываться в зовущую глубже темноту. Но пока не идти. Теплый, сладковатый, пронзительно зеленый запах.

Замечательное сочетание хвои с лимоном и чем-то сладким напоминает фейхоа, которые я так люблю, но слышен и мох, и грибы, и лесные травы.

Третьи —

«Слезы солнца»

.

acidica69

описывает его как спокойный, умиротворяющий, про благовония и дальние страны. Но на мне и для меня он звучит как теплый пепел и прах, воскурение последнего прощания, и напоминает мартовский ветер. Глубокий, смолистый, если не смоляной, сладкий тревожной дымной сладостью, печальный, древесный. Это сгоревший участок леса, огонь давно погас, но запах его все еще поднимается над ним, когда солнце подсушивает уголь, появившийся из-под снега. Чем дальше аромат раскрывается, тем больше света, тем холоднее уголь, есть даже предчувствие трав и цветов, которые первыми займут это место летом. Но пока виден черный шрам, memento mori природы.

Я чую многие упомянутые ноты, но не вполне понимаю, как именно они образуют вот это. Поэтому вот композиция:

Композиция: тинктура омелы и дуба, тинктура смолы дикоро, мускатный шалфей, пачули, лимон, розовое дерево, перуанский бальзам, пальмароза, саро, петитгрейн, базилик коморский.

§

Фильм

«Обитель проклятых»

неожиданно хорош. Он очень условно основан рассказе По «Система доктора Смоуля и профессора Перро». Дело происходит на рубеже 19-20 века (буквально) в Англии, молодой психиатр приезжает стажироваться в отдаленный приют для умалишенных, а дальше уже смотреть надо.

Во-первых там чудно воспризведена с любовью почти фетишистской атмосфера карательной психиатрии 19 века и его вообще, но в достаточно условной форме, не для шокирования зрителя, а для подчеркивания собственной мысли. Очень красивые интерьеры, костюмы, пейзажи, хотя акцент на них делается разве что в самом начале. Сейчас подумалось, что хорошим эпиграфом к фильму в контексте первых сцен было бы «Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу». Дальше как раз карнавальный ад. Кастинг радует, на героев приятно смотреть, все они немножко изломанные, но обаятельные. Неожиданно удачно противоречивая подача, представителям, скажем без спойлеров, обоих миров,сочувствуешь, когда они жертвы, и осуждаешь их, когда они агрессоры. Мысль в том, на мой взгляд, что насилие над личностью не может быть оправдано, потому что насилие порождает насилие. Все ужасы викторианской жизни и лечения вызывают искреннюю благодарность: «Как хорошо, что мы больше так не делаем» (речь идет как о лечении от мастурбации, так и об отношении к женщинам). Но и заставляет задуматься, а не делаем ли. В фильме нет, на мой взгляд, оправдания сумасшествию, как свободному состоянию человека, оно как раз жуткое, там есть оправдание простым человеческим ценностям, уважению, любви, несмотря на различия и недостатки. Несмотря на то, что фильм довольно сказочный и метафорический, вот это все является волшебным средством, но не абсолютным оружием, не панацеей. Может не сработать или сработать не до конца, и никто не говорит, что это просто и у каждого получится, но другого средства все равно нет. Кроме того, там очень граммотно разворачивается сюжет, и даже ожидаемая вроде бы развязка выглядит чуть-чуть неожиданной. И сезон как раз подходящий. 

§

§

Previous Entry | Next Entry

§

§

§

Я очень люблю ноябрь. Все эти графические ветки, холодное зимнее храмовое небо, черноту сухой полыни и опавших осиновых листьев, красноватые от райских яблок и боярышника сумерки, самую темную темноту ночи. А сейчас он еще и гостеприимно теплый, чтобы люди, непонятно как пропустившие возможность погулять осенью (как я), еще сумели воспользоваться шансом.

Вообще в этом году меня впервые немного пугает зима. Даже не холодом, и не темнотой, а невообразимой бесконечностью своей. Очень хочется побольше красных шмоток, чтобы это преодолеть. И всего остального красного, острого, вызывающего и светящегося. Без всякой связи с новым годом хочу обвешать дом гирляндами. Ну и сезон фейхоа, конечно, надо будет успеть приготовить с ними пирог, а может даже взять себя в руки и сделать цукаты. И из тыквы цукаты. А то я ленюсь готовить последнее время.

А еще ноябрь — отличное время, чтобы спасать черных котов. Вот тутacidica69 собирает деньги на лечение заслуженному котоветерану Прянику.

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий