Узоры в резьбе наличников

Обереги

Волшебный бык на наличниках

В узорах наличников можно встретить букву V, являющуюся схематичным изображением бычьей головы. Бык для наших предков являлся священным, связанным с огнем и солнцем, животным. Этот древнейший символ был заимствован ими в индоарийских верованиях, в которых диск солнца является глазом огненного небесного быка.

Существуют заметки секретаря византийского полководца Велизария (490-507 гг.н.э.) Прокопия Кесарийского, повествующие нам о том, что древние славяне приносили на заклание священного быка богу огня Перуну.

Интересно знать Праздник жертвоприношения богу Громовержцу у восточных славян совпадал по времени с днем св. Ильи Пророка. Именно этот святой стал для наших предков преемником Перуна. Южные же славяне считали могучего быка, вола или буйвола опорой тверди земной.

Но традиция жертвоприношения священного быка Перуну существовала среди всех славянских народностей. Жертвенного быка откармливали всей общиной, затем мужская часть населения собиралась на пир, братчину, на котором быка закалывали, мясо съедали, а кости, приносящие удачу, сберегали.

Например, олонецкие охотники полагали, что кости «ильинского» быка способны утроить добычу, поэтому во время братины старались обязательно взять кусок мяса с костью. На орловщине кости жертвенного быка было приято закапывать в хлеву, чтобы сохранить домашний скот в целости и сохранности.

В наличниках символ быка присутствует заключенным в солярном знаке, и символизирует силу исходящих от солнца лучей.

Громовые знаки в деревянной резьбе

Неизменным атрибутом Даждьбога в славянской мифологии всегда был знак грома — Перуна. Как правило, он представлял собой шестиугольную звезду, вписанную в круг. Существует разновидность этого знака в виде восьмиугольной звезды. Перунов знак именовали еще громовым колесом, коловратом или перуновым колесом.

Громовые символы в наличниках служили оберегом от гнева Перуна – попадания молнии во время грозы в избу. Кроме этого, Перун-Громовержец олицетворял собой воинскую доблесть и мужество, поэтому часто служил оберегом для русских воинов в виде изображений на шлемах и нагрудных доспехах. В картинах мироздания, рисуемых на наличниках, громовой знак говорил о смене дня и ночи.

Забытое таинство деревянных кружев

Так как детство прошло в деревне, то с красиво оформленными наличниками сталкивался «с младых ногтей». А вот что буквально каждый завиток что-то да означает — задумываться начал только в более старшем возрасте. Вот интересная статья на эту тему. И статья эта — не единичная — имеется в наличии еще небольшой ряд статей, а еще часть — в процессе подготовки.

ОБРЕЖНЫЕ СИМВОЛЫ ДОМОВОЙ РЕЗЬБЫ

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

С. Есенин.

«Всё течёт – всё движется». Это выражение слышал каждый из нас. Со временем меняется природа, стиль и образ жизни. Иногда это происходит быстро, иногда медленно и незаметно. Да так вот исподволь, что и не верится, что раньше было совсем не так, совсем иначе, по-другому. Но некоторые осколки старинного быта сохраняются, подстраиваясь под новую жизнь, зачастую получая при этом новый смысл и трактовку.
Мы говорим «Спасибо» и «Благодарю», и уже не видим разницы между этими выражениями. Печём на масленицу блины, говорим «Чур, моё!», если хотим взять себе что-то найденное или занять свободное место. Почему именно так? Да потому что… Потому что так принято, так ещё наши деды и прадеды поступали…
Но ещё в школе нам объясняли, что просто так ничего не бывает. Просто некоторые действия стали для нас такой давней обыденностью, не требующей объяснений, что побудительная причина, изначальный смысл этих действий канули в лету, забылись. В математике это называется аксиомой, а в жизни – обычаем, традицией, культурой.
Одной из частей русской культуры является домовая резьба. С седой старины до настоящего времени стыки конструктивных элементов жилых домов (например – между крышей и стеной, между стеной и рамой в оконном проёме или стеной и косяком в дверном) а так же и других деревянных строений, прикрывались причелинами, наличниками. Кроме своей основной функции – предотвратить проникновение внутрь помещения холода, влаги, сквозняков, они являются ещё и украшением.
Посещая деревни, или попадая на окраины небольших старинных городов, многие сейчас восхищаются красотой деревянных кружев, сожалея при этом, что красивых резных деревянных наличников остаётся всё меньше. Их вытесняют более дешёвые пластиковые окна, с успехом выполняющие первую функцию – защитную, потеряв при этом вторую. Лишённые главного своего украшения, обшитые пластиком, дома стали безликими, потеряли свою индивидуальность и неповторимость.
А вот о третьей функции наличников, резного узора на них, знают немногие. Большинство наших современников даже не догадываются, что изначально покрывающие дерево узоры предназначались не столько для красоты, сколько они должны были оберегать, охранять жизнь и добро владельцев дома.
Наличник и его конструктивные элементы
Не смотря на кажущююся простоту, наличник – это сложное по кострукции сооружение.
Каким бы по внешнему виду наличник не был, у него всегда имеются четыре основных элемента. (рис 1)
Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски — боковины (3), и две горизонтальные доски, фризовая (2) и подоконная (4). Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения.
рис.001
Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция – защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения.
Красоту, разнообразие, а зачастую и неповторимость наличникам придают такие дополнительные элементы, как «уши» (6)и подзор, или завершение (7), навершие, или кокошник (5), расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь могут тут могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создается впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят, как продолжение боковин.
Дополнительные элементы могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Наличие или отсутствие их полностью зависит от фантазии и умения мастера.

Мой дом – моя крепость
Английская поговорка
Нашим далёким предкам было свойственно заселять окружающий мир всевозможными божествами и духами. По верованиям древних людей одни из них были добрыми – таких надо было приманивать, другие – злые, этих надо отгонять или, если отогнать не получится, то хоть как-то защититься, отгородиться от них. Забор вокруг дома убережёт от хищных зверей. Стены и крыша укроют от непогоды. Очаг, печь дадут такое желанное в долгую зиму тепло, обеспечат горячей пищей и теплом. От духов спасали только заклинания, амулеты и обереги, как призывающие, так и охранные. В результате, чтобы полностью обезопасить внутренние помещения дома, и себя в нём, дом нужно превратить в материализованное магическое заклинание, способное противостоять нечисти и привлекать благости.
В конце 10 века Русь принимает крещение, язычество стало подвергаться гонениям, но оказалось, что невозможно добиться победы только запретами, что не так то просто вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Процесс христианизации Руси продолжался на протяжении нескольких столетий, в результате чего русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в своеобразный симбиоз христианства Византийского толка и Славянского язычества. Многие христианские праздники своими корнями уходят в глубины языческого мировоззрения славян, и, как результат, в церковных обрядах произошло замещение некоторых прежних понятий на новые, а старым символам была дана новая трактовка. Так, например, щука – один из символов мерянского речного бога, становится рыбой – символом Христа, а так же апостольским символом святых Андрея и Петра — Крестителя Скифии, то есть Руси.
В конце 18 века в искусстве, литературе и архитектуре России господствует эпоха романтизма. Входят в моду старые легенды и мифы, причём не только (и не сколько) славянские, но и античные, западноевропейские. Стены дворцов, дворянских усадьб покрываются гипсовой лепниной или резьбой по дереву с изображениями непривычных для крепостных крестьян амуров, павлинов, единорогов, винограда…
Эпоха романтизма, и пришедшая ей на смену эпоха классицизма – это ещё и время расцвета в дворянской среде мистики, вот и получает домовая резьба новые мотивы-обереги. А так как строители – свои же крепостные, то нет-нет, да и стали появляться эти элементы на фронтонах и наличниках крестьянских и купеческих домов, выступая в роли модных декоративных элементов.
К этому времени в крестьянской культуре сакральный, охранительный смысл изображения уже начинает теряться. Мастера выполняют работу не только по традиции, «как пращуры велели», но и с учётом пожеланий заказчика, с учётом моды на тот или иной орнамент.
В наше время обережные свойства домовой резьбы забыты большинством населения. В результате на новых домах можно встретить такие построенные не по канонам узоры, которые не защищают, а, наоборот, призывают несчастья.
Один из примеров — Берегини, перевёрнутые вверх ногами, или присутствующие в узоре знаки карточных мастей. А источники православной и, в особенности, староверческой литературы называют использование этих символов святотатством. Кстати, и при гадании на картах пиковая масть означает ссоры и проблемы.
* * *
Так всё же, что обозначают домовые символы? Что и от кого они охраняют?
Давайте попробуем их расшифровать. При этом следует помнить, что верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть, или подоконная доска – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. Иногда боковины выходят далеко за нижний край подоконной доски (как на рисунке). В этом случае на выступающей части помещают символы, относящиеся к подземному, Навьему миру.
То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.
Макошь
рис.002
Женская ипостась Велеса, его сестра, супруга. Главная функция – прядильщица судьбы.
Одна из её ипостасей – Берегиня (от слова «беречь»). Покровительница женских рукоделий – прядения, ткачества. Изображение Берегини обычно размещается в центре верхней части наличника. Её фигура обычно сильно стилизована, часто тело образовано сплетением растений, змей и т.п., но в любом случае можно угадать голову, раскинутые руки и ноги.
рис.003
Женская ипостась Велеса, его сестра, супруга. Главная функция – прядильщица судьбы.
Одна из её ипостасей – Берегиня (от слова «беречь»). Покровительница женских рукоделий – прядения, ткачества. Изображение Берегини обычно размещается в центре верхней части наличника. Её фигура обычно сильно стилизована, часто тело образовано сплетением растений, змей и т.п., но в любом случае можно угадать голову, раскинутые руки и ноги.
рис.003

Если «руки» у фигурки подняты – просьба дать небесную воду и свет, с опущенными руками – обращение к Мать Сырой Земле (кстати, ещё одна ипостась Макоши) с просьбой об урожае (рис 3). Нередко в теле Берегини помещали росток (крин) – символ зарождения жизни, плодородия. Иногда на кокошнике по бокам Берегини либо на боковых досках располагают ещё две женские фигурки – Рожаницы.
рис.004 символ «Звезда Рожаниц»
Их изображение связано с культом предков. По легендам и мифам они то ли жёны, то ли дочери Рода. Отвечали за благополучие патриархальной семьи – рода (племени).
Нередко Род и Рожаницы олицетворяли духов умерших предков (Чур, Щур). Их изображение, это защита «своих» от любых посягательств со стороны, а так же накопление достатка и сохранения традиций. Если Берегиня окружена драконами, то, скорее всего это мерянская богиня вод – покровительница тех, чья жизнь связана с рекой, морем. В христианстве Макошь заменяется Параскевой Пятницей.
Солнечные знаки (огненные, солярные)
И в Язычестве, и в христианстве солнце противостоит тьме. Причём солнечный свет не просто останавливает нечисть, он её уничтожает или хотя бы изгоняет. Таким образом, солярные знаки – это защита от зла. Кроме того, без солнца не растут растения, нет пищи ни животным, ни людям. Так что это ещё и пожелание материального благополучия, но всё же главная функция солярных знаков – защита.
Солнечные символы очень разнообразны по форме и исполнению, особенно если учитывать многовековые стилизации и упрощения. Самый древний из них – это коловрат, то есть крест с загнутыми концами. Часто его помещают в круг. Различают более 140 разновидностей солнечного колеса, каждая из которых подчёркивает какую-либо сторону солнечной функции.

рис.005 грозовик, защищает от непогоды.

рис.006 повёрнутый в обратную сторону — громовик, над дверью – защита от злых помыслов входящих, на наличнике – от сглаза.

рис.008 огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.

рис.008 повёрнутый в обратную сторону — яровик, обычно на постройках и воротах, защита собранного урожая и домашнего скота.

рис.009 шестилучевое колесо — перунов знак – отводит молнии.

рис.010 восьмилучевое колесо — знак Сварога – пожелание высшей справедливости и мудрости.

рис.011 защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.

рис.012 в христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.

Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты

рис.013 знак рысич – защита от тёмных сил.

рис.014 рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.

рис.015 Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.

Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
рис.016-1рис.016-2рис.016-2 дневное, на кокошниках или боковинах. (

рис.017-1рис.017-2рис.017-2 ночное, на подоконной доске.

Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.
рис.018

В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.

Водяные знаки
Вода — это то, что даёт жизнь и очищение. Водой в бане смывают не только грязь физическую, но и духовную – оболочку порока, тьмы ненависти…
По верованиям наших предков, воды бывают небесные и подземные. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Подземные воды питают растения, формируют родники и реки – опять-таки пожелание спокойной, безбедной жизни. Кроме того, через текущую воду ни черти христианского, ни Навьи языческого миров переступить не могут. Вспомните поговорку: в тихом омуте (в неподвижной, стоячей воде) черти водятся! Так что водяные знаки – это ещё и сильный амулет против нечисти.

рис.019

Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.

рис.020 Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.

рис.021 земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.

Знаки земли
Земля для земледельца – главный источник жизни, достатка, благополучия. Символы земли -ромбы, перекрещивающиеся линии и их чередование – обереги-амулеты изобилия, достатка, сытой жизни.

рис.022 распаханное поле

Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.

рис.023 засеянное поле

рис.024 эти символы обычны в нижней части наличника.

Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).

рис.025

Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем, или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Персонаж тотема был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись, как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.

Велесовы знаки
Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а так же и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.

рис.026 Велесов знак «Комоедицы».

Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.

рис.027 В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.

Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.

рис.028 Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.

рис.029 Огнедышащий дракон – это оберег от молний.

У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.

рис.030 Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.

Другие звериные ипостаси Велеса — медведь и бык, в домовой резьбе практически не используются.

Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.

рис.031 Её символ – женские груди на подзоре.

рис.032-1рис.032-2рис.032-2 и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.

В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.

Утки. Гуси. Лебеди

рис.033рис.034рис.034

В оберегах это обычно взаимозаменяемые символы. У многих первобытных племён эти птицы связаны с восприятием мироустройства. Прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу, достаток. Прилёт гусей и уток спасал от зимнего голода, дарил надежду на урожай. У многих народов боги воплощались в уток, гусей, либо эти птицы были их помощниками. У финнов мир появляется из утиного яйца. У мерян бог Шайтан оборачивается уткой, чтобы нырнуть на дно океана и вытащить на поверхность сушу, а верховный бог в этом облике пригоняет весну. У славян Макошь-утка достаёт Алатырь-камень. Смерть Кощея – в утином яйце. Именно гуси-лебеди запряжены в ночную солнечную колесницу.
Таким образом, изображение этих птиц является пожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей.

рис.035 нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.

Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.

Лошадь

рис.036рис.037рис.037

Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.

Петух

рис.038рис.039рис.039

У славян символ небесного огня. Вспомните: «Пустить красного петуха», «Жареный петух клюнет». Являлся оберегом от молний.
В христианстве это символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.

Курица
В домовой резьбе встречается редко. В основном использовался в вышивке на одежде. Это чисто женский амулет. В старину для девушек на выданье сравнение с курицей было комплиментом. Недаром одна из разновидностей женского головного убора называлась кокошником, от старорусского «коко» — курица. Это символ хозяйственности, плодовитости.

Рыба

рис.040рис.041рис.041рис.042

Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.

Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.

Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.

Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.

Створки раковин
Символ возрождения

Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.

Пчела
Символ чистоты души.

Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.

рис.046-1рис.046-2рис.046-2

В язычестве растения на кокошнике и боковинах наличников, обкосячке дверей или в орнаменте одежды или домашней утвари символизируют ствол мирового дерева, своеобразную ось, пронзающую по верованиям древних все три сферы бытия, и соединяющую Явь, Навь и Правь.
В христианстве это символ роста, и не только материального, физического, но и духовного.

Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.

рис.047рис.048рис.048 – трилистник.

Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.

рис.049 этот вариант трилистника в язычестве был символом равновесия, защищающего от зла .
У христиан считается ведьмовским символом.

рис.050 крин, росток.
Аналог трилистника, символ зарождения жизни, плодовитости. Встраивался внутрь других рисунков, в частности — берегинь.

рис.051рис.052рис.052 лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.

рис.053 виноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.

Дуб, символ мощи, долголетия и благородства, а желудь, это духовная энергия, произрастающая из зерна истины .

Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.

Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.

Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.

Горох – один из символов плодородия.

Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.

Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.

рис.056 мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.

рис.057 символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.

рис.058 символ Святой Троицы.

рис.059 четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.

рис.060 в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.

Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.

Знак берегини на окнах

Немаловажным элементом, встречающимся в резьбе наличников, является образ Берегини — богини Макоши в виде широкобедрой женщины с разведенными ногами.

Божество плодовитости помещали, разумеется, в верхней части наличников. Часто оно соседствовало с символом «ростка-клина», который древние резчики помещали внутри Макоши. Таким образом наши предки призывали зарождение и сохранение новой жизни. Встречаются как одиночные фигурки божества, так и парные, размещенные по углам верхней части наличника.

В наличниках конца ХІХ века расплывчатую фигурку Макоши уже довольно сложно различить среди кружевных сплетений деревянной резьбы. Подобная судьба постигла и другие обережные древние узоры, которые стали скорее напоминать замысловатые элементы декора.

Тем самым, традиция «защищать» свои жилища при помощи языческих символов бережно сохранилась и до наших дней, помогая нам, сегодняшним, узнать и понять наших предков. А если вы захотите построить на своем дачном участке домик в русском стиле, обязательно позаботьтесь о том, чтобы украсить и защитить его и домочадцев при помощи резного кружева – деревянных наличников.

Кони и птицы на наличниках

Старинные наличники несут в себе изображения не только высших сил, но и мифологических животных, сопровождавших эти самые высшие божества. Древние люди полагали, что Даждьбог по небосклону несется на колеснице, в которую впряжены либо великолепные кони, либо гуси-лебеди.

Лебеди в деревянной резьбе

Следует отметить, что схематизированные, подобные быку, символы трудно поддаются трактовке, поскольку имеют самые древние корни и зачастую за многие века адаптированы под конкретные народности, их использовавшие. К таким узорам культурологи относят изображения, сходные с литерой «S».

В скифо-сарматский мифологии это символ солнца и огня, выступающий в роли солнечного луча. Эта буква в деревянном зодчестве встречается либо самостоятельно, либо в паре с солярными символами. Как правило, в древнеславянской традиции его ассоциировали с лебединой шеей.

Некоторые источники утверждают, что V-образные узоры означают понятие плодородия, «росток-клин». В древней символике встречается также такое понятие как «крин» (лилия), т.е. цветок, состоящий из трех лепестков, направленных вниз и вверх. Существуют изображения ростков в виде трилистника или пятилистника, напоминающие папоротник.

Существует еще одна интерпретация этого образа, которая находит свое отображение в виде трех линий, расположенных в узоре горизонтально. Это также может говорить и о трех положениях светила на небосклоне на протяжении светового дня.

Окно в русской избе

Чем бы не занимались наши пращуры, они всегда вкладывали в это не только практический, но и, прежде всего, духовный смысл. Окна в том виде, в котором мы их привыкли видеть, в русской избе появились не так уж и давно, в XVIII-XIX веках. В это время стало доступным остекление оконных проемов.

А до этого периода наши предки обустраивали свои жилища так называемыми небольшими по размеру волоковыми оконцами. Прорубали небольшое отверстие в двух смежных бревнах и запирали его изнутри деревянной задвижкой – дощечкой.

Окружающий мир, солнце, деревья, небо, луну и звезды они, так же как и мы, сегодняшние, видели через окно. Но, в отличие от нас, этот атрибут жилища для наших предков был рубежом, одновременно связывающим и разделяющим семью с внешним реальным, потусторонним миром и Богом.

  • Через окно люди получали самые важные известия, ведь вестник не имел времени на то, чтобы пройти в дом.
  • Через окно подавалась снедь колядникам, приносящим благую весть о том, что наступило рождество.
  • Через окно подавали милостыню.
  • Через него выносили мертвых детей, которых не успели покрестить.

Таких рубежей, отделявших внутренний мир от внешнего, в традиционной славянской избе было несколько:

  • ворота,
  • дымоход,
  • порог,
  • матица.

Все важные элементы дома подробно описаны в нашей предыдущей статье. А здесь мы хотим разобраться, о чем же хотели нам поведать наши предки, создавая наличники, какой смысл они вкладывали в резные фигурки на них.

Окно как оберег дома. как понять узор наличника?

А наличники принято украшать резьбой. Иногда превращая их в притягивающие взгляд шедевры декора.

А ведь внешняя красота в наличнике далеко не главное. Хотя, конечно, и не помешает. Наверняка в красоте старых наличников отражалось эстетическое чутье мастеров. При том что исторические наличники, как правило, проще современных или дошедших до нас наличников 19 века.

Как мы помним, окно — это проём, выход, отверстие между пространством дома и внешним миром, который полон опасными силами. К примеру, навьями — духами умерших. Естественно, не своих умерших родичей, а чужих, враждебных. При этом дом — пространство сакральное. К тому же внутри, в своём пространстве, мы менее защищены от враждебных влияний. Дверь защищена сильнейшим оберегом, а вот окна и иные опасные места приходится прикрывать защитой отдельно.

И прикрывают в прямом смысле. Как правило, резьбой. Резными орнаментами на наличниках, и по сию пору украшающими деревенское жилище. Хотя на самом деле это не украшения, а обереги. Соответственно, главное в них — не красота, а содержание.

Что же до красоты, старые наличники были много проще нынешних или сохранившихся сложных наличников 19-го, начала 20-го веков. Но это лишь форма, которая и в наше время наполняется прежним содержанием. Тем более в 19 веке, когда древний орнамент «замаскировался» среди бесчисленных завитушек, кружев и прочих «красотулечек».

Интересно, что и тогда большинство мастеров, будучи глубоко православными, не помнили значений этих символов. И «просто» воспроизводили традиционный узор, «пряча» в резных замысловатостях языческие охранительные сюжеты.

Конечно, на нынешних наличниках может изображаться что угодно. Но если мастер немного знаком с традицией, если старается имитировать «русский стиль» — наверняка воспроизведёт и древние символы.

Прежде всего, на традиционных наличниках можно увидеть традиционные символы. Универсальные, схожие по всему миру. А среди универсальных символов у каждого народа преобладали те, что имели особое значение именно для него.

Для русских пахарей это, прежде всего, Солнце, изображавшееся и в виде собственно солнца, и солярными знаками. Один из наиболее распространённых — «колесо со спицами», знак Рода. «Спицы» могли быть и изогнутыми, показывая солнце в движении.

Вторая важнейшая стихия — Вода. На оберегах она изображалась известными символами: зигзагообразными и волнистыми линиями; либо точками-«каплями» дождя.

Знаки солнца и воды достаточно известны и читаемы. Скажем, солярные знаки хорошо известны и неспециалисту. Да и водные вполне опознаваемы. Сложнее с третьей стихией, может быть, важнейшей в земледельческом культе — Землёй.

Универсальные обозначения Земли — прямоугольники. В русском орнаменте распространены ромбы или квадраты, разделённые линиями на меньшие квадраты или ромбы. В центре каждого квадрата может быть нанесена точка. Это древнейший земледельческий знак — «засеянное поле», символ плодородия. Квадрат/куб/прямоугольник, кажется, ассоциируются с землёй едва ли не везде в мире. Точка же в центре, как нетрудно догадаться, и символизирует лунку для семени либо само семя.

Кстати, этапом посева предки не ограничивались. Обряды сопровождали весь год и тем более весь сельскохозяйственный сезон. И на наличниках в том или ином виде присутствуют ростки, побеги.

Изображения живых существ — тема вообще отдельная. Так что пока очень кратко.

К примеру, на традиционных наличниках встречаются изображения (возможно, очень символические) коней. Почему? Конь — один из солярных символов, связанный с движением светила. Кто его движет? Логично предположить, что солнце влекут кони. Или иные животные. Например, ночью солнце, опустившееся за горизонт, может плыть по подземным водам на утке. Птицы, как существа, живущие в двух мирах-сферах-стихиях, вообще прямо связывались с потусторонним миром. Водоплавающие же птицы, помимо земли и неба, живут ещё и в третьей стихии, воде.

Кроме птиц и коней, на наличниках можно встретить… ящера. И это вовсе не «просто» элемент декора. А ещё здесь могут встречаться человеческие фигуры. Точнее, женские:

с поднятыми к небу или опущенными к земле руками. Это — изображение Макоши, одной из древнейших славянских богинь.

Конечно, этим многообразие символов далеко не исчерпывается. Но надеюсь, перечислил самые основные. Их и попытаемся положенным образом «расположить» на наличнике.

Солярные символы в наличниках

Все четыре компонента в обязательном порядке содержали в себе изображение солнца. Самым частым солярным символом является ромб, размещенный чаще всего сверху, слева и справа от окна. Встречаются наличники, содержащие этот символ и в нижнем компоненте. Это говорит о том, что наши предки считали, что солнце огибает землю каждые сутки в течение года.

Однако, удлиненный ромб, расположенный внизу наличника, символизировал поле. Существуют композиции, составленные из нескольких солярных ромбов в верхнем компоненте наличника. Пятикратное изображение светила в виде ромба, окруженного четырьмя окружностями, означает солнце и его перемещение относительно небосклона на протяжении года. Иногда центральное изображение солнца может отсутствовать.

Часто в верхней части наличника образ солнца представлен в виде круга с равносторонним крестом или точкой, «небесным глазом», в центре либо в виде солярной розетки.

В центре навершия можно встретить еще один солярный символ – небольших размеров полудиск с расходящимися в разные стороны лучами.

Эти символы для древних славянских народностей были самыми надежными, мощными, дающими жизнь, свет, тепло и урожай оберегами, защищающими от всяческих бед и нечистого. Эти образы остались с языческих времен, когда славянские народности считали Солнце (Дажьбога) высшим центральным божеством.

Как видим, солярные символы не только оберегали жилища наших предков от негативной энергетики, но и отображали модель мироздания в древнеславянских представлениях. Центром этой модели всегда было солнце как наивысшая сила, позволяющая роду человеческому продолжаться в новых и новых поколениях.

Однако, в ХХ веке с приходом советской власти древнюю славянскую символику пытались всячески искоренить, трактуя солярные изображения как «цветочек», или вовсе, заменяя их пятиконечной звездой.

Узор змеи на наличниках

Есть еще одно животное, которое включалось в обережную символику резных наличников. Речь идет об ужах-господариках, помогавших нашим предкам оберегать урожай от нашествия грызунов. Кроме того, змеи для праславян были тесно связаны с дождевой водой и, соответственно, с плодородием.

Чаще всего в деревянной резьбе встречаются господарики в виде сплетенных в спираль двух змеек с головами, смотрящими в разные стороны возле изображений женских грудей. Это свидетельствует о неразрывной связи земного плодородия с небесной влагой.

Ящер в узорах наличников

Ящер – это божественный представитель либо подводного, либо подземного мира. Наиболее часто в деревянной резьбе наличников он фигурирует в виде ящерицы или дракона, схожего на крокодила — морда у него вытянута, глаза щелочки, лапки короткие, хвостик длинный, по бокам крылышки.

Дракон-ящер – это герой новгородской мифологии. Именно ему поклонялись вольные новгородцы, пока не пришла «мода» на Перуна. К Ящеру, владыке царства подводного, попал в гости знаменитый купец, великолепно владевший гуслями, Садко.

Культ Ящера, ответственного за урожайность и плодородие, был наиболее распространенным среди древних народностей, населявших северо-западные земли России, богатые водными водоемами и путями. Именно поэтому Ящера чтили рыболовы и купцы, использующие водные тракты для транспортировки продукции на «выторг».

В росписи наличников обычно фигурирует двойное изображение этого божества. Двойственность объясняется тем, что на западе Ящер забирает в свое царство Солнце на ночь, а к утру возвращает его людям, но уже на востоке. Однако, в мифологических представлениях наших предков «бог-коркодел» един и ему не свойственно двоение. По этой же причине встречаются изображения божества с раздвоенной мордой в противоположных частях двустороннего тела.

В некоторых поселениях Ящер заведовал не только подземными водами, но и хлябями небесными. Поэтому там образ этого божества можно встретить в верхней части наличника над солярным знаком. Считается, что Ящер таким образом охраняет Солнце в наиболее опасное ночное время.

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий