Растения обереги для дома и от сглаза: старинный травник 2 часть
С тех пор, как люди появились на Земле, наша жизнь стала глубоко взаимосвязана с растениями. Люди всегда зависели от растений для удовлетворения широкого круга основных потребностей, и глубокое понимание природы было основополагающим для выживания и благополучия людей. С самого начала люди использовали растения для самых разных целей, включая пищу, лекарства, волокна, искусство, жилище и ритуалы. Наша духовная связь с растениями побудила людей включить их в ритуалы и молитвы, вплетая энергии растений в создание нашей культурной самобытности.
Духовная или магическая сила растений была каталогизирована столетиями наблюдения и использования. Этим ботаническим союзникам приписывались магические свойства и цели, поскольку люди узнали об их среде обитания и условиях выращивания, о том, как их можно использовать в медицине, и проанализировали запахи, вкусы и цвета. Со временем и на опыте люди наделили определенные растения определенной энергией или качествами, и как древние, так и современные культуры использовали растения для оберега и защиты от сглаза и порчи. Люди изготавливают амулеты, вешают куклы или обереги, делают благовония и духи, смешивают эликсиры и зелья и делают подношения божествам. От размазывания до рассыпания люди использовали силу растений для защиты, здоровья, процветания, любви, мудрости.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК. На Масленицу прямо в доме жгли можжевельник и перешагивали через огонь, переносили детей, домашние вещи, переводили скот, чтобы уберечь от болезней, нечистых духов. Для защиты от злых духов, по дому размещают ветки можжевельника, жгут их в доме, чтобы запах изгнал нечисть, и вообще держат под потолочными балками – для «благополучия».
- Для возжигания «живого огня» использовали можжевельник – для оберегания скота от падежа (Рязань);
- во время холеры подкуривают домочадцев можжевельником, при падеже «жгут можжуху», проводят скотинку через дым и прыгают сами;
- чтобы чужой домовой не вредил, двор осыпают овсом и «кидают муржуху (можжевельник)», «скотинку подкуривают моржухой и домоведовой травой, чтобы не портил (домовой)».
- При появлении колдуна избу окуривают можжевельником. Втыкали под матицу можжевеловую ветку для защиты от белой бабы, от болезней и грозы.
В Словакии на полотно, отделявшее кровать роженицы от комнаты, вешали кустик можжевельника. Поляки верили, что от черта можно защититься можжевеловой палкой, вырезанной 29 сентября, сербы против сглаза употребляли можжевеловый кол. Вереск применяют как отгонное средство против змей. Пояском из можжевеловой ветки опоясывали солонки, чтобы кикимора не смогла ее украсть для своего мужа.
МОРКОВЬ. Старинные травники: «Кто носит при себе морковь, тому ни одна бешеная собака не причинит никакого вреда»; «Морковь огородную кто имеет при себе, тогда всякого ядовитаго и ползающаго зверя и гада не боится».
МЯТА. В постель и одежду кладут мяту, как оберег от блох. Кладут молодым в постель на первую брачную ночь – для богатства (Белоруссия).
НЕЧУЙ-ВЕТЕР. Усмиряет ветер, оберегает судно и носящего эту траву от потопления. Рвать траву полагается зубами.
ОДОЛЕНЬ. Одолень-корень под порогом, не пускает в дом колдунов. Тот, кто имеет в доме одолень-корень, в силах преодолеть всевозможные препятствия. С ним ходят в суд, чтобы выиграть дело. Кто имеет одолень – «вельми себе талант обрящет на земли». Всякий отправляющийся на чужбину (особенно торговый человек), должен держать при себе одолень: «где ни пройдет, много добра обрящет». Летучий змей боится одолень-травы.
На одолень нашептывают заговор:
«Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава, не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя Мать – Сыра Земля, поливали тебя девки простоволосыя, бабки-самокрутки. Одолень-трава, одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили; отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава, одолей мне горы высокия, долы низкия, озера синия, берега крутыя, леса темныя, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке».
Старинные травники советуют: «Корень ее (должно) иметь при себе начальным людям»; «Секрет о пчелиной матке. Взять из улья пчелиную матку и одолень-корень, и залепить в воск, и носить при себе, весьма хорошо это и полезно»; «А у сердца ея на себе с воском (цвет одоленя, закатанный в воске) – и тот человек везде честен будет, и владати будет (получишь власть), и отгонишь врагов своих».
ОЛЬХА. Ветки ольхи втыкают в землю по краям поля для защиты от града и непогоды; кладут кусочки ольхи в одежду новобрачным – от порчи. Ветка ольхи, сломленная в пятницу Масленой недели, спасает от пожара. Метла из ольховых веток, заткнутая за трубу, хранит жилище от проникновения черта и ведьмы.
ОМЕЛА. Кладут под подушку – от бессонницы.
ОСИНА. Если у коровы киснет молоко, ее прогоняют через положенные вдоль порога осиновые ветви; чтобы ведьма не отбирала у коровы молоко, при отеле ей на рог крепили кусочек осины, или втыкали во дворе осиновые колышки (Украина). При кровавом поносе у скота, втыкают осиновый колышек в то место, где помочилась корова. Во время первого весеннего выгона скота, осину «выламывають и ложать, где корова перэступаеть через порог, шоб до её ничё нэ прыставало» (Белоруссия).
Чтобы велись лошади, вколачивают осиновый кол в стойле, после того, как оттуда вывезут навоз; чтобы скотине было легче, после вывозки навоза в хлев бросают осиновые прутья; когда купленную скотину первый раз приведут на двор, то кладут запор и перевязывают его поясом, затем около двора в землю вбивают осиновый кол, его раскалывают, с животного выстригают немного шерсти и кладут в трещину кола. Осиновый кол, вколоченный посередине двора, оберегает скотину от разбушевавшегося домового.
При бессоннице в колыбель кладут осиновое полешко. Строя дом, в углу фундамента втыкают осиновые колышки, оберегая жилье от бед. Ложась спать в лесу, следует окружить себя кругом, прочертив его осиновой палкой – от лешего. При приближении эпидемии холеры, в четырех концах деревни втыкали в землю срубленные осинки, а при эпидемии чумы размахивали в воздухе осиновыми палками.
В огороды втыкают ветки осины, для защиты посева от кротов и гусениц. В посевы втыкают осиновые ветки и колья (в купальскую ночь), «каб ведзьми не адняли спор (урожайность)». На Зеленые святки по углам скотного двора втыкали осину, чтобы преградить вход ведьмам и колдунам, а на купальскую ночь молодую осинку втыкали перед дверью хлева – от ведьмы, осиновым колом подпирали в хлев дверь – от колдуна. Согласно поверьям, русалки, как и ведьмы, всего более боятся крапивы и осины.
Чтобы самоубийцы, после своей смерти не ходили по земле, им в могилу забивали осиновый кол; украинцы пробивают удавленникам грудь осиновым колом; гроб с опившимся до смерти бросают в могилу, а вокруг него втыкают осиновые колья, или вбивают кол в спину опойцы. Чтобы прекратить появления ходячего покойника, ему в могилу, в головах вбывают основый кол.
Знахарь, уничтожая на поле залом, втыкал вокруг него осиновые веточки или же вырывал его из земли осиновыми палками и сжигал на осиновом же огне. В люльку кладут осиновой коры, так как ее запах отгоняет нечисть. Во время свадьбы во дворе у ворот ставили осиновый кол – от колдуна, сглаза, порчи. На «великий четверг», в качестве оберега, осиновый кол вбивают в «грядник» (брусья-полки под потолком избы).
ОСОТ. Старинные травники: «И та трава велми добра держать при себе торговым людем, кто захочет пойти быты, носи при себе – куды не поидишь, много добра обрящешь, от людей честен будешь – великою славою вознесется».
ПАПОРОТНИК. Старинные травники так о сем растении глаголят:
«Траву эту пронять сквозь золотую или серебреную цепочку и носить при себе, и никакой человек не сможет на тебя зла помыслить»;
- «Если кто его (цветок папоротника) возьмет, то никакой дьявол, и ворожея, и грешник укрыться не может, и дьявольская сила вся ему будет видна и знатна, и ни с какой своей пакостью от него не укроется»;
- «Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти»;
- «Тот цвет положи в рот за щеку и поди, куды хошь: никто тебя не увидит…
- Тот же цвет носить на голове – все видеть и знать станешь, и счастлив будешь и достоин всякому начальству, во всякой чести будешь»;
- корень с травою носить при себе: «где пойдет, на того человека никто сердит не бывает, хотя и не друг, а на зло не помыслит».
Носимый на голом теле, отгоняет кошмары, чертей и колдовские чары, а также оберегает дом от молнии, поля от града. Стебелек папоротника, сорванный накануне Купалы в полдень, приносит счастье в игре. Согласно поверью, носящий семена папоротника в своем поясе, способен становиться невидимым.
Для защиты скота от нечисти и колдовства, ясли вытирали корнем папоротника. Для вызова дождя следует жечь папоротник. Папоротник положенный под подушку, оберегает от блох. На Купалу по дому и вокруг него рассыпают папоротник, чтоб ядовитые змеи и нечисть не могли появляться возле дома.
ПЕРЕСТУПЕНЬ. Оберег от молнии.
ПЕСИЙ ЯЗЫК. Чтобы предохранить себя от бешенства (укуса бешеного пса), следует носить эту траву под пальцем ноги (Словения).
ПЕННИРОЯЛЬ (Mentha pulegium). Пеннирояль имеет долгую историю использования для защиты. Исторически его использовали для защиты от сглаза. Помещенный в обувь, он предотвращает усталость и повышает выносливость, а при ношении в кармане он может облегчить условия для честных деловых сделок, способствовать миру, компромиссу и помочь прекратить ссоры.
ПЕТРОВ КРЕСТ. Растение Велеса. «Петров крест, адамова голова – от всех скорбей».
- Делает счастливым любое предприятие, ограждает от всяческих несчастий и болезней, для чего его носят при себе или хранят дома.
- Оберегает от порчи, колдунов и нечистой силы.
- Помогает отыскивать клады.
- «Едешь на пир – возьми с собой, пособит от чертей и от напрасной смерти убережет».
- Если кто неудачен или несчастливо живет – носить корень в виде порошка, закатанного в воск, на шейном обереге.
- Чтобы уберечь женщину, тоскующую по умершему супругу, от «огненного» (огненного змея), летающего к ней в образе покойника мужа, ей на шею вешают петров крест.
ПЕТРУШКА. Используется как оберег скота от сглаза и порчи. Невесты, во время венчания, держат при себе петрушку (Словакия).
ПИЖМА. Зашивают в одежду, как оберег от порчи (Болгария).
ПИОН. Старинный травник: «Аще кий человек при себе корень или семя имеет, и того дух нечистый вредити не может, и малым детям на шее носить – и то детинец не испромещет, а то испытано есть. А в которой храмине пионное семя лежит – и тое храмины никакая стрела не бьет и молния не зазжет».
ПИХТА. На Масленой неделе по всему дому размещают ветки пихты, для защиты от нечисти.
ПЛАКУН «Трава плакун от злобы и напасти… Хорошо из того корня сделать (оберег) и носить на себе – тогда не бойся врага и супостата. Бог сохранит тебя от всякого бедствия. А рвать ее второго дня августа»; «А кто на воде плавать хощет, ино плакун корень привязать (к гайтану) и плавать с ним, и того человека враг, губитель рода человеческаго, николи приступить и приближитися не может, и погубить, и зла сотворить не может», «носить на себе – тот человек избавлен будет всякия напасти, и стрельцам ис пищали в тетереви стрелять, и ловушъки окуривать, и звери всякие бить – а он бежет на тебя, носить трава под пазухой – да убьет зверя и птицу».
Найдя и выкопав плакун, на него заговаривают:
«Плакун, плакун! Плакал ты долго, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни их в ямы преисподние. Будь мое слово при тебе крепко и твердо. Век веком!»(Говорить, держа корень в руке, оборотясь на восток).
Оберег из плакуна, надетый на шею одержимого, изгоняет из него бесов. Корень и цветы обладают силой усмирять духов, приводить их в покорность. Коли с собою в пути носить и в доме держать – нечистые не тронут. Так же считается, что носящего корень плакуна все боятся. Корень и цвет травы уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от «дьявольского искушения» и всяких недугов. Помимо этого, плакун употребляется для изгнания домовых.
ПОДБЕЛ. Оберегает от водяного.
ПОЛЫНЬ. Оберегает дом и двор от ведьм. На Зеленые святки девушки ходят купаться с полынью в руках, чтобы не защекотали русалки, носят ее за поясом или у застежки сорочки, вплетают полынь в косы или говорят при встрече с русалками: «полынь», носят под мышками (еще и от ведьм), разбрасывают полынь по избе и под столом.
На Русалии бессарабские украинцы готовили водку, настоянную на полыни – она предохраняет человека от чертей, которые в эти дни празднуют свадьбы в поднимающихся вихрях. На Купалу одевали на головы венки из чернобыльника – от призраков, колдунов и болезней, затыкали полынь в коровники – от ведьм и нечисти.
Оберег от водяного. В одежду зашивают полынь — от порчи (Болгария). От блох, в постель кладут полынь. Отваром барвинка и полыни моют ружье, чтобы оно стреляло без промаха. «Помогает от очарования, от молнии, от злых духов, от эпилепсии». Во время путешествия полынь следовало навязать на себя «в виде кушака» и держать другую ветку в руке – «не утомишься и будешь иметь удовольствие»; «кто носит полынь в петлице, не знает усталости». От ведьмы полынь прячут под порогом или крепят к двери. Старинный травник: «Траву чернопыл кто держит у себя в дому, тогда дух нечистых храмины тои бегает».
Полынь — это магическое растение, которое открывает третий глаз и нашу способность проникать в глубочайшую интуицию. Считается, что он усиливает экстрасенсорные способности и часто используется для мытья рук или инструментов тех, кто выполняет гадания на Таро или использует маятник. Полынь часто используется в подушках для сновидений, чтобы вызвать осознанные сновидения и вдохновить на то, что сообщения из вселенной принимаются во время сна, помещая ее под подушку.
ПОРЕЗ БОРОВОЙ Старинный травник: «Добра носить на себе – не убоитися никая пакости, напрасныя скорби и беды».
ПРОСТРЕЛ. Старинные травники: «Вырывать ее нужно мая 10 дня. Угодна та трава держать при себе»; «Добра от всякого зла, духа, от порчи и от всяких пакостей». Чтобы дом был защищен от молнии и пожара и, чтобы жилье в нем было счастливое, кладут прострел под основное бревно здания или в углы, а на месте, где трава сорвана, следует оставить красное масленичное яйцо. Также берут с собою в лес, как оберег от лешего.
ПШЕНО (зерно вообще). Сыпят невесте в ботинки, а жениху – в карман пиджака. Если женщине во время месячных приходится идти на кладбище, то, для защиты от возможного вреда, насыпают зерна в обувь (Белоруссия).
РАЗРЫВ-ТРАВА. Рвут молча, режут золотом. Чтобы уберечься от пули, носили разрыв-траву в кармане. Оберег от сглаза и порчи.
РОЗА. Использовалась как оберег от сглаза.
РОЗМАРИН. Розмарин — один из древнейших благовоний, который традиционно использовался для очищения пространства от любого негатива. Он защищает от кошмаров, когда кладется под подушку, а когда подвешивается за дверь, защищает от воров. Когда его носят на голове, он помогает улучшить память и фактически используется в медицине для пробуждения ума и улучшения кровообращения. Он обладает сильной лечебной энергией, как в медицине, так и в магии, и давно используется для изготовления любовных зелий и эликсиров.
РОМАШКА. Этот скромный маленький цветок, похожий на ромашку, является одним из самых мощных природных растений для процветания. Растение привлекает деньги, когда руки моют в настое ромашки, и это освященный веками ритуал, который можно использовать перед заключением деловой сделки или азартными играми. Небольшие букеты ромашки или пакетики ромашки могут привлечь деньги к месту работы. Ромашка также способствует сну и расслаблению, если ее использовать в качестве чая, она безопасна и вкусна. Легко выращивать, сажать семена как в квартире, так и прямо на солнце после последних заморозков. Соберите цветы на пике и быстро высушите их для хранения для чая. Ромашка легко распространяется, но это приятное дополнение к более дикой природе.
РЕДЬКА. Помогает от порчи. Увы, в источнике не сказано, как…
РУМЯНКА Кладут в колыбель – от бессонницы.
РУТА. Ходячего покойника, повадившегося навещать свою вдову, останавливает вплетенная в косы рута. От проказ домового, над хлевом «затыкали руту эту жоувую» (Белоруссия). Запах руты отгоняет вештиц, хранит от сглаза и порчи.
Рута использовалась как лечебный союзник, помещая листья непосредственно на пораженный участок, например, на голову при головной боли. При запахе рута очищает разум и улучшает остроту ума, и долгое время использовалась в ванне для снятия проклятий или проклятий против вас. Считается, что он защищает от сглаза, оборотней и ядов. Считается, что как средство для стирки дома рута защищает от всех болезней и защищает тех, кто живет внутри.
РЯБИНА. Стремясь очистить дом от нечисти, на Купалу втыкают рябину в углы дома, в огороде, оставляют в поле, на гумне. Согласно поверьям, леший боится рябины. Вернувшись с кладбища, вешают над дверью рябиновые ветки, чтобы умерший не возвратился домой. Сваха сыпет жениху за голенище рябиновые коренья (ягоды, листья и почки), чтобы на него не навели порчу. Во время сборов к венцу, невеста клала за пазуху пучок рябины.
Старинный травник: «А коли человек хочет от ведьм стеречися на свадьбе, или на пиру, или где хто свадьбу в дому имать или пир, найди же первие рябину в лесу на дубовой колоде, наряди с тое рябины посошек схован крепко. Как уж по весне, о кою пору надеешься кокушке закоковати, в ту пору ходи с тем посошком верху писанным рябиновым, и в котором месте на первие заслышишь кокуючи, и ты также держишь посошок тот рукою, также в руце держишь, и ты подле рук у того посоха заметь сверху и с исподу тот жеребей, и уткни одну половину жеребей под ухо у дверей, а другую половину подле ушка оба пол дверей в той хоромине, в которой хочешь свадьбу рядити или пир, в ту хоромину никакоже ведьма не может внитти в двери и воротится».
СОСНА. Для защиты от вихря, под крышу дома кладут «матку» – сосновую ветвь с густо растущими иглами.
СОЛНЕЧНИК. Придает храбрость и неустрашимость в битвах.
СТАЛЬНИК. Служит оберегом от несчастных случаев на войне, сохраняет от воров и ссор.
СТРОЧОК. Освященный и носимый на груди строчок охраняет от сглаза (Польша).
ТЕРН (Терновник). Если умерший приходит духом, то вбивают в его тело или в могилу терновый кол, а чтобы он не мог прийти в дом, возле него создают круг из терновника, укрепляют его в дверях, окнах, засовывают в замочную скважину. Терновый шип носят на груди – от упыря. Коров охраняли от порчи, давая ей хлеб с добавленными в него плодами терна; водянистое молоко или молоко с кровью били веткой терна или процеживали его через терновую ветку; дом от сглаза защищали ветками терна.
ТИМЬЯН. От порчи дом окуривают тимьяном.
ТИРЛИЧ. Чтобы быть любимым начальниками – носи траву на шее (смягчает гнев властей).
ТИС. Сербы в одну из весенних ночей отрубали кусок тиса, в течение всей ночи стерегли его, положив возле костра, а наутро объявляли во всеуслышание, что тис «готов», что его «уберегли». Этим тисом окуривали детей и скот, носили кусочки с собой в качестве оберега.
ТМИН. От бессонницы окуривали кровать тмином.
ТОПОЛЬ. Ветку тополя носили при себе, как оберег от змей (Чехия).
ТУЯ. Туя может заставить ходячего покойника перестать появляться. Если домовой мучает скотину, над хлевом затыкали тую.
ТРУТОВИК. Освященные на «водосвятие» трутовики, охраняют дом от пожара.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК. Если носить при себе тысячелистник и крапиву, избавишься от всякого страха. В Древнем Китае высушенные стебли использовались для гадания, а друиды использовали стебли для предсказания погоды. Считается, что тысячелистник до сих пор усиливает ясновидение и экстрасенсорные способности, а когда его кладут под подушку, говорят, что он принесет пророческие сны о вашей настоящей любви. Тысячелистник приносит отвагу и силу, а также помогает уберечься от травм во время боя.
УКРОП. Укропом окуривают кровать – от бессонницы.
ХМЕЛЬ. «Хмель в сапоге спасает от порчи».
ХМЕЯ (Menyanthes trifoliata). «И корень тое травы поможет от сабли, от ружья, от побоев, от голода – хоть есть целый месяц ничего не будет. Угодна кто ездит смела».
ХРЕН. Оберег от русалок.
ЦАРЕВЫ ОЧИ. Стринный травник:
«И та трава велми добро держать к животу и тоим ползует велми, на суд итъти – возми с собою, посетиши врага – кривым судом не осудят тя, в пудть итьти на которое дело – возми с собою тое траву – добро тебе будет».
«А кто хочет жениться – держи при себе – ласковое житье будет».
ЧАБРЕЦ. Зашивают в нательный оберег вместе с петровым крестом – для счастья. В виде курения – отгоняет «всякого духа». В один из кошелей, закладываемых в сундук невесты, мать клала богородскую траву и мак – «Когда так сделаешь, никакой колдун не возьмет» (Нижегородчина).
ЧЕМЕРИЦА. Старинный травник: «Эту траву вырвать на Иванов день. Корень ее годен носить при себе с воском. Когда пойдешь в суд, то всяк судья сделает в твою пользу».
ЧЕРЕШНЯ. После Купалы на поле затыкают в землю кору черешни – от кротов.
ЧЕРТОГОН. Траву втыкают в трещину над воротами и калиткой – от колдунов; под крышу – для изгнания чертей. Носимая при себе, трава хранит от порчи. От нечисти травой окуривают помещение или кладут ее под дверьми, под изголовье, а также держат на скотном дворе, в конюшне.
Корень дают лизать коровам, чтобы охранить их от ведьм и чертей. Чтобы удачно играть, клали чертогон на алтарный (требный) камень, сушили траву, перетирали в порошок и носили при себе. Согласно чешским повериям, чертогон оберегает от водяного.
ЧЕРТОПОЛОХ. Настоем чертополоха изгоняют всякую нечистую силу. Колючником окуривают «от дура» — от всяческого вреда; кладут на ночь под голову порченного; носят при себе или держат над дверьми – от нечисти. В купальскую ночь на дверях и окнах домов и хлевов вешают дедовник – от ведьм.
Чтобы велась скотина репейник разбрасывают во дворе, во всех четырех углах, после вывоза навоза летом – изначально это, по-видимому, оберег скота от ведьмы, домового. Избавиться от лешего, похищающего девушек, можно с помощью чертополоха, воткнутого над дверью, над постелью или хранимого под подушкой. От чужого домового, вредящего скоту, втыкают над воротами чертополох.
От огненного змея, летающего к женщинам, втыкают в порог и во все щели избы мордвинник и заговаривают: «Как во граде Лукоморье летал змей по поморию…». К одной молодке, денно и нощно оплакивающей разлуку со своим мужем, отданным в рекруты, прилетал змей и принимал образ ее супруга. Избавиться от него удалось лишь после того, как окропили стены, пол и все находившееся в избе настоем чертополоха.
- Чертополоха под потолком избы «все болезни побаиваются».
- Ружье, окуренное чертополохом, стреляет без промаха, никакой колдун не сможет его испортить.
- Для успеха в охоте с собой берут чертополох и крапиву.
Чтобы в дороге избежать опасностей, используют «вощанки» (ткань, пропитанная воском, или кусок холста, обмакнутого в воск) особого рода: собранный чертополох кладется под подушку на семь дней и ночей, его никто не должен ни видеть, ни трогать; на восьмую ночь траву отдают знахарке – та варит ее с воском, делает вощанку и зашивает ее в нашейный мешочек для оберегов (типа ладанки). Девушки подпоясываются чертополохом от сглаза и порчи.
Если у ребенка бессонница – в головах люльки кладут чертополох. Чертополошницу кладут под подушку тем, «кого черти мучат» – от бессонницы, кошмара. Дедовник держат пучками в сараях, овинах и закутах – от проказ нечисти.
На Рязанщине, когда строят дом, листья чертополоха кладут под балку, примовляя: «травка божья – в дом, а колдун – вон». Освященный на Дожинки (15 августа) гриб czartoploch, положенный около дверей, окон, печной трубы, отпугивает черта, колдунов (Польша).
ЧЕСНОК. Оберегает от орисниц (оставляют возле ребенка), тодорцев (кладут на окна), богинок (молодежь носит при себе), вештиц (носить при себе), водяного, витрениц, упырей.
- Отправляясь в поле или в лес, во время русальной недели, брали с собой головки чеснока, и ели их, завидев русалок.
- Отделаться от лешего можно, повторяя: «чесноку»; также, чтобы не заблудиться в лесу, с собой брали чеснок.
- В канун Ярилина дня собирают дикий чеснок и другие травы, смешивают их с серой и солью, и дают скотине, для защиты от босорок;
- Предохраняя ребенка от сглаза, вешают ему на шею мешочек с чесноком и солью.
- Когда в доме кто-то умирал, на стенах чертили чесноком косые кресты, чтобы ничего «не мертвело», чтобы отогнать смерть.
- Чеснок иногда привязывают на нательный оберег, чтоб болезнь не пристала, чтобы отпугнуть нечистого.
На Коляду перед каждым участником празднества клали головку чеснока для отпугивания болезни; на колядном ужине сидели, натерев ступни чесноком. Существует поверье: если нечистому надеть на голову венок, в который вплетен чеснок, он будет в твоей власти.
В свадебный венец вплетают чеснок, а невеста во время венчания держит при себе несколько его долек в тряпице, подвязанной к телу или к рубахе. Для защиты от вихря в одежду зашивали чеснок. Проросший через змеиную голову (змею убивают на Ярилин день, кладут ей в пасть головку чеснока и зарывают) чеснок бывает красного цвета и хранит того, кто натрется им от женских лесных духов; перо или дольку такого чеснока носят как оберег от болезней, ведьмы и нечисти.
От сглаза к правой руке ребенка привешивали мешочек с долькой чеснока, угольком, землей из собачьего следа и осколком печного кирпича. Беременные женщины носили с собой чеснок в качестве сильного оберега.
Чтобы внушить страх, и не дать победить себя ни в драке, ни в тяжбе – носили три зубчика чеснока в сапоге. Чтобы иметь встречу с волком, считающуюся предвестием счастья, удачи и благополучия, с собой в дорогу берут головку чеснока. Если есть опасение, что умерший станет оборотнем, ему клали в рот чеснок и клали в гроб лицом вниз.
ЧИСТОТЕЛ. Старинные травники: «Если эту траву носить кому при себе, тот человек будет всегда жить со всеми в мире и правым на суде», «Носить на себе с сердцем крота – избавишься от неприятностей, одолеешь врагов, выиграешь тяжбу». Надлежало носить чистотел с сердцем хорька или крота, для успеха в торговле.
ШИПОВНИК. Коров оберегали от падения, давая им хлеб с добавленными в него плодами шиповника и других трав.
ЯСЕНЬ. Оберег от змей: в канун Купалы его затыкают в щели дома, кладут за потолочную балку в конюшне, окуривают им скот при первом выгоне на пастбище (Польша); ясеневая ветка отгоняет змей (Болгария).
ЯСМИННИК (Жасмин). Носить в обереге на груди – все болезни излечатся, сможешь пробежать без устали много верст. Улучшает характер человека.
Растения обереги для дома и от сглаза: старинный травник 1 часть