Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса

Обереги

Икона николая чудотворца: как выглядит, значение, в чём помогает святой, история и описание старинных образов угодника божьего

Кондак 1
Воз¬бра́н¬ный Чу¬до¬тво́р¬че и из¬ря́д¬ный уго́д¬ни¬че Хрис¬то́в, ми́¬ру все¬му́ ис¬то¬ча́-яй мно¬го¬це́н¬ное ми́¬лос¬ти ми́¬ро и не¬ис¬чер¬па́е¬мое чу¬де́с мо́ре, вос¬хва¬ля́ю тя лю¬бо́¬вию, свя¬ти́¬те¬лю Нико́лае; ты же, я́ко име́яй дерз¬но¬ве́¬ние ко Го́с¬по¬ду, от вся́¬ких мя бед сво¬боди́, да зо¬ву́ ти:
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Икос 1
А́н¬ге¬ла о́б¬ра¬зом, зем¬на́¬го су́¬ща естество́м, яви́ те¬бе́ всея́ тва́¬ри Созда́тель: благопло́дную бо доб¬ро́¬ту ду¬ши́ твоея́ прови́дев, пре¬бла¬же́н¬не Нико́лае, нау-чи́ всех вопи́ти те¬бе́ си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, от утро́бы ма́терния очище́нный; ра́¬дуй¬ся, да́же до кон¬ца́ освя¬ще́н-ный.
Ра́¬дуй¬ся, рожде́нием сво¬и́м роди́телей удиви́вый; ра́¬дуй¬ся, си́¬лу ду¬ше́в¬ную а́бие по рождестве́ яви́¬вый.
Ра́¬дуй¬ся, са́¬де зем¬ли́ обетова́ния; ра́¬дуй¬ся, цве́¬те Бо¬же́ст¬вен¬на¬го сажде́ния.
Ра́¬дуй¬ся, лозо́ доброде́тельная виногра́да Хри¬сто́¬ва; ра́¬дуй¬ся, дре́¬во чудото́чное рая́ Иису́сова.
Ра́¬дуй¬ся, кри́не ра́йскаго прозябе́ния; ра́¬дуй¬ся, ми́¬ро Хри¬сто́¬ва благоуха́ния.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю отго́нится ры¬да́¬ние; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю прино́сится ра́-до¬ва¬ние.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 2
Ви́¬дя¬ще тво¬и́х мир излия́ние, Бо¬го¬му́д¬ре, просвеща́емся душа́ми и телесы́, ди́в¬на¬го тя мирото́чца живоно́сна, Нико́лае, разуме́юще: чу¬де¬сы́ бо, я́ко вода́ми, бла¬го¬да́¬тию Бо́¬жиею излива́ющимися, напая́еши ве́р¬но во¬пию́¬щих Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 2
Ра́¬зум не¬ура¬зу¬ме́н¬ный вра¬зум¬ля́я о Свя¬те́й Тро́¬ице, был еси́ в Нике́и со свя¬ты́-ми отцы́ по¬бо́р¬ник испове́дания пра¬во¬сла́вныя ве́¬ры: ра́вна бо Отцу́ Сы́¬на испове́дал еси́, соприсносу́щна и сопресто́льна, А́рия же безу́мнаго обличи́л еси́. Се¬го́ ра́¬ди ве́рнии научи́шася вос¬пе¬ва́¬ти те¬бе́:

Ра́¬дуй¬ся, ве¬ли́¬кий бла¬го¬че́с¬тия сто́л¬пе; ра́¬дуй¬ся, ве́р¬ных прибе́жища гра́¬де.
Ра́¬дуй¬ся, тве́р¬дое Пра¬во¬сла́¬вия укреп¬ле́¬ние; ра́¬дуй¬ся, чест¬но́е Пре¬свя¬ты́я Тро́ицы носи́ло и похвале́ние.
Ра́¬дуй¬ся, Отцу́ равноче́стна Сы́¬на пропове́давый; ра́¬дуй¬ся, А́рия возбеси́вшагося от Собо́ра свя¬ты́х отгна́вый.
Ра́¬дуй¬ся, о́т¬че, отце́в сла́вная кра¬со¬то́; ра́¬дуй¬ся, всех богому́дрых прему́драя добро́то.
Ра́¬дуй¬ся, о́гненная словеса́ испуща́яй; ра́¬дуй¬ся, до́б¬ре ста́¬до свое́ на¬став¬ля́яй.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю ве́¬ра утвержда́ется; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю е́ресь низлага́ется.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 3
Си́¬лою, да́н¬ною ти свы́¬ше, слезу́ вся́¬ку отъя́л еси́ от ли¬ца́ лю́¬те стра́ждущих, богоно́сне о́т¬че Нико́лае: а́лчущим бо яви́л¬ся еси́ корми́тель, в пучи́не морсте́й су́¬щим из¬ря́д¬ный прави́тель, не¬ду́¬гую¬щим ис¬це¬ле́¬ние и всем всяк помо́щник по¬ка¬за́л¬ся еси́, во¬пию́¬щим Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 3
Име́яше вои́стину, о́т¬че Нико́лае, с Не¬бе¬се́ песнь те¬бе́ воспева́ема бы¬ти, а не от зем¬ли́: ка́¬ко бо кто от че¬ло¬ве́к возмо́жет твоея́ свя¬ты́¬ни ве¬ли́¬чия пропове́дати? Но мы, лю¬бо́¬вию твое́ю побежда́еми, во¬пи¬е́м ти си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, о́б¬ра¬зе а́гнцев и па́стырей; ра́¬дуй¬ся, свято́е очисти́лище нра́вов.
Ра́¬дуй¬ся, доб¬ро¬де́¬те¬лей ве¬ли́¬ких вмес¬ти́¬ли¬ще; ра́¬дуй¬ся, свя¬ты́¬ни чи́с¬тое и чест-но́е жи¬ли́¬ще.
Ра́¬дуй¬ся, све¬ти́ль¬ни¬че все¬све́т¬лый и вселюби́мый; ра́¬дуй¬ся, све́¬те златоза́рный и не¬по¬ро́ч¬ный.
Ра́¬дуй¬ся, до¬сто́й¬ный А́н¬ге¬лов со¬бе¬се́д¬ни¬че; ра́¬дуй¬ся, до́б¬рый че¬ло¬ве́¬ков на-ста́в¬ни¬че.
Ра́¬дуй¬ся, пра́¬ви¬ло ве́¬ры благочести́выя; ра́¬дуй¬ся, о́б¬ра¬зе кро́¬тос¬ти ду¬хо́в¬ныя.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю от страс¬те́й те¬ле́с¬ных избавля́емся; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю сла́достей духо́вных исполня́емся.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 4
Бу́ря недоуме́ния смуща́ет ми ум, ка́¬ко досто́йно есть пе́¬ти чу¬де¬са́ твоя́, блаже́нне Нико́лае? Ни¬кто́¬же бо мо́¬жет я исчести́, а́ще бы и мно́ги язы́ки име́л и гла¬го́¬ла¬ти восхоте́л; но мы, ди́в¬но Бо́¬гу в те¬бе́ прославля́ющемуся, дерза́ем вос¬пе¬ва́¬ти: Алли¬лу́иа.

Икос 4
Слы́шаша, бо¬го¬му́д¬ре Нико́лае, бли́жнии и да́льнии ве¬ли́¬чие чу¬де́с тво¬и́х, я́ко по возду́ху ле́гкими благода́тными крила́ми навы́кл еси́ су́¬щих в бе¬да́х предваря́ти, ско́ро от тех избавля́я всех, во¬пию́¬щих к те¬бе́ та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, из¬бав¬ле́¬ние от пе¬ча́¬ли; ра́¬дуй¬ся, подая́ние бла¬го¬да́¬ти.
Ра́¬дуй¬ся, неча́емых зол прогони́телю; ра́¬дуй¬ся, жела́емых бла¬ги́х на¬са¬ди́¬те¬лю.
Ра́¬дуй¬ся, ско́¬рый уте́¬ши¬те¬лю в беде́ су́¬щих; ра́¬дуй¬ся, стра́шный наказа́телю оби́дящих.
Ра́¬дуй¬ся, чу¬де́с пучи́но, Бо́¬гом излия́нная; ра́¬дуй¬ся, зако́на Хри¬сто́¬ва скрижа́ли, Бо́¬гом пи́санныя.
Ра́¬дуй¬ся, кре́п¬кое па́дающих возведе́ние; ра́¬дуй¬ся, пра́во стоя́щих утвер¬жде́-ние.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю вся¬кая лесть обнажа́ется; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю вся¬кая и́стина сбыва́ется.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 5
Бо¬го¬те́ч¬ная звез¬да́ яви́л¬ся еси́, наставля́я по мо́¬рю пла́¬ваю¬щих лю́¬те, и́м¬же смерть предстоя́ше вско́ре иногда́, а́ще не бы ты предста́л еси́ при¬зы¬ва́¬ющим тя в по́¬мощь, Чу¬до¬тво́р¬че свя¬ты́й Нико́лае; уже́ бо несты́дно бесо́м лета́ющим и погрузи́ти корабли́ хотя́щим запрети́в, отгна́л еси́ их, ве́р¬ныя же научи́л еси́ спаса́ющему то¬бо́ю Бо́¬гу взыва́ти: Алли¬лу́иа.

Икос 5
Ви́деша отрокови́цы, на брак скве́рный ни¬ще¬ты́ ра́¬ди угото́ванныя, вели́кое твое́ к ни́щим ми¬ло¬се́р¬дие, пре¬бла¬же́н¬не о́т¬че Нико́лае, ег¬да́ ста́рцу роди́телю их но́щию узельцы́ три зла́та тая́ся пода́л еси́, самаго́ со дще́рьми избавля́я от паде́ния грехо́внаго. Того́ ра́¬ди слы́¬ши¬ши от всех си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, ми́¬лос¬ти превели́кия со¬кро́¬ви¬ще; ра́¬дуй¬ся, про¬мыш¬ле́¬ния о лю́¬дех при¬я́те¬ли¬ще.
Ра́¬дуй¬ся, пи́¬ще и от¬ра́¬до к те¬бе́ при¬бе¬га́ю¬щих; ра́¬дуй¬ся, хле́¬бе неснеда́емый а́лчущих.
Ра́¬дуй¬ся, бо¬га́т¬ство, бе́дне живу́щим на зем¬ли́, Бо́¬гом да́нное; ра́¬дуй¬ся, воздви́жение ско́¬рое убо́¬гих.
Ра́¬дуй¬ся, бы́ст¬рое ни́¬щих услы́¬ша¬ние; ра́¬дуй¬ся, скор¬бя́¬щих прия́тное попече́ние.
Ра́¬дуй¬ся, трие́х дев не¬по¬ро́ч¬ный невести́телю; ра́¬дуй¬ся, чис¬то¬ты́ усе́рдный хра¬ни́¬те¬лю.
Ра́¬дуй¬ся, не¬на¬де́ж¬ных на¬де́я¬ние; ра́¬дуй¬ся, всего́ ми́¬ра наслажде́ние.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 6
Пропове́дует мир весь те¬бе́, пре¬бла¬же́н¬не Нико́лае, ско́¬ра¬го в бе¬да́х за¬сту́п¬ни-ка: я́ко мно́гажды во еди́нем часе́, по зем¬ли́ путеше́ствующим и по мо́¬рю пла́вающим, предваря́я, посо́бствуеши, ку́п¬но всех от злых сохраня́я, во¬пию́-щих к Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 6
Возсия́л еси́ свет жи¬во́т¬ный, из¬бав¬ле́¬ние нося́ воево́дам, непра́ведную смерть прия́ти иму́¬щим, те¬бе́, до́б¬рый па́¬сты¬рю Нико́лае, при¬зы¬ва́¬ющим, ег¬да́ вско́ре я́вль¬ся во сне царе́ви, устраши́л еси́ его́, сих же неврежде́нных отпусти́ти повеле́л еси́. Се¬го́ ра́¬ди с ни́¬ми ку́п¬но и мы бла¬го¬да́р¬ствен¬но во¬пи¬е́м ти:

Ра́¬дуй¬ся, усе́рд¬но при¬зы¬ва́¬ющим тя по¬мо¬га́¬яй; ра́¬дуй¬ся, от непра́веднаго убие́ния избавля́яй.
Ра́¬дуй¬ся, от ле́стныя сохраня́яй клеветы́; ра́¬дуй¬ся, непра́ведныя разруша́яй сове́ты.
Ра́¬дуй¬ся, растерза́яй лжу я́ко пау¬чи́¬ну; ра́¬дуй¬ся, возноша́яй сла́вно и́с¬ти¬ну.
Ра́¬дуй¬ся, непови́нных от уз разреше́ние; ра́¬дуй¬ся, и мертвеце́в оживле́ние.
Ра́¬дуй¬ся, прояви́телю пра́в¬ды; ра́¬дуй¬ся, помрачи́телю не¬пра́в¬ды.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю непови́ннии из¬бав¬ле¬ни от ме¬ча́; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю наслади́шася све́¬та.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 7
Хо¬тя́ богоху́льное ере¬ти́¬чес¬кое отгна́ти зло¬смра́¬дие, ми́¬ро вои́стину бла¬го¬во́н-ное, та́инственное яви́л¬ся еси́, Нико́лае: лю́¬ди Мире́йския упа́сл еси́ и весь мир сво¬и́м бла¬го¬да́т¬ным ми́¬ром испо́лнил еси́. И от нас у́бо богоме́рзкое грехо́вное зло¬смра́¬дие от¬же¬ни́, да благоприя́тно Бо́¬гу во¬пи¬е́м: Алли¬лу́иа.

Икос 7
Но́¬ва¬го тя Но́я, наста́вника ковче́га спаси́тельнаго разуме́ем, о́т¬че свя¬ты́й Нико́лае, бу́¬рю всех лю́¬тых разгоня́ющаго направле́нием сво¬и́м, ти¬ши¬ну́ же Боже́ственную принося́щаго во¬пию́¬щим та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, обу¬ре¬ва́¬емых ти́¬хое при¬ста́¬ни¬ще; ра́¬дуй¬ся, утопа́ющих из¬ве́ст¬ное хра¬ни́¬ли¬ще.
Ра́¬дуй¬ся, пла́¬ваю¬щих посреде́ пучи́н до́б¬рый ко́рм¬чий; ра́¬дуй¬ся, треволне́ния морска́я уставля́ющий.
Ра́¬дуй¬ся, превожде́ние су́¬щих в ви́хрех; ра́¬дуй¬ся, согре́яние су́¬щих во мра́зех.
Ра́¬дуй¬ся, сия́ние, ско́рбный мрак разгоня́ющее; ра́¬дуй¬ся, све¬ти́¬ло, вся концы́ зем¬ли́ про¬све¬ща́ю¬щее.
Ра́¬дуй¬ся, от бе́зд¬ны гре¬хо́в¬ныя че¬ло¬ве́¬ки избавля́яй; ра́¬дуй¬ся, в бе́зд¬ну а́дскую сатану́ вверга́яй.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю дерз¬но¬ве́н¬но бе́зд¬ну ми¬ло¬се́р¬дия Бо́¬жия при¬зы¬ва́¬ем; ра́-дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю от по¬то́¬па гне¬ва из¬ба́вль¬ше¬ся, мир с Бо́¬гом обрета́ем.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.
Кондак 8
Стра́н¬ное чу́¬до явля́¬ет¬ся при¬те¬ка́ю¬щим к те¬бе́, блаже́нне Нико́лае, свяще́нная твоя́ це́р¬ковь: в ней бо и ма́¬лое мо¬ле́¬ние при¬но¬ся́¬ще, ве́лиих не¬ду́¬гов прие́млем ис¬це¬ле́¬ние, а́ще то́кмо по Бо́¬зе упо¬ва́¬ние на тя воз¬ло¬жи́м, ве́р¬но во-пию́¬ще: Алли¬лу́иа.

Икос 8
Весь еси́ всем вои́стину помо́щник, богоно́се Нико́лае, и собра́л еси́ вку́¬пе вся прибега́ющия к те¬бе́, я́ко свободи́тель, пита́тель и врач ско́¬рый всем земны́м, на по¬хва¬лу́ всех под¬ви¬зая вопи́ти к те¬бе́ си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, вся́¬ких ис¬це¬ле́¬ний ис¬то́ч¬ни¬че; ра́¬дуй¬ся, лю́¬те стра́¬жду¬щим по¬мо́щ¬ни-че.
Ра́¬дуй¬ся, заре́, сия́ющая в нощи́ грехо́вней блужда́ющим; ра́¬дуй¬ся, ро¬со́ небото́чная в зно́и трудо́в су́¬щим.
Ра́¬дуй¬ся, по¬да¬ва́¬яй тре́¬бую¬щим благострое́ние; ра́¬дуй¬ся, уготовля́яй про¬ся́-щим изо¬би́¬лие.
Ра́¬дуй¬ся, мно́гажды про¬ше́¬ние предваря́яй; ра́¬дуй¬ся, ста́рым седи́нам си́¬лу обновля́яй.
Ра́¬дуй¬ся, мно́гих за¬блу́жд¬ших от пу¬ти́ и́с¬тин¬на¬го обличи́телю; ра́¬дуй¬ся, та́¬ин Бо́¬жи¬их ве́р¬ный слу¬жи́¬те¬лю.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю за́висть попира́ем; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю благонра́вное жи-тие́ исправля́ем.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 9
Вся́¬кия утоли́ бо¬ле́з¬ни, ве¬ли́¬кий наш зас¬ту́п¬ни¬че Нико́лае, растворя́я бла¬го-да́т¬ная врачева́ния, услажда́ющая ду́¬ши на́¬ша, серд¬ца́ же веселя́щая всех усе́рд¬но к по́¬мо¬щи тво¬е́й при¬те¬ка́ю¬щих, Бо́¬гу же во¬пию́¬щих: Алли¬лу́иа.

Икос 9
Ви¬ти́я суему́дренныя не¬чес¬ти́¬вых ви́¬дим то¬бо́ю посра́мленныя, бо¬го¬му́д¬ре о́т-че Нико́лае: А́рия бо ху́льника, разделя́юща Бо¬жест¬во́, и Саве́ллия, смеша́юща Свя¬ту́ю Тро́ицу, препре́л, нас же во Правосла́вии укрепи́л еси́. Се¬го́ ра́¬ди во¬пи¬е́м ти си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, щи́¬те, защища́яй бла¬го¬че́с¬тие; ра́¬дуй¬ся, ме¬чу́, посеца́яй зло¬че́с¬тие.
Ра́¬дуй¬ся, учи́¬те¬лю Бо¬же́ст¬вен¬ных ве¬ле́¬ний; ра́¬дуй¬ся, губи́телю богопроти́вных уче́¬ний.
Ра́¬дуй¬ся, ле́ствице, Бо́¬гом утвержде́нная, е́ю¬же восхо́дим к Не¬бе¬си́; ра́¬дуй¬ся, по¬кро́¬ве, Бо́¬гом зда́нный, и́м¬же покрыва́ются мно́¬зи.
Ра́¬дуй¬ся, нему́дрых умудри́вый тво¬и́ми сло¬ве¬сы́; ра́¬дуй¬ся, лени́вых подви́гнувый тво¬и́ми нра́вы.
Ра́¬дуй¬ся, све́т¬лос¬те за́¬по¬ве¬дей Бо́¬жи¬их неугаси́мая; ра́¬дуй¬ся, луче́ оправда́ний Гос¬по́д¬них пре¬све́т¬лая.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко уче́нием тво¬и́м со¬кру¬ша́¬ют¬ся ерети́ческия главы́; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю ве́рнии сподобля́ются сла́¬вы.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 10
Спас¬ти́ хо¬тя́ ду́¬шу, плоть твою́ ду́хови покори́л еси́ вои́стину, о́т¬че наш Нико́лае: молча́ньми бо пре́ж¬де и боре́ньми с по́мыслы, дея́нию богомы́слие приложи́л еси́, богомы́слием же ра́¬зум соверше́н стя¬жа́л еси́, и́м¬же дерз¬но¬ве́н-но с Бо́¬гом и А́н¬ге¬лы бесе́довал еси́, всег¬да́ вопия́: Алли¬лу́иа.

Икос 10
Сте¬на́ еси́ похваля́ющим, пре¬бла¬же́н¬не, чу¬де¬са́ твоя́ и всем к зас¬туп¬ле¬нию тво¬ему́ при¬бе¬га́ю¬щим; те́м¬же и нас, в доброде́тели убо́¬гих, от ни¬ще¬ты́, на¬па́с-ти, не¬ду́¬гов и нужд разли́чных сво¬бож¬да́й, во¬пию́¬щих ти с лю¬бо́¬вию та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, от убо́жества ве́ч¬на¬го изыма́яй; ра́¬дуй¬ся, бо¬га́т¬ство не¬тле́н¬ное по¬да-ва́¬яй.
Ра́¬дуй¬ся, бра́шно неги́блющее а́лчущим пра́в¬ды; ра́¬дуй¬ся, пи¬тие́ не¬ис¬чер¬па́е-мое жа́ждущим жи́з¬ни.
Ра́¬дуй¬ся, от мяте́жа и бра́¬ни соблюда́яй; ра́¬дуй¬ся, от уз и плене́ния свобожда́яй.
Ра́¬дуй¬ся, пре¬сла́в¬ный в бе¬да́х зас¬ту́п¬ни¬че; ра́¬дуй¬ся, превели́кий в на¬па́с¬тех за-щи́т¬ни¬че.
Ра́¬дуй¬ся, мно́гих от по¬ги́¬бе¬ли исхи́тивый; ра́¬дуй¬ся, безчи́сленных неврежде́нно сохрани́вый.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю лю́тыя сме́р¬ти гре́ш¬нии избега́ют; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю жизнь ве́ч¬ную ка́ющиися получа́ют.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 11
Пе́¬ние Пресвяте́й Тро́¬ице па́¬че ины́х прине́сл еси́, пре¬бла¬же́н¬не Нико́лае, умо́м, сло́¬вом и де́¬лом: мно́гим бо испыта́нием правове́рная повеле́ния уясни́л еси́, ве́¬рою, на¬де́ж¬дою и лю¬бо́¬вию наставля́я нас в Тро́¬ице Еди́¬но¬му Бо́¬гу вос¬пе¬ва́¬ти: Алли¬лу́иа.

Икос 11
Светоза́рную лу¬чу́ во мра́це жи¬тия́ су́¬щим неугаси́мую ви́¬дим тя, Бо́¬гом избра́нне о́т¬че Нико́лае: с невеще́ственными бо а́нгельскими све́ты бесе́дуеши о несозда́нном Тро́ическом Све́¬те, ве́р¬ных же ду́¬ши просвеща́еши, во¬пию́¬щих ти та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, озаре́ние Три¬со́л¬неч¬на¬го Све́¬та; ра́¬дуй¬ся, денни́це незаходи́маго Со́лн¬ца.
Ра́¬дуй¬ся, свеще́, Боже́ственным пла́менем возжже́нная; ра́¬дуй¬ся, я́ко угаси́л еси́ бесо́вский пла́мень не¬че́с¬тия.
Ра́¬дуй¬ся, све́т¬лое правове́рия пропове́дание; ра́¬дуй¬ся, доброзра́чное све́¬та ева́нгельскаго сия́ние.
Ра́¬дуй¬ся, мо́л¬ние, е́реси пожига́ющая; ра́¬дуй¬ся, гро́¬ме, устраша́ющий соблазня́ющия.
Ра́¬дуй¬ся, и́с¬тин¬на¬го научи́телю ра́¬зу¬ма; ра́¬дуй¬ся, та́инственнаго изъяви́телю ума́.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю попра́ся по¬кло¬не¬ние тва́¬ри; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю научи́хомся покланя́тися Твор¬цу́ в Тро́¬ице.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 12
Бла¬го¬да́ть, да́н¬ную ти от Бо́¬га, све́дущии, ра́дующеся, твою́ па́¬мять пра́зднуем по до́лгу, пре¬сла́в¬ный о́т¬че Нико́лае, и к чу́д¬ному зас¬туп¬ле¬нию тво¬ему́ вседу́шно притека́ем; пресла́вных же тво¬и́х дея́ний, я́ко песка́ морска́го и мно́¬жест¬ва зве́зднаго исчести́ не могу́ще, недоуме́нием объя́ти бы́вше, во¬пи¬е́м к Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 12
Пою́¬ще твоя́ чу¬де¬са́, вос¬хва¬ля́¬ем тя, все¬хва́ль¬не Нико́лае: в те¬бе́ бо Бог, в Тро́-ице прославля́емый, ди́в¬но про¬сла́¬ви¬ся. Но а́ще и попремно́гу соста́вленныя от души́ псалмы́ и пе́сни при¬но́¬сим ти, Чу¬до¬тво́р¬че свя¬ты́й, ни¬что́же твори́м ра́вно дарова́нию чу¬де́с тво¬и́х, и́м¬же удивля́ющеся, во¬пи¬е́м к те¬бе́ та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, Ца¬ря́ ца́рст¬вую¬щих и Го́с¬по¬да госпо́дствующих слу¬жи́¬те¬лю; ра́¬дуй-ся, служи́телей Его́ не¬бе́с¬ных сожи́телю.
Ра́¬дуй¬ся, лю́¬дем ве́р¬ным поможе́ние; ра́¬дуй¬ся, ро́¬да хри¬сти¬а́н¬ска¬го возвыше́ние.
Ра́¬дуй¬ся, по¬бе́¬ды тезоимени́тый; ра́¬дуй¬ся, венцено́сче наро́читый.
Ра́¬дуй¬ся, всех доб¬ро¬де́¬те¬лей зер¬ца́¬ло; ра́¬дуй¬ся, всех при¬те¬ка́ю¬щих к те¬бе́ кре́п¬кое за¬бра́¬ло.
Ра́¬дуй¬ся, по Бо́¬зе и Бо¬го¬ро́¬ди¬це, все на́¬ше упо¬ва́¬ние; ра́¬дуй¬ся, теле́с на́¬ших здра́¬вие и душ спа¬се́¬ние.
Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю от ве́ч¬ныя сме́р¬ти сво¬бож¬да́¬ем¬ся; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю без-ко¬не́ч¬ныя жи́з¬ни спо¬до¬бля́ем¬ся.
Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 13
О, пре¬свя¬ты́й и пре¬чу́д¬ный о́т¬че Нико́лае, уте¬ше́¬ние всех скор¬бя́¬щих, ны́нешнее на́¬ше при¬ими́ при¬но¬ше́¬ние и от гее́нны из¬ба¬ви¬ти¬ся нам Го́с¬по¬да умо¬ли́ бо¬го¬приятным тво¬и́м хо¬да́¬тай¬ством, да с то¬бо́ю вос¬пе¬ва́¬ем: Алли¬лу́иа.
Этот кондак чи¬та¬ет¬ся трижды, за¬те́м 1-й икос «А́н¬ге¬ла о́б¬ра¬зом…» и 1-й кондак «Воз¬бра́н¬ный Чу¬до¬тво́р¬че и из¬ря́д¬ный уго́д¬ни¬че…»

Почитание николая чудотворца на руси

Имя святителя Николая — одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260—343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский (нередко пишут — Мир Ликийский).

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне.

Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника — «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно — в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания.

Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г.

Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани».

В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца.

https://www.youtube.com/watch?v=yI6EG7aobd8

В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына.

«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках.

Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции.

Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею — идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, «более управляем».

Впрочем, небесное покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава.

В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону — повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII–XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности).

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали — «Никола Можайский». И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой — храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон.

Святой николай в моей семье

«Хватит! Ну, нет, и не будет у тебя семьи. Тебе 33 года и ты одна. В жизни есть и другие интересы: друзья, работа, наука… Вот, хотела диссертацию написать – валяй! Руки-ноги целы, голова на месте – примись за дело, и оно, как всегда, выручит».

Так я решила в октябре 2001 года. Мечты, составления гороскопов и подобная им ерунда ни к чему не привели. Я даже впервые осознанно сходила туда, куда давно надо было пойти, и попросила Его святого, даже не Его самого… На коленях вспоминала слова Высоцкого:

Мы не хотим ждать, вот в чем дело! И пришлось заняться работой. Занималась вопросами влияния сети Интернет на… впрочем, подробности неинтересны. Я стала изучать данные в Интернете, улавливая закономерности. На одном из порталов требовалось разместить анкету. Изучая респондентов, я набрела на анкету, где профессией стояло «Хореограф».

Фото нет, конечно! Еще интересней: мы закончили одну школу! Ну, ну… Я не успела нагрубить – он написал письмо, встретив мои данные. Письмо было написано грамотным парнем, умевшим мыслить, а не питекантропом. И мне, пуганому воробушку, разочарованной, резкой, захотелось ответить… Так и напишем: я – резкая. И мне ничего не надо. Приключений не ищу. Внешность: руки, ноги, голова.

Он не испугался. Ответил так, как и подобает человеку с юмором и… с пониманием. Письмо за письмом… Прошли три недели виртуального знакомства. Он просил телефон. К тому моменту мы выяснили, что он – одноклассник моего брата. Но лица его я не помнила, и даже фото его не помогло.

И вот телефонный разговор. За свои 33 года я ни с кем в жизни не говорила с 10 вечера до 6 утра! Когда я рассказала девчонкам на работе, они ахнули и сказали, что это дело пахнет чем-то… Я отшутилась. И телефон продлил знакомство еще недели на три. А дальше он попросил о свидании и уроках компьютерного мастерства. Ну, а я попросила… кто догадается? Пятерка уходит к читателю – обучить меня танцевать.

Когда он пришел, мы, противные девчонки, рассматривали его из окна офиса. А он стоял очень по-мужски. Твердо и спокойно, не смотрел на часы. Ждал так, как будто ждал меня всю жизнь… И я пошла к нему навстречу.

Уже на Рождество он представил меня своей маме как невесту… Он не искал приключений, он хотел семью, детей… И свекровь благословила нас всего лишь через месяц…

Мы обвенчались, и торжественней события не было в моей жизни… У нас уже двое мальчишек. Мой супруг – замечательный муж и отец. Он не звезда экрана, его фото не размещает «Форбс», но мы съели не один пуд соли вместе. Как оказалось, я и он молились об одном и том же, и в одном храме, а и его мама молила Бога о хорошей жене для сына…

Я молилась перед иконой Николая Чудотворца, зная уже точно, что он поможет сразу и наверняка. Как и Господь, который все слышит, надо только просить о настоящем. А исполнится тогда, когда мы доверимся Ему целиком, отдадимся, как течению спокойной воды, Его воле – как дитя вкладывает свою ручонку в руку родителям, полностью доверяя им.

***

Когда были мы уже женаты, недолго, но уже ждали малыша, произошла вторая история.

Я преподавала, как и прежде, компьютерное мастерство в частном лицее. Супруг же, в попытках подработать к рождению ребенка, устроился на вторую работу, не слишком престижную, однако дававшую реальную добавку к нашему скудному бюджету. Это было как нельзя более кстати, так как до родов мне требовалась медицинская помощь, ставшая недавно платной, а занятия в лицее сократились.

И вместо того, чтобы, как положено всем приличным молодоженам, спокойно ждать появления на свет такого вымоленного ребенка, нам приходилось судорожно изворачиваться, чтобы оплатить медицинские процедуры, обеспечить диетическое питание и собрать денег на роды, коляску, кроватку, одежду новорожденному… Помощи ждать было неоткуда, так что муж, без особой радости, но понимая необходимость, устроился на автомойку.

Две недели были полны предвкушения его зарплаты и прошли спокойно. А на третью оказалось, что закрылась школа танцев, где он мог преподавать вечерами. Это было очень грустное известие, но… Учитывая, что «в запасе» была автомойка, мы постарались смириться и жить, как жили, снова урезав бюджет.

А еще через несколько дней меня ожидал настоящий «апперкот левой», выражаясь по-боксерски. Муж опаздывал с работы более чем на 2 часа, чего раньше не бывало, и я стала нервничать. Разумеется, хорошие мысли нас не посещают, когда близкие вдруг изменяют распорядок дня без предупреждения… «Что-то случилось… Встретил кого-то и пошел… погулять?» – это было первое, о чем подумалось.

«Нет… Не может быть, он же знает, что волнуюсь! Пробка? Не отпустили с работы? Пошел помогать Вове (приятелю, который вечно попадал в истории)? Может, к маме пошел?» И тут, как по наитию, позвонила свекровь: «В общем, там такое дело… (сдавленным голосом и медленно, выбирая слова)

Вот это да! Как можно разбить машину, не имея прав, не умея водить?! И первое, что на ум: «Он сам что? Как?? Жив, разбился?!», а слезы уже заливают лицо… «Да с ним, кажется, нормально. Подробностей не знаю… Он идет домой».

Боже мой, почему не позвонил мне, а первой – маме? Что же там? Следующий час, пока супруг добирался до дома, я провела, бегая между телефоном, соседкой, кухней, где поставила чайник, и иконами, где просто смотрела на лики, даже не зная, о чем просить? Лишь бы жив и здоров, вот что главное, остальное – решим.

Он пришел просто убитый – бледный, испачканный, одежда кое-где порвана. Тихо открыв дверь, остановился на пороге. В глаза не смотрел, и веяло от него такой тоской, таким страхом и отчаянием!

Как выяснилось, ему поступил заказ на мытье «Волги», подступиться к которой не мог из-за стоявшей неудобно «Лады». Недолго думая, он взял ключи, полагая, что передвинуть машину с места на место несложно. Тем более Вова, тот самый, ему рассказывал, как заводить, как водить, в кино тоже все легко выглядит.

Мужчина повел себя по-мужски решительно и спокойно, однако по-детски не подумал о последствиях… «Лада» зацепилась боком, снесла дверь «Волге», ударилась и сломала зеркало. Хозяин автомойки и хозяева машин договорились, что если виновник всего отремонтирует сломанное, то его простят и до суда не доведут. Слава Богу за все: и за скорби наши, и за радости! Однако работу муж потерял…

Одна мудрая и добрая дама говорила: «Когда с горем проведешь ночь, оно становится соседом». А русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее».

Я сказала мужу, что эту беду надо просто пережить, утром все станет понятней, легче, мысли разлягутся по своим полочкам и мы вместе что-нибудь придумаем. А пока накормила его и пожалела. Ну, к чему отчитывать большого мальчика, которому всегда хотелось «порулить», а возможности не было? Разве это что-то исправит?

Когда он убедился в моей, как теперь модно говорить, «толерантности», объяснил: «Я думал, меня уже и кормить-то не будут за такое! Ведь это я, мужик, должен зарабатывать, а сам теперь сяду на шею к беременной жене. И домой идти не хотелось, хоть в реку бросайся!»

Наутро, еле переставляя ноги, я потащилась на работу. Первых лекций не было, и мы с девочками сели в маленькой «учительской» комнатушке выпить по чашечке кофе-чаю, поговорить о жизни. Как на духу я выложила им все, что случилось у нас, попросив помощи.

Они растерялись, но как одна сказали, что все самые «дорогие» часы будут моими, хотя они и так передавались мне, исходя из квалификации. Вот только… не было заказов. За время работы в лицее мы обучили компьютерной грамоте и отдельным особым программам более 15000 человек, среди наших заказчиков были крупные госпредприятия, но теперь наблюдался спад, как назло. Если и звонили, то только индивидуальные заказчики, и всех их коллеги уступали мне, стараясь поддержать.

Начался второй час, девочки разошлись по своим кабинетам. Я осталась сидеть в комнатушке, размышляя и упершись взглядом в стену напротив. А на стене этой мы обустроили нечто вроде молитвенного угла, где были вербочка, икона Спасителя, Богородицы Иверской и… Николая Чудотворца. И так он ласково глядел на меня, таким теплом светились его глаза, такой мягкой казалась борода!

Я вдруг подумала, что дедушку моего, которого я не застала, тоже звали Николаем, и рожден он был именно 19 декабря, в день поминовения Николая Мирликийского Чудотворца. О том, что он, получивший еще во времена царские отличное военное образование и имевший прекрасные перспективы, попал сначала в мясорубку Первой мировой, затем революции, как он был спасен своими же солдатами от ареста.

Потом, как рассказывала мама, он был то часовщиком, то бухгалтером. Как во время Великой Отечественной ему предложили стать начальником госпиталя по снабжению, и как он поучал своих дочерей, мою маму и тетю, и жену: «Кто бы ни пришел к вам, что бы ни принесли вам, что бы ни сказали, что как будто я передал, или в подарок, или что это мой паек, запомните: не брать!

Ни у кого, ничего! Это все будет то, что отнимают у раненых». И, как мама говорила, самым вкусным и шикарным блюдом ее детства была картошечка. Спелая, пахшая свежестью, и принес ее дедушка аж целый мешок со словами: «Это на все лето и осень». И как мама и тетя, тайком от отца, прокрадывались в госпиталь и развлекали раненых, исполняя разного рода художественные номера: то стихи вслух, то песни, то танцы.

А те в награду давали девчонкам куски сахара. Вспомнила, как однажды дедушка зашел и застал своих дочерей в госпитале, уже получивших и грызущих свою награду. Как же он их разнес! Наорал на сестру-хозяйку, на врачей, на раненых – что им надо поправляться, а не кормить всех подряд своим пайком! И запретил маме и тетке ходить в госпиталь, чтоб не отбирали этот сахар.

И вдруг подумалось мне, что ведь святые живы, они рядом с нами, и что, наверное, святитель не напрасно напомнил мне о родных, переживших гораздо большие тяготы, нужду, голод, войны, и при этом не утративших доброты, понимания, тепла, любви и главного – веры в то, что все будет хорошо, что Господь поможет! Поможет, если попросить.

И стала я просить святителя Николая помочь нам справиться с бедой, укрепить мои силы и здоровье и послать мне и мужу честный заработок. В сумке у меня был молитвенник, и я впервые в жизни прочла акафист святителю Николаю. Даже не знала тогда, что на это нужны особые предварительные молитвы, что не в любой день… А потом как-то одухотворенно и спокойно села заполнять какие-то бумажки.

И вдруг звонок… Позвонили из очень крупной сбытовой компании и сообщили, что мы выиграли тендер на обучение 1500 их сотрудников, и что в следующие полгода мы обязаны это сделать!

А следом вернулась девочка, ходившая по поводу лицензии, и сообщила, что у меня просто невероятная удача: во-первых, нашу лицензию продлевают, а во-вторых, поступили несколько заказов непосредственно от знакомых нашего генерального, а значит, и оплачиваться будет вовремя, и программы очень сложные, требующие особых знаний, которые были только у меня. И что мне предложено разработать курс и срочно приступить…

И усталости как не бывало, и здоровье пошло на поправку, сделали все необходимое. Правда, пришлось все же расстаться с вещицами, завещанными мне мамой, а ей – бабушкой, но именно с такими словами и было это мне подарено: «Если тебе, детка, будет не хватать на хлеб или лекарство, или надо будет твоим детям – продавай не жалея, это всего лишь бирюльки. Они больше ни к чему и не нужны». Так я и сделала.

А еще через три месяца родился наш первенец – здоровенький, крепенький, как половинка яблока похожий на своего папу.

Вот так и вступился за мою новорожденную семью Николушка… О чем попросила, все сбылось и немедленно…

N.C. 

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий