Культ священных животных в Древнем Египте — РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА — ГЛАВНАЯ

Тотемы

Зверобоги древнего египта

A.E. LIKHACHOVA

CLASSIFICATION OF FACTORS INFLUENCING ON ARCHITECTURE-PIANNING DECISIONS OF COUNTRY FARMS IN SIBERIA

The classification of factors influencing on the formation of types of country farms, on architecture-planning and landscape organization of farm and farmstead in conditions of Siberia is given in the article. On the basis of analysis of standard factors the manufacturing types of architectural enterprises, in particular the farms are singled out. The conception of organization and farms distribution was offered. Five models of farms distribution at Siberia settling system were considered.

УДК 72. 032.6

Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. арх., доцент,

ТГАСУ, Томск

ЗВЕРОБОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Рассмотрены различные формы поклонения древних египтян богам в обликах животных (промысловая магия, тотемизм, фетишизм, зоолатрия и др.); показаны примеры использования этих образов в монументально-декоративном искусстве и архитектуре Египта

Ты удивила меня замечанием о зверобогах Египта. Что ты знаешь о религии?… Религия египтян на несколько тысячелетий старше эллинской. Чем глубже во тьму веков, тем темнее было вокруг человека и в его душе. Нескончаемой чередой шли перед ним ежечасные боги — звери, деревья, камни, ручьи и реки.

И. Ефремов Таис Афинская

Тема, которой посвящена эта работа, не нова. Мир египетских зверобо-гов, столь удивительный и непонятный эллинам, даже в наши дни считается крайне запутанным, полным фантастических домыслов и метафизики. Это вполне объяснимо, поскольку пантеон Та-Мери (Возлюбленной Земли) насчитывал не менее пяти тысяч богов и богинь в самых различных обличьях. Древнеегипетская история замечательна уже тем, что она демонстрирует последовательный процесс трансформации религиозных воззрений от тотемизма и промысловой магии к монотеизму и мировым религиям. Целью настоящей работы является попытка систематизации наиболее популярных зооморфных божеств Древнего Египта и анализ изменений, которые происходили в их иконографии в течение тысячелетий. Сделана попытка раскрыть причины удивительного консерватизма традиций зоолатрии в египетском искусстве и архитектуре.

Величава и разнообразна природа Черной Земли (Та Кемт)! В незапамятные времена поднялась она со дна огромного морского залива, рассекав-

© Е.Н. Поляков, 2007

шего Африканский континент надвое. Еще в VI тысячелетии до нашей эры граница саванн и влажных тропических лесов проходила гораздо севернее. Горячие пески Сахары только еще начинали свою разрушительную работу. Многочисленные стада копытных и слонов были нередкими гостями многотравных долин Среднего Египта. В зарослях папируса водилось множество диких гусей, пеликанов, ибисов и цапель. На песчаных отмелях кормились свирепые зухосы (нильские крокодилы) и гиппопотамы. По ночам окрестности реки оглашались мощным рыком пришедших на водопой львов и пронзительными воплями павианов. Поверхность воды вспарывали острые плавники громадных сомов, окуней-латов, острорылых нильских щук-оксиринхов, пресноводных дельфинов. Это было царство воды, смертельно опасное для человека. Обширные болота живописно дополняли панораму Нила. Многочисленные впадины после ежегодных разливов наполнялись водой и служили обиталищами для змей, лягушек и длинноногих аистов. Вероятно, малярия была нередким гостем в тростниковых хижинах первых поселенцев, которые покинули саванны Западной Африки, спасаясь от наступающей пустыни.

Что же могло привлечь в долину Нила многочисленные племена протоберберов, протокушитов и азиатских кочевников, обосновавшихся здесь около десятка тысячелетий назад? Очевидно, многое.

Во-первых, плодородная почва Черной Земли, позволяющая ежегодно снимать по три-четыре урожая. Нильский геф, казалось, сам порождал жизнь, так как уже через несколько дней после спада воды в нем уже кишат мелкие жучки, черви и грызуны. Чрезмерное плодородие ила приходилось даже искусственно сдерживать, подмешивая в него песок.

Во-вторых, богатейшие запасы естественных строительных материалов: папирус, достигавший пяти метров высоты, очень вязкая глина, идущая на изготовление гончарных изделий и кирпича-сырца, не менее десятка пород строительного и поделочного камня (известняк, песчаник, гранит, базальт и пр.), строительная древесина (пальма дуги, акация, тамариск, смоковница).

В-третьих, огромные запасы полезных ископаемых: медь, орихалк, самородное золото («солнечный металл»), драгоценные и полудрагоценные камни (лазурит, сердолик, оникс). Все эти богатства были оценены по достоинству уже в эпоху становления классовых отношений.

Несомненно, первопоселенцев привела сюда и богатейшая фауна, с которой люди сразу же вступили в довольно своеобразные отношения. Наиболее древние формы религии, узаконившие единство Человека и Природы — промысловая магия, тотемизм и фетишизм. Между охотничьими угодьями многочисленных родов и племен пришельцев, заселивших берега Нила, сложились более-менее постоянные рубежи. Впоследствии они ограничили территории номов, топархий и арур — административно-территориальных единиц Древнего Египта. В качестве геральдических символов этих владений выступали самые различные животные — звери, птицы, рыбы, насекомые. Причем выбор той или иной особи на роль племенного божества далеко не всегда зависел от его личных качеств и распространенности в данном регионе. Чем, например, можно объяснить тот факт, что не менее десяти египетских номов поклонялись змеям и ни один — гиппопотаму? Почему в отдельных номах

безжалостно истреблялись тотемные животные соседей, хотя между этими номами существовали вполне нормальные торговые и политические отношения? Пример подобной вражды — истребление крокодилов («священных» животных Ком-Омбоса) жителями города Дендеры (VI верхнеегипетский ном) [1, с. 750]. Вероятно, таким способом жители Дендер пытались уберечь своих «священных» коров от нечестивых рептилий.

В древности контакты между людьми и животными были более тесными, почти «родственными». Французский археолог Анри Лот в качестве примера привел роспись Тассили, изображавшую сцену совокупления мужчины с самкой буйвола. В такой ситуации животное выступало в качестве близкого родича и даже предка племени (одна из древнейших форм тотемизма). В раскопках поселений додинастического Египта найдено немало бытовых предметов, украшенных фигурками животных — то добрых покровителей семьи, то защитников от воров и разбойников [2, с. 13]. Для большей сохранности содержимого сосуда на его стенках, особенно вдаль краев, рисовали или лепили фигурки крокодилов, скорпионов и других опасных животных. Ручкам сосудов также придавалась форма того или иного зверя или пресмыкающегося. По-видимому, этими же причинами можно объяснить появление сосудов, имеющих форму того или иного животного — павиана, гиппопотама и др.

Человек верил, что духи, заключенные в этих миниатюрных изображениях, могут активно вмешиваться в его жизнь, вредить ему или, наоборот, помогать. Отсюда становится понятным назначение амулетов в форме крокодилов, собак, пчел. Эти украшения олицетворяли личные обереги человека, животных-покровителей его рода, племени, нома. Дальше — больше. Изображения тотемных животных перекочевали на древки знамен и штандартов, стали элементами гербов, эмблемами подразделений и соединений египетской армии («Сокол», «Слон», «Бычий Череп», «Перо», «Гарпун», «Рыба» и т.п.) (рис. 1) и, наконец, зверобогами.

Рис. 1. Эмблемы подразделений древнеегипетской армии (по Герману Вейсу)

Приведем далеко не полный перечень древнеегипетских номов и их жи-вотных-покровителей. Этот список составлен на основе трудов М.А. Коро-стовцева [1], Я. Липиньской [2], М.Э. Матье [4] и других ученых-египтологов.

Таблица 1

Животные-покровители номов Нижнего Египта

№ нома Наименование нома Областной центр Верховное божество нома Животное- покровитель

I Мемфисский Мемфис Птах Апис (черный бык)

V Саисский Саис Нейт Баран, овца

VI Ксоисский Буто Уаджет Египетская кобра (гая)

XIII Гелиопольский Он (Гелиополь) Атум Мневис (пестрый бык)

XVI Мендесский Мендес Козел, коза

XVIII Бубастистский Бубаст Баст Кошка

Таблица 2

Животные-покровители номов Верхнего Египта

№ нома Наименование нома Областной центр Верховное божество нома Животное- покровитель

I Такенс Элефантина Хнум Баран

II — Эдфу Гор Сокол

III — Нехеб Нехбет Самка коршуна

IV Фиванский Фивы Монту, Амон Баран

VI Тентирский Дендера Гатор (Хатор) Корова

VIII Тинисский Тинис Онурис Лепидот (рыба)

XII — Нехен (Иеракон-поль) Фрти (Немти) Сокол на полумесяце

XIII Ликопольский Сиут (Ликополь) Упуаут Стоящий черный шакал

XV Заячий Шмун (Гермо-поль) Унут Зайчиха

XVI Газелий (Антилопий) Бени-Хасан (Спе-ос-Артемидос) Анукет Антилопа

XVII Кинопольский («Черная Собака») Кинополь Анубис Лежащий черный шакал

XIX Иму-Пеху Оксиринх — Оксиринх (нильская щука)

XX Нар-Хентет Гераклеополь Хершеф Ихневмон (мангуст)

XXI Арсиноитский Арсиноя (Крокодилополь) Себек Крокодил

В роли покровителей номов выступали как дикие, так и домашние животные. Очевидно, первые были почитаемы среди древних охотников, вторые -у скотоводов и земледельцев. Дадим краткую характеристику наиболее популярным и широко распространенным в Древнем Египте зверобогам.

Лев, львица

Согласно М.А. Коростовцеву [1, с. 22], на территории Древнего Египта почиталось 32 бога-льва (большинство — в Нижнем Египте) и 33 богини-львицы (опять же большинство — в Верхнем Египте). В греко-римское время целая группа поселений носила название Леонтополис (Львиный Город). Наиболее известными богами в львином обличье были Акер (один из богов подземного царства) и Шу (бог воздуха и пустоты). В городе Телль-эль-Яхудиа, расположенном к северо-востоку от Гелиополя, был построен наиболее почитаемый в Дельте храм Льва.

Царственный хищник с роскошной гривой считался олицетворением божественного Солнца. Его величественный облик и умение, не мигая, смотреть на дневное светило вызывали уважение и суеверный страх. Только фараон, Сын Ра, имел право охотиться на этих властелинов пустыни. Известно, например, что Аменхотеп II убил за время своего правления 102 льва. Охотой на львов с колесниц развлекался и молодой Тутанхамон. Сохранилась крышка ларца, на которой он изображен в момент выстрела. Египетские сцены «царской охоты» в своих деталях, по-видимому, предвосхитили аналогичные рельефы из Нимруда и Дур-Шаррукина (Ассирия). Прирученные львы, как известно, сопровождали колесницу Рамзеса II и даже принимали участие в военных действиях (битва при Кадеше). В титулатуре египетских фараонов особое место занимает сравнение владыки со львом — «Сын Солнца», «Могучий Лев», «Бык среди властелинов», «Божественный великолепный Сокол».

Как правило, места их культа устраивались вблизи караванных троп вади, где погонщики часто сталкивались с этими грозными хищницами. Подобные святилища были обнаружены в храме Аменхотепа III в Эль-Кабе, в Ти-нисском номе, в селении Дейр-эль-Габраи близ Ассиута и т.д. Иконография первых зверобогов в львином обличье, несомненно, была зооморфной (грубая имитация туловища хищника в виде круглой скульптуры или рельефа) либо тератоморфной (сочетание частей тел различных животных — греч. химеры). Например, в гробнице царицы Хер-Нейт в Саккара (I династия) была обнаружена притолока, украшенная фигурами двух львов-стражей. Однако более известны египетские сфинксы — каменные львы с головами соколов, людей или баранов. Эти изваяния, многократно тиражированные в эпоху Нового царства, стали неотъемлемой деталью древнеегипетского культового зодчества. Знаменитые «аллеи сфинксов» соединяли храмы и святилища с берегами Нила (Карнак, Дейр-эль-Бахри) или с другими храмами (Луксор). Образ сфинкса прошел через всю древнеегипетскую мифологию. Это воин и страж священных дорог и построек, борец и мститель, символ солнечного культа, который первым встречает лучи восходящего Солнца и следит за тем, чтобы не нарушался процесс движения его по небосводу.

Священными львицами египтяне почитали наиболее популярных богинь — Сохмет, Тефнут (Мемфис) (рис. 2), Мертсегер (Фивы), Баст (Бубастис), Пахет (Спеос Артемидос).

Рис. 2. Богини-львицы Мемфиса: а — Сохмет; Ь — Тефнут

Крокодил (культ Себека)

Культ нильского крокодила (зухоса) был популярен в Обеих Землях. Вряд ли это можно объяснить привлекательностью животного в качестве охотничьей добычи, хотя его шкура издавна служила материалом для различных поделок, а мясо, по уверениям гурманов, не уступало по своим вкусовым качествам куриному. Скорее всего, нильский крокодил стал объектом поклонения благодаря своим внушительным размерам (до семи метров длины), огромной силе, свирепому нраву и коварству, проявляемым на охоте. Добычей крокодилов становится практически любое теплокровное животное, которое

а

хищник способен одолеть. Даже львам не всегда удается избежать его острых зубов во время водопоя.

Культ зухоса возникал в местах, изобилующих этими хищниками — заболоченные местности с озерами и каналами, речные быстрины, отвесные берега, песчаные отмели. В Дельте существовало не менее семи центров почитания крокодилов (Бусирис и др.), в Верхнем Египте — 15 (Ком-Омбос, Фивы и пр.). Крупнейший центр почитания священных рептилий — Арсиноитский ном со столицей Крокодилополем (Фаюмский оазис) (рис. 3). Здесь находился целый заповедник священных зухосов и даже кладбище их мумий в знаменитом Лабиринте (храм Аменемхета III, ок. 1800 г. до н.э.).

Гораздо чаще при храмах в специальных водоемах содержалось одно животное исполинских размеров, которое возводилось в ранг крокодильего «царя». Хищник был окружен величайшим почетом. Его украшали кольцами и серьгами, кормили отборным мясом, вином и хлебом. После смерти «царь» подвергался бальзамированию и торжественному погребению. Его сменял очередной гигант, отобранный придирчивой комиссией жрецов. Н.П. Соколова пишет, что во дворе храма Аль-Мохамид священные крокодилы содержались в специальном бассейне. Им приносили жертвы, которые спускались в отверстия, открывавшиеся при повороте специальных блоков. Весь механизм был, якобы, впаян в каменное изваяние бога-крокодила [5, с. 177].

О подобном храме упомянул в своей «Географии» и Страбон: «Храм Себека находится в Арсиное — бывшем Крокодилополе…. В этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть там одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется Сухом.» [6, с. 748].

Помимо льва и крокодила, наиболее распространенными тотемными животными в Древнем Египте были бык, змея и сокол.

Бык, корова

Культ священного быка и коровы, корни которого следует искать в контактной магии древних скотоводов, был равно чтим в Обеих Землях, но

Рис. 3. Себек — бог-крокодил, владыка зарослей

больше — в Дельте, богатой плодородными пастбищами. Но, в отличие от индийцев, египтяне обожествляли не всех представителей полорогих, а лишь отдельных особей, обладавших исключительными достоинствами. Наиболее крупными центрами распространения этого культа были Мемфис, Гелиополь, Гермонт и Дендера.

Бык, подобно Мину или Осирису, воплощал в себе неиссякаемое плодородие природы, источник жизни и благосостояния древнеегипетского государства. В Мемфисе, древнейшей столице фараонов I династии, с додинастического периода процветал культ Аписа — черного быка с белым треугольником на лбу и темным пятном на языке, похожим на скарабея. Будущий Апис отбирался комиссией жрецов из огромного числа животных по тридцати признакам. Бык-избранник, пройдя жесткий конкурсный отбор, поселялся в Апейоне — дворце с роскошным парком. Здесь его кормили отборным сеном, поили ключевой водой и вином, купали в теплых ваннах, окуривали драгоценными благовониями. Лишь один-два раза в год животное впрягали в ярмо — фараон собственноручно пропахивал несколько борозд на поле, открывая очередной сельскохозяйственный сезон. После этого животное не беспокоили.

В 1851 году французский археолог Август Мариетт обнаружил в долине Саккара развалины колоссального погребения священных быков. Подземный коридор длиной 350 метров имел по обеим сторонам погребальные покои с саркофагами из черного и красного гранита. Всего в саркофагах было найдено 64 мумии животных (древнейшая — времен Аменхотепа III, самая поздняя — начала нашей эры). На каменных стелах были указаны даты рождения, посвящения и смерти каждого из быков. Средний возраст — 25 лет. Согласно Геродоту, по истечении этого срока, если бык не умирал сам, жрецы вели его со двора и топили где-нибудь в укромном месте. Затем объявляли, что бог Пта прекратил свое существование в теле старого Аписа и вселялся в более молодого быка. Само существование этого жестокого обряда опровергается рядом современных ученых, которые находили мумии быков и более преклонного возраста [1, с. 14].

Вторым крупным центром почитания священных быков был Гелиополь. Здесь процветал культ черного Мневиса. В Гелиопольском Серапеуме Мневис выполнял функции оратора бога Ра и его земного воплощения. Как и Апис, гелиопольский бык содержался в специальном здании вместе со своей коро-вой-матерью. Время от времени их выпускали на прогулку в огороженный загон. Тут на быка надевались украшения, ему приносились жертвы. Культ Мневиса был настолько нерасторжим с Гелиополем, что даже фараон-еретик Аменхотеп IV (Эхнатон) вместе с солнечным культом Атона (изобретение гелиопольских жрецов) перенес в свою новую столицу Ахетатон и культ священного Мневиса [4, с. 347].

В Гермонте позднее обожествили быка Бухиса черно-белой или краснокоричневой масти (рис. 4).

Рис. 4. Бухис — священный бык Гермонта

Его отождествляли с верхнеегипетским богом войны Монту. Неподалеку от Гермонта располагался некрополь этих быков — Бухеум. Культ Бухиса процветал еще при ХХХ династии и при Птолемеях. Существовали также менее значительные центры почитания священных быков. Например, XVII ки-нопольский ном в Верхнем Египте (бык Бата) и др.

Большой известностью среди простого народа пользовалась богиня веселья и любви Хатхор (Гатор). Она изображалась в виде женщины с рогами или ушами коровы. Фетишем этой богини служил столб Джет, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами, а в более поздний период — головой коровы. Вероятно, этот столб послужил исходной моделью для так называемой гаторической капители, украшенной ликами богини (двумя — в святилище Хатхор заупокойного храма Хатшепсут, Дейр-эль-Бахри; четырьмя -в храме Хатхор в Дендере). Подобное украшение было известно еще во времена I династии — мастаба царицы Хер-Нейт была украшена глиняными коровьими головами, увенчанными настоящими коровьими рогами. Глиняные поверхности были окрашены красной («солнечной») охрой.

Что же касается космологической сути священной коровы, то уже в «Текстах пирамид» была увековечена легенда о Мехет Урт («Великой Корове»), на спине которой первые боги Египта покинули землю. Тело этой коровы усеяно звездами, ее ноги — четыре столпа Вселенной, на которых покоится небесный купол. Сохранилось предание о том, что Солнце было рождено небесной коровой в облике золотого теленка. Фараоны считали великой честью называть себя сыновьями Мехет Урт или «тельцами». Миф о небесной корове, по всей видимости, был создан жрецами, пытавшимися объяснить строение Вселенной (рис. 5).

Рис. 5. Богиня Нут в облике Небесной Коровы Мехен Урт

Следует отметить, что божества в облике быков и коров почитались во многих номах Древнего Египта. Согласно легенде, все боги и богини Египта первоначально были быками и коровами с шерстью различной окраски. Потом уже, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову. Иконография многих богов сохранила коровьи или бычьи рога как отзвук более древних верований и обрядов. Рогами и лунным диском было увенчано чело Хатхор, Исиды, Мертсегер (богини фиванского некрополя). Богиня-антилопа Сотис имеет украшение из антилопьих рогов. Эта же традиция сохранилась и в ритуальном украшении фараона бычьим хвостом во время ежегодного празднования «хеб-седа» («возрождения», «обновления» фараона).

Почитание священных быков и коров было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте (Сомали) и на Синае. Библейская притча о Золотом Тельце отразила один из эпизодов борьбы древних иудеев с египетскими культами священных рогоносцев.

Священные змеи

В фольклоре и религии Древнего Египта культ священных змей занимает особое место, поскольку эти рептилии являются носителями противоположных начал — как доброго, так и злого. Дело в том, что в пустынях и болотах Северной Африки сложились идеальные условия для жизни самых разнообразных пород пресмыкающихся. Здесь можно встретить египетскую кобру (гаю), рогатую гадюку, удавчика, полоза и пр. Причудливая форма змеиного

тела, лишенного конечностей, немигающий холодный взгляд, высокотоксичный яд — качества, издавна вызывавшие у людей чувство страха и невольного уважения. Отсюда становится понятной популярность змеиных божеств на территории многих номов Древнего Египта. Не случайно фетишем города Бу-то (столицы VI нижнеегипетского нома), а также Имета (Телль-эль-Фараун), Небта (Билифия) и других городов стала египетская кобра Уаджет («Зеленая»). Уже во времена Раннего царства эта змея являлась символом Дельты (Нижнего Египта), а ее золотое изображение украшало корону фараона (рис. 6, Ь). Непредсказуемость поступков «огнедышащих» змей сделали их идеальными стражами дворцов, храмов, некрополей. Восточный фасад Южной гробницы комплекса Джосера в Саккара был украшен барельефом из каменных уреев — стражей усопшего фараона (рис. 6, а).

Рис. 6. Изображения священных змей в искусстве Древнего Египта:

а — кобры-хранители на восточном фасаде Южной гробницы: (погребальный комплекс Джосера в Саккара, III династия); Ь — парадный головной убор (клафт) Тутанхамона (XIV в. до н.э.)

Изображениями священных кобр была украшена также балюстрада заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. У входов во многие древнеегипетские храмы стояли стелы с изображениями священных змей и текстами заклинаний против злых чар. Этому были особые причины.

Во время разливов Нила полчища змей покидали свои норы и искали убежища на возвышенностях, в людских жилищах. Массовые нашествия змей в канун наводнений в сознании египтян стали синонимами. Змеи стали ото-

ждествляться с водной стихией, ее порождениями. Извилистое русло Хапи с раздувшимся «капюшоном» Дельты своими очертаниями напоминало гигантскую кобру-урея — праматерь всех змей.

Таким образом постепенно змеи превратились в духов-охранителей воды. Их скульптурные изображения украсили устья родников. Даже радуга стала ассоциироваться с туловищем гигантской змеи, поглотившей без остатка всю дождевую влагу. В раскаленных песках Восточной Сахары вода воспринималась даром великих Подземных Змеев, в воле которых было наслать людям наводнение либо засуху, жизнь или смерть. В древнеегипетской мифологии змеи нередко выполняли противоречивые функции. Некоторые из них являлись врагами солнечных богов и фараонов, другие — их друзьями и защитниками. В облике змеи или женщины со змеиной головой предстает богиня земного плодородия и охранительница закромов Рененутет. Покровительницей фиванского некрополя также была женщина-змея — богиня Мертсегер. Даже бог земли Геб изображался иногда со змеиной головой: «Земля и находящийся в ней мир мертвых полны змей, добрых и злых. Змеи сторожат врата разделов преисподней, змеи охраняют солнечного бога во время его плавания по подземному Нилу, и если, с одной стороны, гигантский змей Апоп пытается воспрепятствовать этому плаванию, то, с другой стороны, змей Мехен, защитник солнца, помогает последнему одолеть Апопа…. Змеи грозными рядами поднимаются и над ковчегами богов, и над балдахинами царских покоев. В виде крылатых кобр охраняют Исида и Нефтида Осириса, окружая его тенью своих крыльев.. Пятиглавый змей сторожит гробницу бога Хепри в шестом подразделении преисподней.» [3, с. 38].

Одним словом, змеи в древнеегипетской религии одновременно символизировали Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Свет и Тьму, Солнце и водную стихию. Этим можно объяснить их необычайную популярность в пантеоне древнеегипетских зверобогов.

Сокол, коршун

В мифах многих народов мира, рассматривающих вопросы мироздания, отражено противостояние небесных, «горних» божеств с хтоническими и водными богами подземелий. Это мифы о тектонике мироздания, о Мировом Древе, Мировой Горе и т.п. Мифология Древнего Египта не избежала этого дуализма. Олицетворением сил света, добра здесь часто выступают пернатые хищники — орлы, соколы, коршуны. Символами мрака и первородного зла считалась змея. Вполне возможно, что такое качественное разделение тотемных животных отразило политическую и религиозную конфронтацию Севера и Юга додинастического Египта. Союз южных племен был объединен фетишем сокола, северных — кобры. Впоследствии фараоны-объединители Египта соединили эти фетиши в своей короне — кобру-урея Уаджат (тотем города Буто) и самку коршуна Нехбет (тотем верхнеегипетского Нехеба). То, что символами Обеих Земель стали женские божества, свидетельствует, по мнению М.Э. Матье, о высокой исторической роли матриархата в африканских государствах. Вполне вероятно, что на выбор символов существенно повлияли и географические особенности Северного и Южного Египта. Именно

Юг с его обширными саваннами был более привлекателен для пернатых хищников. Болотистая дельта стала «уделом» змей. Сказания о битвах горных лю-дей-орлов с людьми-змеями, обитателями долин, конечно же, имеют свои корни в древнеегипетской мифологии.

Первые фараоны исторического Египта были выходцами из южных номов (предположительно — городов Тиниса либо Абидоса). Естественно поэтому, что южный тотем — бог-сокол Гор — стал покровителем власти фараонов первых трех династий. Лишь фараон Хефрен (IV династия) первым отрекся от древних традиций и открыто провозгласил себя сыном солнечного бога Ра. Отныне сокол, древний фетиш южных фараонов, прочно связал свою судьбу с солярным культом, стал олицетворением и спутником солнечных богов и фараонов. В этой метаморфозе нет ничего удивительного: только этой легкой и стремительной птице могла по праву принадлежать власть над воздушным пространством. Всякая же власть стала отождествляться с именем фараона — Великолепного Сокола.

В исторические времена культ сокола Гора стал фактически общеегипетским, но большинство центров его почитания было расположено все же на юге — Ком-Омбос и Эдфу (Гор), Иераконполь (Немти) (рис. 7).

Рис. 7. Разновидности древнеегипетских богов-соколов (слева направо — Гор Бехдет-ский, Харсомт, Гор — сын Исиды и Осириса, Хароерис, Гор из Эдфу)

Северными центрами культа священного сокола были традиционные центры солнечных культов — Мемфис (Сокар), Абу-Гураб, Гизе и Саккара (Ра-Горахти), Гелиополь (Атум). Культ сокола стал особенно популярен в Позднем Египте, когда соколиная охота превратилась в излюбленное развлечение чужеземных правителей — ассирийцев, персов, эллинов. Во времена Геродота, например, убийство сокола в Египте каралось смертью. Страбон упоминает также остров Филэ, где процветал культ птицы, «называемой коршуном», однако историк затруднился в определении видовой принадлежности этой птицы: «Она крупнее египетского коршуна и весьма отлична по расцветке оперения.» [6, с. 753]. Судя по всему, речь здесь идет о крупной породе сокола, который издавна почитался во Вратах Юга.

В Нижнем храме Хефрена в Гизе стояла диоритовая статуя фараона, на плечах которой сидит каменный сокол. Своими распростертыми крыльями священная птица прикрывает затылок египетского владыки. Она олицетворяет небесную силу, которая призвана оберегать жизнь фараона. Приведенные примеры являются отдельными фрагментами в иконографическом наследии крылатого солнечного божества — покровителя и хранителя Египта (рис. 8, а).

В одном из храмов Нехена (Иераконполя) была обнаружена великолепная золотая голова Гора с черными, инкрустированными обсидианом глазами. Наиболее прославленным святилищем пернатого бога, несомненно, является храм Гора в Эдфу (237-57 гг. до н.э.). В глубине двора этого памятника эллинистического зодчества стоит высеченная из камня статуя бога Гора в виде огромного сокола (рис. 8, Ь).

Рис. 8. Изображения бога-сокола в монументально-декоративном искусстве Древнего Египта:

а — статуя Хафра (Хефрена) с соколом-охранителем за спиной (Нижний храм Хафра в Гизе, III тыс. до н.э.); Ь — статуя Гора в Эдфу (3 в. до н.э.)

Помимо перечисленных выше, в древнеегипетском пантеоне существовало множество иных зверобогов. Их нельзя отнести к разряду общегосударственных. Некоторые были покровителями отдельных номов, иные — тотемами небольших селений. Выбор богов был практически неограниченным.

Интересно отметить, что в Древнем Египте не существовало четкого деления между «домашними» и «дикими» животными. Египтянам удавалось

приручать не только антилоп, гепардов и гиен, но даже превращать в заурядных несушек столь экзотичных птиц, как белая цапля и пеликан. Поэтому отношения жителей Египта со своими зверобогами были самыми тесными, почти семейными. Искусство приручения и дрессировки диких животных здесь сохранялось и развивалось вплоть до поздней античности и было растеряно уже на аренах римских цирков и амфитеатров.

М.А. Коростовцев описал немало иных животных, которые были тотемами древнеегипетских номов — ибис (Тот), баран (Хнум), кошка (Баст), шакал (Анубис), скарабей (Хепри), гиппопотам (Таурт), скорпион (Селкет), антилопа (Анукет) и др. [I, с. 20].

Как уже сообщалось выше, иконография первых египетских зверобогов было зооморфной (божество имело облик того или иного животного). Конечно же, подобный типаж, вполне приемлемый для первобытного дикаря, был непонятен и даже отвратителен просвещенным эллинам рубежа новой эры. Архаические зверобоги покоренного Египта подвергались язвительным насмешкам со стороны философов, писателей и поэтов. Вспомним Лукиана: «В Египте храм -здание больших размеров, и притом великолепное, украшенное драгоценными каменьями, золотом и надписями; но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку…» (Избранные атеистические произведения. — М., 1955. — С. 66). Или Ювенал: «Кто не знает, … какие безумный Египет чудовища почитает? Одни в нем Крокодилу кланяются, а другие трепещут перед нажравшейся змей птицей Ибисом. Там златый образ сверкает святой Обезьяны. Там морских зверей, здесь речную рыбу, там целые грады пса почитают. О, святые народы, у которых сии в садах водятся боги!.». И даже объективный в своих суждениях Страбон не может скрыть удивления: «После преддверий следует самый храм с большим и замечательным пронаосом и соответствующим ему святилищем; однако в нем нет никакой статуи, по крайней мере человекообразной, но только статуя какого-либо неразумного животного.» [6, с. 743]. Что тут можно еще сказать? Уже в «просвещенном» восемнадцатом веке на египетских зверобогов взирали с позиций воинствующего христианского монотеизма: «Подлинно, отдавать животным и мерзким гадам богопочтение, ставить оные посредине храмов, питать их с великим старанием, . казнить смертью тех, которые их убивали — все сие есть такое чрезмерное излишество, которое нам весьма кажется быть невероятно, а однако оно засвидетельствовано всей древностью .» [7].

Г. Роллен, профессор Санкт-Петербургской академии наук, сделал попытку раскрыть причину популярности культа зверобогов в Древнем Египте. Первая, по его мнению, причина — легенда о бегстве всех богов в Египет, «когда восстали на них люди», и превращение их там в животных. Вторую причину он видит в утилитарной пользе тех или иных животных для человека. От одних люди получают мясо, от других — молоко и шерсть. Псы охраняют дом, ибисы уничтожают опасных змей, змеи — грызунов. Крокодил якобы хранит Египет «от набегов воров Арапских», ихневмон сокращает поголовье крокодилов, и т.д. Третья, уже «философская», причина — египтяне поклоняются не собственно животным, как таковым, но богам, заключенным в них: «Философы почитают образ божий, в каком бы он месте ни объявился.». Этот по-

следний тезис подводит нас к совершенно новому и оригинальному прочтению темы зверобогов в египетской религии.

Речь идет о химерах — фантастических существах, созданных богатым воображением жителей Черной Земли. Уже на памятниках эпохи, предшествовавшей объединению Египта, среди представителей реальной фауны встречаются изображения грифонов — созданий с туловищем льва, головой орла и с крыльями на спине. Фантастические существа появляются в изобразительном искусстве исторического периода. Египтяне считали их злобными и опасными для человека созданиями — «демонами пустыни», слугами бога Сета. Выдумка подобных чудовищ могла преследовать сразу несколько целей.

Во-первых, они могли символизировать союзнические связи нескольких номов. В этом случае животное-монстр сочетало в себе фрагменты тел тотемных животных этих номов. Во-вторых, чудовища могли появиться как результат неполного перевоплощения этого животного в другое. Подобные легенды о животных-оборотнях встречаются в фольклоре и иконографии очень многих народов Африки. И наконец, подобные «монстры» могли демонстрировать его многогранные качества. Если изобразить бога или вождя племени с головой животного, то становится вполне очевидным для всех характер этого че-ловека-бога, принадлежность его к той или иной тотемной группе, роду.

Собственно, бог с туловищем человека появился еще в период разложения патриархальных отношений в раннединастическом Египте. Он знаменовал зарождение культа военных вождей. Это более поздний этап в развитии религии по сравнению с тотемизмом. Вероятно, уже тогда каждый ном получил право изображать своего бога-покровителя в образе человека с головой тотемного животного. Этот способ иконографии лишний раз подчеркивал неразрывную связь номовых богов с их земными «епархиями». По мнению египтян, боги номов, как и вожди, могли при необходимости перевоплощаться в свое звериное обличье (Гор — в сокола, Анубис — в шакала, Амон — в голубя или барана). На знаменитой картине суда Осириса изображены 42 коленопреклоненные фигурки людей. Из них головы бородатых мужчин имели 15 изображений, безбородых юношей (или женщин!) — 2, змей — 13, иных зверей — 7, птиц — 5 [3, с. 62, табл. XXIII). Это фигурки богов-покровителей номов. Таким образом, ном, как крупнейшая территориальная единица Египта в период сложения ранней государственности, узаконил в рамках единого государства свою относительную самостоятельность. Смешанная иконография доходчиво представила государственный союз относительно независимых друг от друга областей под властью фараона. Политическая история Древнего Египта знает немало примеров борьбы номов с центральной властью, возвышения и упадка различных областей при сменах династий. Столица Египта в ходе этой борьбы неоднократно перемещалась в различные области (Тинис — Мемфис — Аварис — Фивы — Ахета-тон — Танис и т.д.).

Одной из сил, активно противостоящих культам богов в звериных обличьях, а соответственно и сепаратизму номов, была авторитарная власть египетских фараонов, обоснованная солнечными культами. Согласно этой доктрине, Солнце является владыкой и создателем всего живущего на земле, первоосновой всего сущего. В какой-то мере гелиопольские жрецы, утвердившие

этот культ, гениально предугадали роль и место Солнца в космогонической системе нашей галактики. Действительно, Земля вместе с Луной возникла значительно позже Солнца. «Желтый карлик» также старше всех планет, видимых с Земли невооруженным глазом. И конечно же, Солнце сильнее всех египетских зверобогов и вавилонских астральных богов, вместе взятых! Такого могущественного покровителя могло иметь только одно лицо в государстве — Сын Солнца, фараон. Солнечные культы зародились в эпоху Раннего царства и в разных формах просуществовали почти до конца Нового царства. Солнечный бог Атон во времена Аменхотепа IV знаменовал вершину солнцепоклонства в истории Египта. Однако полный разрыв с древними богами, прочно укоренившимися в сознании простого народа, был обречен на неудачу. Мятежный фараон, сделавший открытый вызов власти Амона и номовых зверобогов, не нашел политической поддержки. В результате его прогрессивные религиозные реформы были преданы забвению, а старые божества восстановлены в своих правах.

Желанием сохранить остатки государственности и религиозной независимости Египта перед чужеземными завоевателями объясняется политика фараонов XXVI, саисской, династии. Именно в этот период был провозглашен возврат к культурным ценностям прошлых веков. Имеются в виду различные формы зоолатрии, популярные среди простого населения Обеих Земель. В каждом доме тогда имелось свое священное животное (бык, змея, кошка), которые играли роль духов-хранителей семейного очага. Геродот, Плиний, Страбон застали самые различные формы поклонения зверобогам в период Позднего Египта и при Птолемеях:

1) заповедные угодья (рощи, болота, водоемы), в которых живые зверобоги содержались в естественных условиях;

2) загоны, вольеры и зоопарки при дворцах и храмах, в которых жили священные животные;

3) кладбища мумий (Апейон, Серапейон и т.п.);

4) прославление зверобогов средствами искусства — картины, статуи, посвятительные стелы;

5) святилища и храмы зверобогов;

6) наименование отдельных городов именами священных животных -Леонтополис, Ликополь, Кинополь и др. Впрочем, эту «градацию», скорее всего, ввели греки, слабо разбиравшиеся в особенностях древнеегипетской религии;

7) наименование областей по имени тотемных животных — Газелий ном, Заячий ном, «Черная Собака», «Дельфин», «Крокодил» и пр.

Даже чужеземные правители, периодически захватывавшие египетский престол, «были вынуждены поклоняться быкам, баранам и кошкам, чтобы египетское жречество служило опорой их трону и признавало их богами, подобно древним фараонам» [1].

Осваивая долину Нила, египтяне затратили огромные усилия, чтобы приспособить эти заболоченные, нездоровые места для обитания. Поразительна неисчерпаемая энергия египтян в борьбе с природой. Они побеждали ее там, где иной раз даже человек наших дней опускает руки. Одного не смог-

ли победить египтяне — наследия первобытных понятий и верований. Они были слишком прикованы к видимому миру, чтобы освободиться от его обоготворения и от необходимости использовать магические способы для управления им.

Библиографический список

1. Коростовцев, М.А. Религия Древнего Египта / М.А. Коростовцев. — М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. — 336 с.

2. Липиньская, Я. Мифология Древнего Египта: [пер. с польского] / Я. Липиньская, М. Марциняк. — М. : Искусство, 1983. — 223 с.

3. Матье, М.Э. Древнеегипетские мифы / М.Э. Матье. — М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1956. -172 с.

4. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. — М.; Л. : Искусство, 1961. — 590 с.

5. Соколова, З.П. Культы животных в религиях / З.П. Соколова. — М. : Наука, 1972. — 272 с.

6. Страбон. География в 17 книгах / Страбон / пер. Г.А. Стратановского. — М. : Наука, 1964. — 941 с.

7. Ролен, Г. Древняя история. Об египтянах. Т. 1 / Г. Ролен. — СПб., 1749. — С. 46.

E.N. POLAYAKOV

ANIMALES-GODS OF ANCIENT EGYPT

Different forms of ancient Egyptians worship to Gods in appearance of animals (trade magic, totemism, fetishism) were considered in the paper. The examples of using these images in monumental-decorative art and architecture of Egypt were shown.

УДК 711.424.03.

П.В. МИХНОВА,

НГАХА, Новосибирск

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ СРЕДЫ ГОРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА: ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Появление городов-крепостей в XVIII веке на территории современного СевероВосточного Казахстана связано с расширением и укреплением южных границ Российской империи. В статье рассматривается один из аспектов архитектурно-пространственного развития городов — вертикальная композиция, или силуэт города. Наряду с отдельными архитектурными объектам и планировочными элементами, в формировании эстетического образа и городской среды большое значение имеют панорамные виды. Развитие городского силуэта рассматривается в контексте эволюции среды городов по историческим периодам.

Для расширения и укрепления границ Российской империи в XVIII веке возводились фортификационные сооружения — крепости, форпосты, редуты, которые представляли собой сплошные укрепленные линии. Некоторые крепости впоследствии были ликвидированы, другие выросли в крупные торгово-

© П.В. Михнова, 2007

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий