Символ солнцеворот – значение знака и праздника у славян

Обереги

Атрибуты

Дуб черешчатый

Перун, как считается, ассоциировался с возвышенностями — к примеру, его идолы, по данным летописей, стояли на холмах. Есть и лингвистические причины для такой привязки, к которым, однако, следует относиться внимательно, поскольку они могут быть позднейшим сближением по созвучию двух совершенно разных корней.

Священным деревом Перуна был дуб. В славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба — *perkṷu-

. Оно было табуировано словом с не вполне ясной этимологией, что могло быть обусловлено сакральностью этого дерева.

Константин VII Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица, на пути из варяг в греки. В данном случае речь идёт о варягах:

Остатки ритуального дуба в Музее народной архитектуры и быта Украины

У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.

В грамоте галицкого князя Льва Даниловича 1302 года, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба горѣ склонъ».

Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков пишет:

Цветок Перуна — ирис германский

Из цветов Перуну, видимо, принадлежал ирис. Это предположение делается на том основании, что южнославянские народы называют ирис германский перуника

, наряду сбогиша«Божий цветок». С другой стороны, приходит к выводу, что оснований для такого предположения нет, поскольку мотивация названияперуникасвязана сперистойформой листьев этого растения, а словобогишаединично и узко-локально.

Кремнёвые орудия, которые могли служить «громовыми стрелами»

Оружием Перуна были палица, топор, камни и «громовые стрелы». Славяне считали, что ископаемые моллюски-белемниты или древние каменные орудия — топоры, наконечники стрел и копий, которые время от времени находили при обработке пашни или при строительстве — это «громовые стрелы» Перуна, уходящие в землю при ударе молнии и со временем выходящие на поверхность.

Этим артефактам приписывались магические и целебные свойства. Данные представления о «громовых стрелках» сохранялись в крестьянской среде вплоть до недавнего времени. О палице, как атрибуте идола Перуна и драк в его честь в Новгороде, упоминает летопись (см. выше).

Амулеты-«топорики» двух типов

Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.

Из дней недели Перуну был по-видимому посвящён четверг. В качестве аргумента приводят характерную для западноримской провинциальной периферии традицию связывать с громовержцем (аналогом Юпитера) именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день Тора» и т. д.). Название четверга у полабов образовано по той же схеме — Peräunedån

«день Перуна», хотя вполне вероятно, что это слово может быть калькой от нем. Donnerstag. У восточных славян равным по значимости с Ильиным днём считался четверг перед этим праздником. Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний.

Ведическая и славянская символика

Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, шаману, совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы…

Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов.

Известный переводчик гимнов Ригведы, древнейшей части Веды (риг — изреченное, веда — знание), на русский язык Т. Я. Елизаренкова пишет: «По глубочайшему убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществам перед западно-европейскими языками.

Громовой знак

– знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест. Распространен этот знак был очень широко его знали и скандинавы и кельты и славяне. Громовой знак мы можем увидеть в орнаменте русских прялок и на избах вплоть до нашего времени. Резали его на низ не просто так. На избах его вырезали на кокошнике (доска, свисающая с торца конька) в качестве магического громоотвода. Также громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе.

Громовой знак
Восьмилучевой Коловрат
– знак, под которым происходит сейчас возрождение славянского язычества. Вы можете его увидеть на знаменах современных языческих общин. Такая честь этому знаку отдана не случайно. Это – знак Сварога, бога-творца, бога мудрости.
Именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога), даровал людям многие знания, в том числе – металл и плуг. Знак Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави. Также коло Сварога – символ вселенной. Устройство вселенского колеса Сварога очень сложно. Центр его находится на Стожаре-Стлязи — небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное вращение Колеса приводит к смене зодиакальных эпох. Такой оборот Колеса длится 27 тысяч лет. Это время называют сутками Сварога.
Коловрат
Триксель –

Трехветвевая свастика. На севере используется «ломаный», то есть не имеющий связей между лучами триксель. Магическое значение его известно не очень точно. Но если исходить из того, что он состоит из трех рун Старшего Футарка «Лагуз» (“Laguz”), то получается что это знак «того, что ведет», знак направляющий развитие событий в нужном направлении.

Можно также сравнить его с тремя рунами «Кано» (“Kano”), очень сложной руной, связанной с направлением и ориентацией человеческой деятельности. Проще говоря, знак этот ориентирует человека в жизни, служит своеобразной «путеводной звездой» для него. Также некоторые ученые связывают этот знак со временем и богом времени, у Славян – с Числобогом, а три луча трикселя – с тремя ногами, согнутыми в коленях (бегущими), однако такое определение весьма поверхгностно: оно строится лишь на греческом толковании нозвания знака: tri – три, kselos – кость, конечность. Следуя греческой терминологии, четырехлучевая свастика называется «тетраксель».

Триксель – Трехлучевой свастичный символ. На севере используется «ломаный», то есть не имеющий связей между лучами триксель. Этот знак этот ориентирует человека в жизни, служит своеобразной «путеводной звездой».

Триксели
Итак, основные формы солярной символики, свастики, рассмотрены. Однако существует также множество других солярных символов, которые менее свойственных Славянским народам, например «Глаз дракона» — трехлучевая свастика с соединенными лучами, употребляемый на территории Уэльса (Великобритания) в магии земли, так называемый «кельтский вариант» — свастика с волнисто изогнутыми лучами, вписанная в круг, Зонненрад (кстати, он являлся эмблемой некоторых дивизий СС), «крест посвящения» и многие другие…

СОКОЛ

В традиционной культуре пользуется большим почетом. Он разделяет с орлом значительную часть его солярног (солнечного) символизма, выражает воодушевление и победу, а также свободу и надежду для пребывающих в оковах, в т.ч. и моральных. А золотой сокол обозначает космическую гармонию.

Образ сокола также олицетворяет превосходство и сильное желание, дух, свет. Он — символ смелости и отваги, гордости и благородства. На западнославянских языках “сокол” звучит как “рарог”, “рерик” и не случайно могучих и мудрых князей сравнивают с этой птицей…

СВАРОЖИЧ

Символ Силы Сварога. Сохраняет в первозданном виде всё многообразие форм жизни во Вселенной. Оберегает от духовной и душевной деградации разумные формы Жизни. Также знак ученых, которым не чуждо воинское мастерство. Хранит исследователей, искателей, лекарей, всякого человека, в Сердце которого горит негасимым Огнем-Сварожичем любовь и ведание всего Сущего.

ПЕРУНОВ ЦВЕТ. ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА. ЖАР-ЦВЕТ

Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. Способен открывать скрытые в Земле клады, исполнять желания. Дает человеку возможность раскрывать Духовные Силы и отыскать подлинные БОГатства в своей Душе. Связан с праздником Купалы и Перуном.

ВОИТЕЛЬНИЦА. ПЕРУНИЦА. ВАЛЬКИРИЯ

Перуница у славян, Валькирия у скандинавов. Древний оберег, охраняющий Мудрость, Справедливость, Благородство и Честь. Почитается воинами — защитниками Родной Земли, своего Древнего Рода и Веры.

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА Дает крепкое богатырское здоровье, излечивает болезни. Этот символ — главный оберег от различных недугов. Помогает не просто излечить тело от хвори, но и дает понимание причины возникновения болезни, ведь они, как известно, находятся в наших мыслях, словах, действиях.

ГРОМОВОЙ ЗНАК. ГРОМОВОЕ КОЛЕСО. Громовник

Громовой знак – знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест. Распространен данный символ был очень широко. Его знали и скандинавы и кельты и славяне. Громовой знак мы можем увидеть в орнаменте русских прялок и на избах вплоть до нашего времени.

Резали его на низ не просто так. На избах его вырезали на кокошнике (доска, свисающая с торца конька) в качестве магического громоотвода. Также громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был одним из магических знаков русской дружины. Его можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Также он вышивается на мужских рубахах.

КОЛОВРАТ

Восьмилучевой Коловрат – символ возрождения славянского язычества. Хоть знак и очень древний, но в активное обращение он запущен известным писателем-язычником Доброславом. Вы можете его увидеть на знаменах современных языческих общин. Такая честь этому знаку отдана не случайно.

СВАРОГОВ КВАДРАТ

Сварогов Квадрат символизирует собой огненную кузницу Сварога, из которой вырываются четыре языка пламени в разные стороны. Также этот символ может представлять собой Алатырь-камень, по которому Сварог ударял своим молотом, а из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи — небесные воины.

КОЛОВОРОТ. СВАСТИКА. ЯРГА. ПОСОЛОНЬ

Крест с загнутыми под прямым углом (реже дугой) концами. Знак Света, Солнца, Жизни. Великая очищающая обергеающая сила. При археологических раскопках солнечные знаки чаще всего находили на детялях архитектуры (защита), оружии (п ридание силы), бытовой утвари.

Самая большая территория по применению солнечных знаков как религиозного и культурно-бытового симвала — это Россия. Ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии коловратов покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта и храмы.

Ярки встречаются самые разнообразные.

ПОДКОВА

Конь — верный спутник Высших Богов. Именно на упряжке коней путешествует Даждьбог (Бог — щедрый “податель” благ) по небосклону, щедро даря внукам своим солнечный свет и тепло, а вместе с ними и саму жизнь счастливую и изобильную. Дуга подковы напоминает также радугу и путь от небесного светила от востока к западу.

Тот, кто случайно находил подкову, верил, что чудесные свойства железа, коня и солнца, воплощенные в ней, способствуют удаче, притягивают большое счастье, покровительство Светлых Сил, оберегают от козней нечисти.

Заповеди

Весьма популярен текст, описывающий заповеди Перуна. При этом доподлинно неизвестена степень древности этих текстов:

  • Почитайте своих родителей и в старости их содержите, как вы проявите заботу о них так, так и ваши дети проявят заботу о вас.
  • Сохраняйте память о предках рода вашего, в этом случае ваши потомки будут помнить о вас.
  • Защищайте ваших родичей старых и малых, родителей, дочерей и сыновей, ибо они несут мудрость вашего народа.
  • В детях своих воспитывайте любовь к родной земле, чтобы не искали чудес они за морем, а сами могли сотворять чудеса, еще более прекрасные и чудесные во славу своей земли священной.
  • Во имя себя чудес не творите, творите их во блага своих родичей и рода Небесного.
  • Ближнему не откажите, коль с ним беда случится, ибо, когда беда придет к вам, ближний ответит тем же.
  • Добрые дела творите во славу рода и ваших предков, тогда обретете вы покровительство светлых Богов.
  • Сохраняйте изо всех сил древнюю мудрость богов, помогайте строить святилища и капиша.
  • После дела любого руки омывайте, тот кто рук не омывает, теряет силу богов.
  • Мойтесь в воде Ирия, что в святой земле течет, чтобы омыть тело свое и наделить его силой богов.
  • Соблюдайте закон Небесный, что дарован был Богами светлыми.
  • Праздники что богами дарованы соблюдайте, почитайте дни русалочьи.
  • Не забывайте почитать ваших богов, возжигайте курения и благовония, и обретете вы милость богов.
  • В мире и согласии живите с соседями вашими, обид им не чините.
  • Не унижайте других людей, их достоинство, и сами не будете унижены.
  • Тем кто в других Богов верует, не чините обид, ибо Бог-Творец един для всех земель и над всеми мирами властвует.
  • Не придавайте свою землю за серебро и злато, ибо падет на вас проклятие богов и прощения не будет вам и конца жизни.
  • Защищайте землю свою от врагов рода вашего.
  • Защищайте вы землю свою и победите вы оружием правым всех врагов.
  • Защищайте род свой от тех чужаков, что идут в земли родные со злобой и помыслом нечистым и оружием.
  • До битвы хвастаться силою своею не гоже, лишь после брани похвалится можно.
  • Мудрость божию в тайне храни, сбереги ее от язычников.
  • Не убеждайте тех людей, кто слушать не хочет вас и внимать вашим словам.
  • Сберегите ваши святилища от поругания и разрушения, если не сбережете вы святыни и веру предков постигнут вас горести и обиды.
  • Если кто сбежит в чуждую землю, чтоб жизнь легкую искать, тот отступится от рода своего, да род его не простит, ибо боги от него отвернутся.
  • Не возрадуетесь вы горю чужому, к тому кто чужому горю радуется оно словно на зов придет.
  • На любовь отвечайте любовью не злословьте о тех кто вас любит, тогда обретете вы богов покровительство.
  • Не злословьте и не смейтесь, над теми, кто любит вас, а отвечайте вы на любовь любовью и обрящите покровительство богов ваших.
  • Любите ближнего вашего, если он того достоин.

Из смысла заповедей видно, что они во многом схожи с библейскими текстами. Возможно какие то пункты появились уже после крещения Руси и смещения верований, так как многие языческие традиции под влиянием христианства были трансформированы. Ведь не зря Илья-Громовержец так сильно напоминает Перуна.

Подвиги перуна

– Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как Перун победил зверя Скипера, как великие подвиги он совершил и как сестрам своим дал свободу! – Ничего не скрою, что ведаю…


Поезжал Перун по Сырой Земле, мимо гор Рипейских и Ирия. Встретил он в горах Ладу-Матушку, Мать небесную.. Поклонилась Перуну матушка, стала расспрашивать:- Ты куда, сынок, отправляешься? Держишь путь куда в чистом полюшке? – Государыня Лада-матушка, Мать небесная, путь неблизок мой в чистом полюшке.Направляюсь я к зверю Скиперу, Чтоб родных сестер, дочерей твоих, из неволюшки вызволить! – Ах младой Перун, славный мой сынок! Нелегка путь-дороженька к Скиперу! По дороженьке прямоезжей птица не пролетывала, зверь рыскучий не прорыскивал, на коне никто не проезживал! Заколодела дорожка, замуравела… – Государыня Лада-матушка, Мать небесная! Дай в дорогу мне благословение, отпусти меня к зверю Скиперу! Ехал Перун через леса дремучие, через реки разливистые, через полюшко, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. И наехал на стадо свирепое, звериное стадо, змеиное. И пасут то стадо три пастыря – да три девицы, три сестры родные Перуновы: Леля, Жива, Марена, украденные зверем Скипером. Бела кожа у них – как слова корд, на них волос растет – как ковыль-трава. И сказал Перун трем сестрицлм:- Вы ступайте, сестрицы, к Рипейским горам, вы пойдите к Ирию светлому. Окунитесь в реку молочную и в сметанное чистое озеро, искупайтеся во святых волнах и омойте-ка лица белые! И сказал перун стаду лютому, что звериному стаду – змеиному:- Поднимайтеся, звери звери лютые, расходитесь по болотам и лесам диким. Все случилась так, как Перун сказал, – та застава его миновала. Вот приехал он в царство темное, горы там в облака упираются и чертог стоит между черных скал. Выступал на него лютый Скипер-зверь, выходил к нему по-звериному, а шипел-свистел по-змеиному. – Я всей подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу за колечко булатное, поверну всю Землю на синее Небо и смешаю земных я с небесными, стану я тогда всей Вселенной царь! Но могучий Перун не страшился, победил он на лютого Скипера. Скипер-зверь стал уклоняться, приклонился он ко Сырой Земле, стал просить-молить бога мощного:- Я узнал тебя, праведный Перун! Дай ты срока мне три минуточки! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою, станешь ты царем поднебесной всей!- Я не дам тебе сроку-времени! Твое золото все неправое, твоя силушка вся всесильная, в темном царстве же правит Кривда пусть! Тут поднял зверя-Скипера и на Землю Мать уронил его. Мать Сыра Земля расступилась, И Перун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими. И забрал Перун трех родных сестер, и повел он их ко Рипейским горам, и привел их к Ирию светлому. И сказал он им: – Вы, сестрицы мои! Вы снимайте скорей кожу прежнюю, как кора еловая грубую. Искупайтеся во молочной реке и очистите тело белое. И тогда три родные сестрицы кожу скинули заколдованную, во молочной реке купались, в чистых водах тех омывались. Приходил Перун к Ладе-матушке, светлой матери, Богородице. – Государыня лада-матушка, мать небесная, богородица! Вот тебе три дочки родимые, мне же – три сестрицы любимые! И вернулись так вместе с Лелею – Радость и Любовь в поднебесный мир. Вместе с Живою оживляющей возвратилась Весна со цветами. А с красавицею Мареною -Осень и Зима со снегами.

Царица для громовержца.

Бог перун для статьи
Исследователи расходятся во мнениях касательно того, на ком всё же был женат Перун. Одни утверждают, что женой громовержца была прекрасная богиня Дива Додола, дочь Дыя и внучка Светоносца Сварога. Если верить некоторым источникам, когда Перун разъезжал по небу на колеснице своей, увидал он прекрасного чернокрылого лебедя, которого он захотел убить. И после угроз его, лебедь тот превратился в прекрасную деву, богиню Додолу, что дождь над полями проливала.
Если следовать этой версии, то это вполне закономерно, так как во всём мире у каждого громовержца была жена, богиня лунная, та кому вода подчинялась. Таким образом выстраивалась противоборствующая, но и созидающая пара — огонь и вода. В случае с Перуном и Додолой, первый громовержец, вторая покровительствует земледельцам и посылает на поля ихние дожди, даря плодородие и урожайность. Эта версия выглядит вполне правдоподобной, если учесть, что отцом Дивы Додолы был, лунный Дый.
Сказание о любви Перуна и его Перуницы, так же повествует о том, что в Додолу был влюблён и Велес. Он похитил жену названного брата своего, превратившись в полевой цветок, который и очаровал Додолу и завлёк её по-дальше от садов Ирийских. От Велеса царица Перуна родила сына — Ярило, бога весеннего солнца и плодородия, столь же страстного и неудержимого, что и его отец. В гневе своём Перун превратил жену в божью коровку, а брата вызвал на бой. Велес и Перун бились три дня и три ночи, но силы их были равны, поэтому тогда Перун изгнал своего брата из Ирийских садов в подземный мир Нави и проклял его на вечные скитания. Простил ли в итоге Перун свою жену, Додолу остаётся неясным, так как источники снова расходятся по этому поводу. Некоторые утверждают, что да простил, а некоторые наоборот.
Иные источники и вовсе называют женой Перуна, богиню Макошь. Очень часто Додолу и Мкошь путают. Так, например, в некоторых источниках, Дива Додола описывается, как богиня, которая повелевает человеческими душами и позволяет им перерождаться. Вспомним богиню Макошь: она Великая Прядильщица Судеб, и хранительница всех врат и переходов. К заботам Додолы приписывают вызывания дождя на поля, чтобы получить хороший и богатый урожай. Макошь богиня Сырой Земли Матушки, дающая всё произрастающее из земли и всё ходящее, или парящее над ней.
К сожалению, со времен реальные доказательства были утеряны. Существует много гипотез, об этих двух богинях, но то, что это два совершенно разных персонажа, совершено ясно. Легенда о сражении Перуна и Велеса присутствует в обоих случаях. Более правдоподобным видится то, что Дива Додола была первой женой Перуна, но после измены была изгнана своим мужем и обращена в божью коровку. В этом случае Макошь выступает в роли второй супруги Перуна, которая и стала его вечной царицей. Но это всего лишь доводы, которые могут идти в разрез с представлением многих.

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий