Руны старшего и младшего футарка — значение символов ругического алфавита

Руны

История

Младший футарк используется в Скандинавии и поселениях эпохи викингов за рубежом, вероятно, начиная с IX века. Во время периода миграции старейшина Футарк был настоящим «секретом», известным только грамотной элите, с сохранившимися лишь примерно 350 надписями.

Во время фазы с 650 по 800 в некоторых надписях смешано использование рун Старшего и Младшего Футарка. Примеры надписей, относящихся к этому периоду, включают DR 248 из Снолделева, DR 357 из Стентофтена, DR 358 из Гуммарпа, DR 359 из Истаби и DR 360 из Бьоркеторпа, а также такие объекты, как гребень Сетре (N KJ40).

Ög 136 в Rök, который использует руны Elder Futhark для шифрования части текста, и Ög 43 в Ingelstad, который использует единственную руну Elder Futhark в качестве идеограммы , также иногда включаются в качестве переходных надписей.

К концу 8 века сокращение рун с 24 до 16 было завершено. Главное изменение заключалось в том, что разница между звонкими и глухими согласными больше не выражалась письменно. Другие изменения являются следствием звуковых изменений, которые отделяют древнескандинавский от прото-норвежского и общегерманского (в основном изменения в системе гласных).

  • Первый ætt был сокращен до его первых шести букв, fuþąrk , без рун g и w (старая руна a транслитерировалась как ą для древнескандинавского языка, поскольку выраженная в ней фонема стала более закрытой).
  • Второй ætt потерял руны æ и p . J руно было вынесено лишнее из — за изменения звука древнескандинавских, но хранились с новым звуковым значением . Старая руна z была сохранена (транслитерированная в контексте древнескандинавского языка как ʀ ), но перемещена в конец рунного ряда при единственном изменении порядка букв в Младшем Футарке.
  • Третий ætt был сокращен до четырех рун, потеряв руны e , ŋ , o и d .

В табличной форме:


f

Старейшина Футарк

у

þ

а

г

к

г

w

ч

п

я

j

æ

п

г

с

т

б

е

м

l

ŋ

о

г
Младший Футарк
f / v

u / v / w,
y, o, ø


þ, ð

ą, о, æ

г

k, г
ᚼ / ᚽ
ч
ᚾ / ᚿ
n

я, е
ᛅ / ᛆ
a, æ, e

ʀ
ᛋ / ᛌ
с
ᛏ / ᛐ
t, d

б, п

м

l

Младший Futhark стал известен в Европе как «алфавит скандинавов», и был изучен в интересах торговли и дипломатических контакты, именуемый абецедарий Nordmannicum в франкском Фульде (возможно, Валафрид Страбона ) и огам lochlannach » Ogham скандинавов «в Книге Баллимота .

Руны старшего и младшего футарка - значение символов ругического алфавита

Огам lochlannach

, Книга Ballymote, Fol. 170v

Особенности надписей младшими рунами в эпоху викин (алексей афонюшкир) / проза.ру

Появление младшего футарка

Под футарком в языкознании понимаются старший и младший рунические алфавиты, бытовавшие у древних германцев и скандинавов до возникновения современной письменности. Название взято исследователями по первым шести буквам более раннего по происхождению «старшего футарка»:

Fehru — F
Urus — U
Trurizaz — T
Ansuz — A
Raidho — R
Kenaz — K

В итоге получается FUTARK. Так обозначаются все модификации рунических алфавитов у любого народа, который их использовал. Особенность лишь в том, что древнегерманский футарк в силу своей более ранней этимологии получил название «старший», а скандинавские именуются «младшими футарками».

Обе эти рунические системы нельзя назвать алфавитами в том понимании, которое существует в настоящее время. Руны в футарках обозначают не фонемы, с помощью которых можно составить слово, обладающее определённым смыслом, — каждая из них уже сама по себе является не фонетическим, а сематическим знаком, отражающим ту или иную стороны жизни древних англо-саксов и скандинавов.

Так руна Аnsur олицетворяет Бога, Raidho — путешествие, одну из важных основ жизни этих народов, Wunjo — победу в частых сражениях, Algiz — защиту от врагов, Isa —лёд, то есть суровый климат мест проживания, Sowulo — солнце, желаемую погоду. Много рун касается скотоводства, охоты, сельского хозяйства и прочих проблем, характерных для всех народов в средневековье.

Кроме того, руны могут нести ещё и символическую нагрузку. В само название древнегерманского и древненорвежского «run» входят такие значения как «шепот», «тайна», «посвящение в тайну», «передача тайны не слышно для других».

Способов передачи тайны множество во всех рунических алфавитах, как «младшего», так и «старшего» типов. Это может быть особое написание руна, его произнесение, значение, толкование одинаковых графически знаков.

Появление младшего футарка в руническом строе скандинавских народов стало следствием семантической оптимизации 24-хзначного Старшего футарка, бытовавшего в Британии с момента завоевания её саксами и англами в V веке новой эры. Имя автора этого алфавита не известно. По легенде, он принадлежал к магам из сословия викингов.

К викингам относились только избранные жители Скандинавского полуострова. В основном это были знатные люди, богатые землевладельцы и в большинстве народ образованный, знающий руны своих предков, умеющий их преобразовывать и применять. Их преимущественным занятием являлось развитие культуры своего края за счёт путешествий, международной торговли и обычного пиратства. Появление викингов, или как их называли «северных людей» вызвало у соседей ужас. Это были абсолютно безжалостные люди.

Понятие о «старшем футарке» и возможности его приспособления под свои нужды викинги получили именно за счёт путешествий и дерзких набегов на окружающие земли в эпоху, которая получила в Скандинавии наименование «Эпохи викингов». Хронологически это примерно совпадает с 800 — 1100 годами новой эры, временем расцвета культуры на севере европейских земель.

Руны у древних германцев были разделены на три смысловые группы (атта):  Frey’s, Hagall’s, Tyt’s. В них находилось по восемь рунических знаков. Каждая из групп представляла собой достаточно сложную систему с внутренней структурой и иерархией между рунами, имеющей определённый магический смысл.

Многие из заданных изначально значений со временем терялись или преображались во что-то более актуальное для сведущих носителей рунического языка не только в старшем, но позднее и в младшем футарке. В целом же все три атта составляли единое магическое заклятие, своеобразный моральный кодекс.

У скандинавских народов традиционный древнегерманский алфавит был сокращён с 24-х до 16-ти рун и получил название «младшего футарка». Отдельные признаки преобразований в графическом изображении рун стали появляться уже в VII веке. Слишком сложные в написании конструкции упрощались, непонятные знаки адаптировались под нужды тех или иных национальных образований, отдельные руны, повторяющие друг друга по смыслу, были убраны из алфавита. В X веке в скандинавских списках количество рунических знаков окончательно устоялось на цифре «16». Изменилось и начертание отдельных рун, схожих по смыслу с некоторыми знаками из старшего футарка. Именно так в Эпоху викингов появилась так называемые младшие руны.

Руны младшего строя сохранили деление, подобное старшему: они были распределены также по трём аттам. Пробелы в знаковом строе рядов соответствовали сокращённым рунам старшего футарка. В этом смысле младший футарк правильнее было бы назвать просто меньшим в количественном отношении, но нисколько не уступающим в семантической нагрузке общего строя.

Изменение формы рун объясняется некоторыми исследователями как результат воздействия других культур. Возможно, славянской, с которой викинги в период расцвета своего влияния соперничали и сотрудничали очень плотно. По Нормандской теории, впервые выдвинутой немцем Г. Байером при правлении Анны Иоанновны и позднее поддержанным уже русским историком Н.М. Карамзиным, русское государство своим возникновением обязано викингам Кию, Щёку и Хориву, основавшим Киев.

Так графическая форма скандинавских рун Mannaz и Kennaz совершенно аналогична соответствующим по смыслу рунам из имевшегося на то время славянского алфавита или футарка, который на него повлиял. Например, начертание руны Eihwaz в младшем футарке почти в точности повторяет славянскую «Чернобог». Более того, и смысл обеих рун, один и тот же: жизнь человека, его смерть и возрождение в новом виде. С точки зрения современной науки, влияние славянских рун на младший футарк было, скорее всего, опосредованным и восходящим в том и в другом варианте алфавитов к старшему футарку.

Причин сокращения старшего футарка у викингов, по-видимому, было несколько. Самой очевидной представляется оптимизация рунического алфавита: изменение или сокращение рун, имеющих одинаковое или близкое значение. В качестве примера можно взять руну «uruz» (U), вобравшую в себя семантику рун «othala» (O) и «wunjo» (W), олицетворяющих жизненную энергию и саму жизнь, поскольку, по сути, это одно и то же.

То же самое можно сказать о руне «kaun», вобравшей в себя символику двух рун из старшего футарка: G, означающей щедрость, и Q — гостеприимство. Логика здесь очевидна: «каун» в скандинавском алфавите символизирует энергию викингов, а значит, их успешность и могущество. Жизненная энергия, расщеплённая на разрозненные составляющие, деструктивна и ведёт к ослаблению воинственного племени.

Другой не менее важной причиной могла стать практическая адаптация старшего футарка к языку, традициям и соответствующей документации, существовавшей в то время в Исландии и Скандинавии. Руны младшего футарка особенно хорошо подходили к исландскому языку. Он и стал базой для создания модернизированного рунического алфавита.

16-тизначный рунический футарк первоначально использовался исключительно в письменных целях. По мнению Аслака Листола, норвежского рунолога, в Скандинавии большинство образованных людей умели как читать, так и писать. Речь шла при этом только о руническом письме, то есть об умении общаться смысловыми знаками. Для общения с помощью фонетических звуков, составляющих традиционный алфавит любой речи, 16 рун было явно недостаточно. Тем не менее, руническая письменность в скандинавских станах имела широкое применение вплоть до последних десятилетий XII века. Об этом свидетельствуют деревянные дощечки и бруски с различными записями и сообщениями, дошедшими до наших дней, а также сохранившиеся руны и саги с применением графики младшего футарка.

Особенности надписей младшими рунами в эпоху викингов

Период с VII VIII века стал переходным в истории создания рунической письменности у скандинавских народов. Немногочисленные памятники с руническими надписями, найденные в Швеции и Норвегии, свидетельствуют, что их авторы пользовались в основном старшим футарком. Только в отдельных рунах отмечены некоторые изменения в графике. Причём новые формы письменности часто употреблены наряду со старыми.

Изменяется также и языковая специфика текстов: местами в них отражаются особенности диалектов, присущих ещё не сформировавшимся в обособленные этнические группы древнескандинавским народам. 16-тизначный алфавитный строй в сохранившихся рунах появляется только к концу VIII века. Существует предположение, что именно в это время появился некий талантливый реформатор, создавший младший, особенный по строю и семантической нагрузке футарк.

Самые древние рунические памятники Скандинавии найдены в Дании. Вследствие этого в рунологии её условно считают родиной сокращённого древнегерманского алфавита, а первые руны с шестнадцатью знаками именуются «датскими».

Учёными-рунологами были уточнены и причины трансформации старшего футорка и перехода его у викингов в младший рунический ряд. В настоящее время считается, что этому содействовало изменение фонетического строя в основных скандинавских диалектах в X веке: в них возросло количество гласных и согласных звуков. Странным остаётся только то, что вслед за этим последовало не увеличение знакового фонетического ряда в рунах, а его заметное сокращение.

Число реально существующих в языке фонем стало неадекватным графемам, которые использовались в письменности. Это привело к фонетической полифункциональности младших рун: большинство из них могло быть использовано иногда в прямо противоположных фонетических смыслах.

Многие рунологи склонялись к тому, что данное явление отражало упадок в письменных возможностях скандинавов, объяснявшийся их временной культурной обособленностью от германских, англосаксонских и славянских народов.

В преобразованиях нормандского рунического алфавита имелась, однако, конкретная логика и целенаправленность. В отличие от старшего футарка, считавшимся для своего времени идеальным в качестве фонетического и графического ретранслятора смыслов, младший футарк руководствовался принципом знаковой экономии рун при относительном сохранении звуковой специфики языка. Во взаимодействии графической и фонетической составляющей, происходившем в эпоху перестройки рунической письменности, акцент делался только на тот фонетический фон, который был актуален для современников.

Это касалось и формы написания каждой из рун: они унифицировались по высоте и количеству графических стволов. В новом футарке оставлялись знаки только с одним стволом, что в последствии стало мощным толчком для создания полноценного алфавита.

В реорганизации рунической письменности сыграл свою роль также обычай викингов увековечивать память о воинах, павших в походах, и ставить на их могилах или просто в публичных местах памятные каменные сооружения в виде грубо отёсанных стел или мемориальных камней с руническими надписями, получивших название «рунических».
Поскольку надписи на памятниках были в основном однотипными, в Х веке они стали делаться по определённому трафарету, включавшему в себя:
-имя героя;
-перечисление его подвигов;
-указание места и обстоятельств гибели;
-имена родственников, по чьему заказу был изготовлен памятник.

Часто на мемориале высекалось также имя человека, писавшего текст.
Именно поэтому унифицировался и младший футарк. Цель этого была не только в почтении достойных, но и в простоте и доходчивости высеченного на камне текста. Общекультурные задачи письменности викингам не представлялись в то время более важными.

У скандинавов особенно ценились также формальная красота рунических знаков и искусство в их написании на каменных мемориалах. Живой язык при этом оставался в стороне, отсюда и расхождение в фонетическом и в письменном строе модифицированного до предела в новом алфавите старшего футарка. Умение пользоваться руническим языком у викингов считалось особой привилегией. Обычный язык в фонетическом отношении был более богатым и разнообразным, но у знати он считался плебейским и был уделом низших слоёв общества.

Пиком рунического искусства и развития младшего футарка стал XI век. Письменность стала в это время имела больше символический, нежели практический характер. Привилегией пользовались мастера, способные красиво оформлять на камне запросы правящего социального класса. Особенно много было их в Швеции, превращавшейся в наиболее мощную и экономически развитую скандинавскую державу.

До эпохи викингов надписи, высекавшиеся на камнях, не имели определённого порядка в своём расположении. Мастера их могли ориентировать, как по горизонтали, так и по вертикали и даже по окружности каменных изваяний. Величина рун и эстетика в написании текстов тоже не имели значения — главным был смысл. Викинги как народ военный, дисциплинированный и приученный к строгому порядку положили конец этому письменному хаосу. При них надпись должна была наносится на любой, в том числе и каменный, носитель, как и в младшем футарке, только в определённом направлении и руны при этом не выходить за заранее заданный размер.

В написании младших рун были территориальные варианты: датский, шведский, норвежский. Л.Виммер считал, что два последних версии являются результатом технической переработки датской формы рунического письма.

Так или иначе, но только в шведско-норвежских рунах наглядно выражен принцип стилистической и графической сдержанности, демонстрирующий укороченность и редуцированность до минимума их графических форм и максимальную семантическую нагрузку текста в целом. В рунах этого типа рационально использованы все четыре признака рунического письма: число графических ветвей, их направленность, длина и уровень локализации на основном стволе.

Анализируя территориальные разновидности в написании младших рун Э. Вессен предположил, что их характер не только территориален, но и вполне функционален, что это не просто монументальная форма письменности на камне, имеющая какие-либо национальные особенности, но также своеобразные экономично изложенные сообщения бытового предназначения. Особенно это касалось рун, написанных на дереве — материале, не хранящемся долго.

Взгляды Вессена на нашли широкого отклика в среде рунологов, так как обиходная письменность на деревянных носителях появилась в Скандинавии только после заката Эпохи викингов. В их пользу свидетельствовали лишь малочисленные памятники на недолговечных материалах и относительно недолгое, с точки зрения общего исторического процесса, использование в мемориалах шведско-норвежской рунической письменности. Хотя и при викингах имелись мастера, способные качественно выполнить как мемориальные, так и обиходные рунические надписи.

В заключение следует сказать, что руны, этимологически восходящие к старшему футарку, а затем уже к шведско-норвежской письменности, а также датский младший футарк появились и сильно видоизменились именно в период господства викингов. Отчасти это можно объяснить компиляцией лучшего из культур, с которыми соприкасались воинственные норманы, путешествовавшие по многим морям и рекам. Однако не исключено, что имелись и внутренние причины, заключенные в самом менталитете древних скандинавов. Так или иначе, но рунические памятники, сохранившиеся с тех давних времён и доставшиеся современникам, представляют собой исключительную культурную ценность не только для скандинавской, но и всей мировой культуры.

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий