Северные магические обереги. Кому подходят амулеты Велеса и Макошь, когда их носить. Статья Северной сказки

Обереги

Northern style: мир коренных народов севера | журнал ярмарки мастеров

В прошлой своей подборке я восхищалась потрясающими образами из Африки. Бисерные украшения очень выигрышно смотрятся на темной коже африканских красавиц. А вот коренные народы Севера сочетают бисер и узорную вышивку с тканями и мехами. Это тоже смотрится колоритно и ярко!

Мой папа вырос и всю жизнь прожил в маленьком сибирском поселке. Сюда же он привез и нас с мамой. Так что и я, сохраняя традиции, живу в Югре — Ханты-Мансийском автономном округе. Кстати, сами ханты и манси себя называют остяки и вогулы — округ раньше даже назывался национальным Остяко-Вогульским. В России проживают представители разных малочисленных коренных народов. Ханты, манси, ненцы, вепсы, кереки, нанайцы, ороки. Их много, не смотря на малочисленность представителей каждой народности. И у каждого свои история, культура, язык, обычаи, украшения, музыкальные инструменты!

Недавно, 9 августа, я как раз присутствовала на праздновании Международного дня коренных народов мира в музее истории и этнографии города Югорска. Кроме прочего одна из представительниц коренных народов Севера рассказывала детям о том, что каждый узор на одежде это не спонтанный рисунок, все они — эти узоры — исполнены тайного смысла. Например, пришитая мамой к одежде дочери широкая узорчатая полоса означает пожелание счастливого и долгого жизненного пути. Очень трогательно, правда? Я в восторге от того, как бережно наши маленькие северные народы передают своим детям знания, традиции, секреты рукоделия, сказки. Обожаю Югру! Позвольте поделиться с вами небольшим кусочком этого самобытного, яркого и доброго мира единения человека и природы!

Вот такой рогатый узор называется «березовая веточка».

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 1

Без меха нет национальной одежды. Основной промысел северных народов: охота, рыбалка, оленеводство и собирательство (ягод, грибов, трав, шишек). Что за узор у девушки с чернобуркой на первом фото сказать не берусь. А вот у девушки с рыжей лисой, слева, узор похож или на вариацию той же «березовой веточки», или на вариацию «соболя» (есть похожий узор «сидящий соболь»).

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 2

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 3

В прикладном творчестве активно используются кожа, меха, бисер, перья и даже чешуя рыб.

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 4

Традиционную одежду с удовольствием носят не только раскосые красавицы, но и бабушки, и детки. Это к слову — о преемственности традиций.

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 5

Потрясающие малицы!

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 6

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 7

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 8

Кстати, один из шоковых моментов в культуре северных народов. Сыроедение. Только не шпината и морковки, а мяса и рыбы 🙂

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 9

Очень любят девушки манси яркие платки. И они им идут!

Кстати, узор в бисерном колье называется «олень».

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 10

Певуньи-северяночки!

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 11

Узор вышивки вариация «локотка лисицы».

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 12

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 13

Бисерные повязки с подвесками! Красота!

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 14

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 15

Разрешите поделиться своим стихотворением о девушке-ханты и о чае, который любят, наверное, люди всех национальностей! 🙂

Девочка-хантыйка варит чай
В котелке с копчеными боками
И с улыбкой детской невзначай
Косу робко теребит руками.
Ароматным дымом костерок
Отгоняет вон шальную мошку;
Кутаясь в линялый свитерок,
Я мешаю с сахаром морошку.
От воды, кипящей на огне,
Тонкий пар колечками струится.
Может, это только снится мне?
Неужели это просто снится?
Вот лукавый из-под челки взгляд,
Бисером расшитые чулочки,
Клюквины — как крупный виноград,
В ягеле — брусники алой точки.
Нет, не сон. Мой добрый дух тайги —
Запах сосен и листвы опавшей.
Лес вздохнул — и, словно мотыльки,
Хлопья сажи, в угольках дремавшей.
Девочка-хантыйка варит чай:
В тоненькой обветренной ладошке
Ровная, как белая свеча,
Из березы струганая ложка.
Звонкие подвески на висках
Вторят писку комариной стаи.
Пусть молчим на разных языках!
Эта церемония простая:
Ты мне кружку чая подаешь,
И ресницы ловят лучик солнца.
Я тебе — конфеты: ну, берешь?
Фантиком шурша, она смеется…
Каждый раз, когда обнимет грусть,
О таежных сумерках тоскую.
Знаю — обязательно вернусь,
Розовое небо расцелую!
Рвусь душой туда, где хлопоча,
В котелке с копчеными боками
Девочка-хантыйка варит чай,
Косу робко теребит руками.

Вот такой музыкальный инструмент называется нарс-юх или сынквалтап. Он похож на лодочку, а по звучанию похож чем-то на балалайку или гусли. Еще наши югорчане, например, любят играть на варгане. Обратите внимание, на нетипичные для коренных северных народов черты лица. Ассимиляция. Но даже те, в ком только треть северной крови, считают себя продолжателями рода, изучают свою культуру и чтут традиции.

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 16

Мастерицы-рукодельницы даже на ярмарке найдут время для любимого занятия 🙂

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 17

А вот и повседневная одежда. Не такая богатая, конечно, не расшитая бисером и узорами. Но все равно слышны отголоски традиций.

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 18

На стыке времен и культур.

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 19

Северные мотивы в обычной одежде. Даже в модных коллекциях югорских модельеров! 🙂

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 20

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 21

А вот для желающих небольшой ликбез (мало ли пригодится):

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 22

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 23

Малица — мужская одежда народов Крайнего Севера (ненцев, и частично распространена у коми и ханты). Раньше малицу надевали на тело, теперь — на белье и другую одежду. Малицу шьют из оленьих шкур мехом внутрь, подол — мехом наверх.

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 24

Совик (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок, ягушка) — верхняя меховая одежда с капюшоном или без, надеваемая на малицу.

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 25

Унты (от эвенкийскго УНТА — ОБУВЬ), название меховой обуви. Кисы — так называют унты ханты и манси. Я в таких все детство пробегала. И до сих пор хожу! В 50 только они от холода и спасают 🙂

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 26

И бонус!

Потрясающие, глубокие и живые портреты коренных жителей Сибири от фотографа-путешественника Александра Химушина!

ЭВЕНКИ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 27

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 28

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 29

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 30

ЭВЕН

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 31

ДЕВОЧКА-ЮКАГИРКА

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 32

БУРЯТЫ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 33

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 34

УЛЬЧИ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 35

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 36

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 37

УДЭГЕЙЦЫ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 38

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 39

САХА

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 40

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 41

ДЕВОЧКА-УЛЬТЫ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 42

НАНАЙСКАЯ ДЕВУШКА

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 43

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ДОЛГАНОВ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 44

ТАЗЫ (одна из самых малочисленных национальностей России наряду с ижорами, ороками).

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 45

ОРОКИ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 46

ЧУКЧА

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 47

ТОФАЛАР

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 48

НИВХИ

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 49

НЕГИДАЛЬСКАЯ ДЕВУШКА

Northern style: мир коренных народов Севера, фото № 50

Море вдохновения вам и позитива! Спасибо, что досмотрели мою подборочку до конца! 🙂

А тем, кому хочется еще глубже погрузиться в культуру северных народов, очень советую поискать в интернете сказки! Потрясающий фольклор — непривычный, нелогичный, волшебный и словно инопланетный. Как вариант — сборник сказок Слинкиной и Чучелиной.

Нп «центр временного пребывания детей». проект «хантыйские обереги». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Виктория Викторовна Урфанян
НП «Центр временного пребывания детей». Проект «Хантыйские обереги»

НП «Центр временного пребывания детей»

Проект по теме:

«Хантыйские обереги»

Подготовила: Урфанян В. В. ,

воспитатель группы «Ромашки»

г. Сургут

2021г.

Содержание

1. Описание проекта 3

2. Актуальность выбранной темы 4

3. Цель и задачи проекта 5

4. Охватываемые образовательные области и проблема проекта 6

5. Этапы деятельности 7

6. Ожидаемые результаты проекта 8

7. Содержание проекта. Перспективный план по реализации проекта 9

8. Заключение 12

9. Список используемой литературы 14

10. Конспекты реализованных мероприятий

11. Консультация для родителей на тему «Ознакомление детей с традициями народов Севера»

15

39

Описание проекта

Проект cдетьми младшего возраста:

1.Тема: Хантыйские обереги

2. Вид проекта: Информационно — творческий

3. Продолжительность проекта: краткосрочный (15.01.2021г. – 15.02.2021г.)

4. Участники проекта: Дети младшей группы, воспитатель

группы, родители воспитанников.

Актуальность выбранной темы

Мы живем на территории Югорской земли, где уже более двух тысяч лет живут ханты и манси, народы с самобытной и неповторимой культурой. Их обычаи и традиции до наших дней хранят легенды, сказки, родовые песни-сказания. Этим народам присущи своя уникальная философия восприятия окружающего мира, природы и человека, а также образ жизни в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся на первый взгляд суровой природой Севера.

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – чувства и качества необходимые каждому человеку, особенно в детстве, в период становления личности. Изучение истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружает ребёнка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь. Северные народы – ярчайший пример неизменной любви к своей земле.

Цель и задачи проекта

Цель: изучить особенности хантыйских оберегов выявить их значение в культуре народа ханты

Задачи:

1. Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.

2. Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.

3. Дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека; Формировать любовь к малой Родине.

4. Продолжать знакомить с устным народным творчеством (загадками, сказками пословицами и поговорками народов ханты и манси).

5.Умение различать стили и образы орнаментов: (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

6. Обучение технологии изготовления народных оберегов

Охватываемые образовательные области и проблема проекта

Охватываемые образовательные области:

Речевое направление:

Обогатить словарь за счет:

имен существительных, прилагательных, глаголов.

• Развить способность составлять связанную речь через описательные рассказы.

• Развить умение детей отвечать на вопросы воспитателя.

Познавательное развитие

• Познакомить детей с видами кукол и историей их возникновения.

• Привлекать внимание к истории куклы и оберегов.

• Знакомить детей с обычаями и традициями своего народа.

• Социально-коммуникативное развитие

• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям.

• Воспитывать интерес к народному творчеству народа севера.

Художественно-эстетическое направление

Развить художественно — эстетическое восприятие детей.

Этапы деятельности

1этап: Организационный(15.01.2021г. — 24.01.2021г.)

1. Изучить литературу о жизни коренного народа ханты.

2. Подобрать наглядный материал.

3. Подобрать дидактические и подвижные игры.

4. Подобрать атрибуты, связанные с жизнью ханты и манси.

5. Составить перспективный план по реализации проекта.

6. Разработать конспекты проводимых мероприятий.

2 этап: Основной (25.01.2021г. -07.02.2021г.)

1. Реализация перспективного плана с детьми, родителями.

2. Разучивание стихотворений с детьми.

3. Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (куклы-обереги, обереги).

4. Составление консультаций для родителей.

5. Оформление выставки.

6. Фотоотчет в виде стенгазеты.

7. Составление копилки конспектов проводимых мероприятий.

3 этап: Заключительный (07.02.2021г. -15.02.2021г.)

1. Подведение итогов по проекту.

2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения, на сайте Центра).

3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).

4. Участие в конкурсах разного уровня.

Ожидаемые результаты проекта

1. Систематизация знаний детей о культуре, традициях и обычаях,

укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.

2. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды

детской деятельности.

3. Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов

Севера.

Содержание проекта.

Перспективный план по реализации проекта

Дата Название мероприятия Задачи Результат

25.01.2021г. Беседы о жизни и быте коренного населения Ханты. Познакомить детей с жизнью народов севера; Будут сформированы знания о быте коренного населения Ханты. .

Знакомство с гербом и флагом Ханты — Мансийского автономного округа – Югры.

Формировать познавательный интерес детей к малой родине Сформированы представления о географических, климатических, особенностях региона, о разнообразии национальностей, проживающих в Югре и Сургуте.

26.01.2021г.НОД: «Кукла Акань ищет друзей». Познакомить детей с куклой-оберегом

«Акань» Сформировано у детей толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера.

Сказки северных народов

Познакомить детей с устным – народным творчеством.

Сформировано представление о народном творчестве.

29.01.2021г. Рассматривание картин и иллюстраций животного и растительного мира северного края Продолжить знакомить детей с природой родного края Будет сформировано знания о природе севера.

Подвижная игра «Кто быстрее построит чум?» Развивать устойчивый интерес к подвижным играм коренных народностей;В играх развиты физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.

30.01.2021г. Беседа Оберег «Глухарка сна» Расширять знания детей о традиции народа Ханты. Будет сформировано представление о традиции народа Ханты.

«Перетягивание на палках»Знакомство с подвижной игрой народов Севера:

(игра способствует развитию силы рук, ловкости воспитанию выдержки). (игра способствует развитию силы рук, ловкости воспитанию выдержки).

НОД: «В гости к ханты» Совершенствовать умение называть и различать орнаменты Сформировано умение называть и различать орнаменты

31.01.2021г. «Куклы-растения»: — «кукла-шишка» Познакомить детей с куклой – оберегом кукольной семьи. Сформировано представления о кукле — шишки

01.02.2021г. Художественно-продуктивная

деятельность (аппликация)

Оберег- «Глухарка сна»

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать патриотическое отношение к родному краю Готовый оберег

Танец «Хантеечки«

Выставка детских рисунков «Обереги» Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. Национальные поэты. Их произведения.

Сформировано представление о традиции народа Ханты.

02.02.2021г. Мастер класса для

родителей «Традиционная кукла ханты и манси — Акань»

Пробудить интерес родителей и детей к традиционной игрушке народов Севера. Сформировано представления детей и родителей о культуре народов Севера – ханты;

Выставка «Обереги» Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

05.02.2021г. Д/Игра «Найди пару».

Расширить представление детей о хантыйских орнаментах.

Сформировано умение сравнивать, сопоставлять, группировать.

Консультация для родителей на тему

«Ознакомление детей с традициями народов Севера». Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями.

06.02. 2021г. Мастер- класс для педагогов

Оберег- глухарка Показ методов и приемов изготовления предметов оберегов Привлечение педагогов к проектной деятельности.

07.02.2021г. Поэтический вечер «Хантыйские мотивы» Формирование представления о родном крае, воспитание положительного отношения к коренным народам севера. Подведён итог проектной деятельности

Заключение

Проект «Хантыйские обереги» с детьми младшего возраста (3-4)

В период (15.01.2021г. – 15.02.2021г.) был реализован проект под названием:

«Хантыйские обереги».

Вид проекта: Информационно — творческий

Целью проекта является изучить особенности хантыйских оберегов выявить их значение в культуре народасевера.

Задачи

1. Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.

2. Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.

3. Дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека; Формировать любовь к малой Родине.

4. Продолжать знакомить с устным народным творчеством (загадками, сказками пословицами и поговорками народов ханты и манси).

5.Умение различать стили и образы орнаментов: (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

6. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов

В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории

культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений.В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.

В течение четырёх недель мы проделали с детьми младшего возраста большую работу.

Мы изучили хантыйские обереги, их значения в жизни народов севера.

Проектв себя включил несколько этапов: организационный, основной и заключительный. Был разработан перспективный план, было дано домашние задание родителям.

В группе появились чум, люлька с маленькой хантыйкой. Маленькая девочка ни не могла уснуть.

Мы выдвинули вопрос. Почему девочка не спит? С этого момента и начался наш проект,который реализовался через четыре образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

В исследовательской деятельности дети узнали о оберегах «Глухарка», кукле – обереге «Акань», о орнаментах и их значениях. Дети познакомились с народным творчеством. Разучивали стихотворения, пословицы и поговорки отгадывали загадки.

В ходе проекта дети научились изображать обереги в разных техниках.Цель данного вида деятельности: вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество.

Мы с детьми играли в дидактическую игру «Найди пару». В ходе игры расширили представление детей о хантыйских орнаментах. Играли, в подвижные игры у детей — развивались физические качества, обогащался двигательный опыт и воспитывался командный дух.

Для родителей был проведен мастер – класс под названием кукла «Акань», так –же совместно с детьми подготовили для родителей отчетный концерт под названием «Хантыйские мотивы».

Наш проект был краткосрочным. Как итог работы была оформлена выставка «Хантыйские обереги» ,в который вошли детские работы и выполненные работы родителей. Дети и родители с удовольствием рассматривали выставку и делились впечатлениями.

Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом, дети много интересного узнали о оберегах, о быте народа севера. Работа над проектом способствовала установлению более тесного взаимопонимания между воспитателями, детьми и родителями.

Я считаю, что проект реализован в полном объём. Дети нашли ответ на вопрос почему девочка ни как не могла уснуть. Цель и задачи достигнуты.

Список использованной литературы

1. Л. С. Метлина. Математика в детском саду. М.:Просвещение, 1984.

2. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009

3.Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской.— Москва: Сфера, 2006. — 192 с.

4. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.— Москва: Линка-Пресс, 2003. — 200 с.

5.С любовью к России: методические рекомендации.— Москва: Воспитание дошкольника, 2007. — 128 с.

6. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2021.

7. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.

8. Интерне ресурсы.

Символика якутских украшений. олени, стерхи. чороны — узоры снежной королевы

Образ оленя — самый распространенный в скифском искусстве. Один из самых известных шедевров Эрмитажа — бляха в виде лежащего оленя. Поза оленя с поджатыми ногами, вытянутой шеей и стелющимися вдоль спины рогами стала эталоном для изображения священного или жертвенного животного в скифском искусстве. Звериный стиль характерен для евразийских древних кочевников. Изображение реальных и фантастических животных и птиц передавали важное для древних кочевников содержание и воспринималось как изобразительный текст

Тема оленя в искусстве кочевых и северных народов особенно обширна. С древних времен олень играл большую роль в жизни многих народов. И у многих он является священным животным. Рога — символ сверхъестественного, божественного. Интересно, что якутский олень изображается стремительным, светлым, он символизирует удачу, успех, духовность, богвтство и вообще все самое лучшее. Рога оленя, как и крона дерева, символизируют верхний небесный мир, в котором обитают светлые божества. Олень, так же как и птицы, — посредник между людьми и богами. Кроме того, из-за особенности оленей сбрасывать рога, его считают символом возрождения и обновления.

Стерх — один из священных символов в Якутии. Образ стерха используется в ювелирных серебряных украшения с давних пор. Стерх — птица счастья (выбери меня)) Встречи с этими птицами в природе большая редкость и удача, считается, что увидеть стерха — к добру, встреча обещает счастье и благополучие.

Кстати, о серьгах (ытарга) — у якутов, как, по всей видимости, у всех народов в древности, считалось, что через ухо в душу человека могут проникнуть злые духи. Поэтому прокалывание ушей у девочек в самом нежном возрасте очень распространено, а серебро, как считается, обладает обережными защитными свойствами. Фактически серьги являются амулетами. В ушах сосредоточена земляная душа Буор Кут, которая отвечает за природную силу и способность женщины рожать детей. Серьги были призваны охранять Буор Кут, которая должна быть здоровой, чтобы у женщины родились здоровые дети.

Серьги отсюда, фирма Уран-Саха

Чорон. Вторая половина XIX века. Россия, Якутия Высота: 26; D-13 см Береза, долбление Государственный исторический музей.

Символическое значение многих орнаментальных мотивов сохранилось в их названиях: «ураса-узор», «кобылий сосок», «ячейка сети», «позвонок-узор». Некоторые названия отражают способ нанесения изображений: «узор-нарезка», «ноготь-узор», «зарубки». Особый ритуально-символический смысл имела и композиция орнаментов, и число орнаментальных поясов, и место их нанесения. Так, поскольку наиболее почитаемым числом было девять, то и поясов чаще всего — девять. Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков — обысно гребенчатый и рубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах — «ячейка сети», «позвоночный узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигзагами. Иногда поддон украшали прямыми линиями — символами деревьев. Дополнительными элементами убранства некоторых чоронов являются медные ободки; они помещались на местах, подчеркивающих тектонику сосудов. К ободкам прикреплялись серьги-подвески. Отсюда

Кубок для кумыса чорон. Выставка одного экспоната отсюда

Чорон — символ традиционной культуры народа саха (якутов).  Кумыс — кобылье молоко, в Якутии он считается священным. Олицетворяет собой небесное озеро, на берегах которого обитают верховные божества айыы. Кумыс приносят в жертву духам природы на главном якутском празднике Ысыах, подносят новобрачным, почетным гостям.

Сосуд, согласно якутским преданиям, представляет собой модель Вселенной. Поддон олицетворяет нижний мир, где обитают злые духи. Средняя часть — средний мир, где живут люди. Горло и венчик чорона — символизируют верхний мир, где живут добрые божества. По одной из версий кубки появились у якутов в XVI в. Поскольку они похожи на сосуды, которые держат в руках каменные бабы (балбалы) — изваяния тюркских воинов, выполненные в эпоху ранего средневековья — якутским кубкам не менее тысячи лет. Крупнейший археолог Окладников А.П. считал, что чороны повторяют форму скифских бронзовых сосудов. Скифы — кочевой народ, населяющий степные просторы Евразии от Причерноморья до Южной Сибири в I тыс. др н.э.

Треножник из чистой природной черной яшмы, Шаньдун.

В буддийских монастырях встречаются большие треножники из бронзы, железа или камня, которые использовались как сосуды для возжигания благовоний

Треножник для жертвоприношений с ногами в форме молодых итифаллических сатиров. Бронза, 1 в н.э., высота 91,5 см, по верху жаровни 47 см. Неаполь, Национальный археологический музей.

Гомер упоминает треножник для варки мяса. При жертвоприношениях рассматривали внутренности животных, что превратилр треножник в сященную утварь. Медный треножник, служивший для сжигания благовоний перед идолами, описывает Евсевий в «Церковной истории» отсюда

Римская погребальная урна со сценой жертвоприношения на передней стороне. Проконнеский мрамор, ок. 150 г н.з. Бостон (США), Музей изобразительных искусств

Символ плодородия

Узор утум

Вернусь к серьгам) По якутским серьгам многое можно узнать о женщине — замужем она или нет, есть ли у нее дети, возраст. Общая форма серег напоминает женскую фигуру. Девушки носили плоские несквозные серьги, если в центре есть открытый кружочек — она замужем, лировидные сережки носили многодетные мамы) Висюльки на сережках говорили, что это родившая женщина. Отсюда

Фото отсюда

Книга об уникальных ремесленных традициях серебряного дела, истории якутских украшений. Без богатого комплекса ювелирных изделий невозможно представить самобытный образ якутского традиционного костюма.

В Санкт-Петербурге в Российском Этнографическом музее в конце 2021 г. проходила выставка «Сокровища Республики Саха (Якутия). Выставлялось более 130 экспонатов, слзданных якутскими ювелирами в разное время отсюда И здесь
Перед этим выставка была в 2021 г., в особняке Румянцева) Надо не пропустить следующую)) Одним словом, богатая страна Якутия) и все там у них в порядке)

Связь одежды с верованием подчеркивалась в трудах А.П. Окладникова, А.Е. Кулаковского, Н.А. Алексеева. По поверьям предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большое значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней, украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.

Одно из первых литературных упоминаний о якутских серебряных украшениях принадлежит польскому военнопленному Адаму Каменскому-Длужику, попавшему в Якутию предположительно в 1660-1661 гг. В его дневнике, опубликованном в 1874 г. в Познани на польском языке, есть несколько строк о женских украшениях: якутские женщины «в ушах носят серьги великие, как тарелки серебряные, на лбу носят круги, а на шее серебряные и медные обручи».

В работах исследователей, посетивших Ленский край в первой половине XVII в., особенно участников второй Камчатской экспедиции Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, Я.И. Линденау и др. при описании женской и мужской одежды называются серебряные и медные перстни, серьги, гривны, шейные украшения, косоплетки.

Результатом многолетнего труда Э.К. Пекарского, прожившего 24 года в якутской ссылке, явился академический «Словарь якутского языка». В нем зафиксировано большое количество названий якутских украшений и краткие описания некоторых видов

Основатель якутской археологии Е.Д. Стрелов в течение 1914-1928 гг. произвел более 20 раскопок старинных якутских могил. В статье «Одежда и украшения якутки в половине XVIII века» Е.Д. Стрелов дает подробное описание женских украшений. В погребениях были найдены различные подвески из кожаных пластинок с нашитым бисерным орнаментом, перстни, серьги, медные браслеты, накосники из медных трубочек с корольками, оловянные бляшки, медные кольца

Брошюра этнографа Ф.М. Зыкова «Ювелирные изделия якутов» явилась первым опытом исследования якутских ювелирных украшений. Из материалов конференции НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ И СОВРЕМЕННЫЙ ТЮРКСКИЙ МИР: ЯЗЫКОВЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ, 2021 Якутск

§

Сегодня день историка. А поскольку в России считается, что знать историю должен каждый интеллигентный человек, независимо от образования — предполагаю, что все в нашей стране историки. Так что поздравляю всех! По этому случаю срочно доделала пост о своем недавнем походе в квартиру Распутина. Появился слух, что скоро в нее будет не попасть) Сейчас там проводит экскурсии Небанальный Петербург) понятное дело, на следующий день я была уже там)) Действительно, в истории самой знаменитой «нехорошей квартиры» Петербурга наступил очень интересный этап — это еще не музей, но уже не простая квартира) Интерес к личности Распутина в наше время еще больше возрос, в мире это самый известный российский «бренд», опередивший даже Достоевского. Тайны Распутина остаются покрытыми мраком, как и тайны его последней квартиры, расположенной недалеко от Царскосельского, ныне Витебского вокзала. Квартире повезло — в течение долгого времени она была опечатана, потом в ней находилась коммуналка. Квартира «состарилась» но сохранилась без внесения серьезных изменений. И в ней еще можно ощутить дух истории) И в этом ее сегодняшняя уникальность.

До сих пор трудно отделить личность Распутина, несомненно неординарную, от черного пиара, его окружавшего. Хотя  последние 7 лет его жизни в Петербурге задокументированы поминутно — по сей день ведутся споры о нем и находятся поводы для мифов. Наверняка многие помнят странную смерть Бобби Фаррелла в Петербурге. В репертуаре Бони М был зажигательный хит, в котором упоминался Распутин (всуе). Фаррелл был приглашен в ресторан «Дворянское гнездо», который находился рядом с Юсуповским дворцом. Найден мертвым в своем номере в отеле «Амбассадор», там же неподалеку, где скончался при загадочных обстоятельствах. Произошло это 30 декабря 2021 г., в день убийства Распутина. Вот так и рождаются городские легенды. В 2021 году исполнилось 100 лет со дня убийства старца. Чем дольше живешь, тем больше сжимается время…

Квартира Распутина находится на 3 этаже. По воспоминаниям его дочери, когда они зашлм с отцом в этот двор, Распутин сказал, — Ну и высоко же мы с тобой, Матрена, забрались». Двери в подъезд прямо, справа под козырьком — вход на черную лестницу

Это двери (их не меняли с тех пор), которые ведут в квартиру старца, в которой он прожил последние 2 года своей жизни.За это время его посетило 8 тысяч человек. Зайдем и мы.

Входные двери в квартиру. Квартира съемная, дом принадлежал Бадаеву, владельцу знаменитых складов, сгоревших в первые дни блокады. Но к тому времени он давно эмигрировал за границу

На двери со стороны квартиры сохранилась память о коммуналке, которая здесь располагалась в советское время

Прихожая и входная дверь со стороны квартиры

Прихожая переходит в коридор. Между ними сохранились двери — это большая редкость в подобных квартирах. Они, фактически, лишние — ее сожгли бы во время блокады, если бы квартира не была опечатана

,

От входа прямо и налево белая дверь — кабинет Распутина

Вид на входную дверь

В кабинете Распутина собраны предметы мебели, находящиеся в квартире или подходящие по времени

Исторический паркет дожил до наших дней без ремонтов и реставраций, сохранились следы вскрытия паркета во время поисков возможно спрятанных сокровищ. Ничего не нашли. Кто только не ходил по нему) По сохранившимся отчетам филеров и охраны квартиру посещали до 100 человек в день. За время жизни в ней Распутина здесь побывало 8 тысяч человек

Двери из кабинета Распутина в комнату дочерей

Коридор в сторону кухни

Кухня во времена Распутина находилась здесь же, из нее дверь ведет на черную лестницу) сейчас она «как есть» после коммуналочного периода

На кухне сохранилась перегородка, где жила племянница Распутина, помогавшая по хозяйству

Выход на черную лестницу. Сюда зашел Феликс Юсупов, приехавший за Распутиным в день убийства

Исторический пол.

Вход во двор дома с Гороховой. Справа заложена дверь в дворницкую. Князь Юсупов хотел остаться неузнанным, но увы, ворота были закрыты. Открыла ему женщина, которая впоследствии станет первой допрошенной по делу об убийстве Распутина

Салон красоты «Распутин» в доме на Гороховой

Вид от дома Распутина в сторону ТЮЗа

Вид от дверей подъезда Распутина на выход из двра на Гороховую

От входа в сторону двора, где находится подъезд Распутина

Подлинные ворота-решетки, выходящие на Гороховую не сохранились, а вот вторые сохранились с тех времен (открыты)

Двери в подъезд Распутина

Во время Блокады прорвало водопровод, нижний лестничный пролет был покрыт льдом. Весной лед сошел, прихватив покрытие ступеней, искорежив лестницу

Вход в подъзд, вторая дверь, плитка тоже сохранилась с тех еще времен

Решетка лестниц тоже подлинная

В заключение пара слов на традиционную тему украшений и символов. В различных источниках существуют упоминания о нескольких крестах Распутина. Упоминается серебряный крест, также большой золотой крест с монограммой «Н» (Новый) 3,5 дюймов, подаренный ему царской четой (у Гумилева — И на груди молодецкой крест просиял золотой). После смерти старца его крест хранился в царской семье. Есть упоминания о гребне, который он привез из Иерусалима, куда он совершал паломничество, по-видимому, он подарил его венценосной чете, как можно предположить из письма Алесандры Федоровны Николаю II.

На фотографии виден шнурок, на котором, вероятно, висит крест, но он спрятан в кармашке его одежды. Также известно, что председатель Госдумы Михаил Родзянко постоянно указывал Николаю II, что Распутин носит иерейский крест священника, хотя не имеет сана. Сам Распутин говорил «попы сибирские злятся, что я этот крест ношу, а мне что царь дал, повесил, так какой поп, какой архиерей может снять с меня этот крест? Шалишь!» (Мужик в царском доме). Есть упоминание,  что Распутин послал Николаю II золотой крест в Ставку, но царь этот крест не носил, отдал Юлии Ден, подруге императрицы, далее следы креста теряются.  А после гибели старца Николай II носил его крест до конца жизи. Следствие установило, что на теле Распутина был золотой браслет с царской монограммой и золотой крест. Сведения отсюда. О новейшей истории квартиры статья здесь

§

В 1823 г. Иоганн Фридрих Войгтландер (1779 — 1859), венский оптик, использовал две содинительные рамки чтобы соединить  подзорные трубочки. Раньше трубки регулировались раздельно. Скорее всего он был первым, кто соединил трубки вместе. И, наконец, в 1825 году Лемьер поместил фокусирующее колесо между двумя трубками и соединил окуляры мостом. Стало возможно регулировать оба оптических устройства одновременно. В XIX веке театральные бинокли становятся очень популярными.

В начале XIX века распространились комбинированные приспособления — из оправы веера выдвигался лорнет или пенсне, иногда к веерам крепились театральные бинокли.

Мэри Кассат. В опере. 1880

К концу XIX века оперные бинокли стали более удобными в обращении. Как и более ранние театрально-концертные оптические принадлежности они украшались накладками из перламутра, слоновой кости, рога, покрывались золотом, серебром и эмалью.  Центром производства этой театральной роскоши стал Париж. Такие фирмы, как «Lamaire» и «Bautain Brevete» снабжали театралов всего мира относительно недорогими изящными биноклями.

Theo van Rysselberghe Madame Edmond Picard in Her Box at Theatre de la Monnaieб 1886

19th C. Viennese Enamel Theater Binocular Hand Painted W: 4″ D: 1.3/4″, фото отсюда

Clarence F. Underwood (1871 — 1929) — американский иллюстратор, работавший для журналов Saturday Evening Post, Ladies’ World magazine и др., родился в Jamestown, NY, учился в Париже

Старинный французский оперный лорнет-бинокль 1800-х годов Badere, перламутр

Adelaide Claxton Ladies and Gentelmen in a Box at the Theatre

Еще несколько театральных биноклей Шевалье

Старинный перламутровый антикварный бинокль Chevalier Paris, латунь, эпоха Арт нуво, конец XIX века, Франция

Музей Пьера Марли

Музей очков и лорнетов Пьера Марли (The Musée des Lunettes et Lorgnettes Pierre Marly) находится на улице Сент-Оноре, 380. Википедия пишет, что музей переехал в город Морез в регионе Юра). Пьер Марли был оптиком (или окулистом?) многих коронованных особ, общественных деятелей и прочих знаменитостей) В музее собрано более 3 тыс. различных оптических приборов, которые помогали людям с плохим зрениием на протяжении многих веков. Самый старый экспонат отноится к XIII веку.

В музее собраны очки, пенсне, монокли, бинокли, лорнеты и др оптические приборы, а также предметы, принадлежащие выдающимся личностям, например, очки французской принцессы Виктории — дочери Людовика XV, очки Марлен Дитрих, Далай-ламы, Элтона Джона, Сэмми Дэвиса младшего, лорнет Сары Бернар, контактные линзы Марии Каллас. В музее хранится коллекция подзорных труб и телескопов, очков для собак и кошек, приспособления эскимосов из оленьих рогов для защиты глаз от солнца.

Лорнет Сары Бернер из музея Пьера Марли

Сара Бернар — выдающаяся актриса. Придавала большое значение внешнему виду — все ее наряды были украшены драгоценными камнями и даже самый маленький аксессуар был создан из драглценных материалов. Сара Бернар была близорука и носила декоративный лорнет. Она подносила его к лицу как театральную маску. Лорнет инкрустирован рубинами и жемчугом, в музее экспонируется. перед ее портретом. Конец XIX в.


.

Табакерка — монокль, Музей Пьера Марли

Willy Finch Box at the Theatre. 1930 г.

Albert Guillaume (French, 1873-1942) A L’opéra

Howard Pyle (American, 1853-1911) Stamford’s Soprano, illustration from «Harper’s Weekly Story».

Reginald Marsh (American, 1898-1954) Theatre Palais Royal. 1928 г

Emilio Grau-Sala (Spanish, 1911-1975) Au Balcon. 1938 г.

Manuel Cusí y Ferret (Spanish, 1857-1922) Balcony View of the Theater.

1920s Cloche Hat-Black Cloche Hat -1920s style Flapper Hat-Great Gatsby Era

СССР, 60-е годы,завод КОМЗ

Очки-бинокль Kabuki с автоматической фокусировкой

Японский складной спортивный бмнокль

1900 Spanish Opera Glasses in purse


Opera Glasses. Harrison Fisher

Antique enamel pair of opera glasses with cherubs and roses

Antique Victorian Era Ivory Opera Glasses With Case or Etui

Театральный бинокль времен Первой мировой войнв, Le Jockey Club, Париж

White Opera Glasses Vintage Soviet Theater by TheThingsThatWere

Cartier Opera Glasses

Бинокль Lemaire Opera, Париж, XIX век, линзы с функцией переворота

Straker’s Achromatic Opera Glasses trade card


19th century Strand magazine advert for Opera Glasses The Strand Magazine was the first place Sir Arthur Conan Doyle Published Sherlock Holmes

Слева — Мария, принцесса Дании, жена наследника престола принца Федерика и принцесса Мария, жена его брата принца Иоахима. Принцессы присутствуют на показе мод в театрре Копенгагена в феврале 2021 года. Они использовали свои театральные бинокли, изящные аксессуары элегантной леди. Фото отсюда

Источник
Еще источник
Еще источник
Еще еще источник

О коллекции театральных биноклей Алексея Бетехтина здесь

§

После того, как Персей отрубил голову Медузы Горгоны, он, зная тайну Медузы, забрал ее голову с собой и  использовал ее как оружие. Каждый, кто видел голову в руках Персея, превращался в камень, как и при взгляде «живой» Медузы. Но не только голова Медузы, а даже ее изображение, содержало силу)

Миф недвусмысленно отражает древниейшие религиозные представления и несет в себе веру в защитную силу знака. Знак этот наделялся магической защитной силой.

И в Древней Греции и Древнем Риме он был очень распространен. Медуза Горгона изображалась на щитах, это был популярный оберег-украшение.

Джанни Версаче родился в Калабрии, которая с VIII до II века до н.э. принадлежала грекам. На Версаче античная культура оказала большое влияние. Когда он основал свою марку, то выбрал в качестве логотипа голову Медузы Горгоны — символа, который для самого дизайнера олицетворял жизненную силу, красоту и власть женщины. «Каждый,  кто видел Медузу — влюблялся в нее и не мог ее забыть», — вот что означал этот образ для Версаче по словам Донателлы, его сестры. Такое же магическое воздействие должны были производить коллекции Versace.

Знаменитый логотип Versace — точная копия мраморного изваяния Медузы Рандолини, изображающее момент, когда  она превращается из прекрасной женщины в чудовище. Он один из немногих дизайнеров, который выбрал столь сложный в исполнении рисунок для логотипа.

Медуза Рондалини — это голова горгоны Медузы или горгоннейон, изваянная на рубеже новой эры на основе утраченного греческого оригинала V или IV вв до н.э. (скульптор из круга Фидия, возможный прототип — горгонейон на щите Афины Парфенос)

Источник:https://www.buro247.ua/fashion/encyclopedia/istoriya-sozdaniya-logotipa-versace.html
Это изображение иллюстрирует превращение горгоны из прекрасной женщины в чудовище. Извивающиеся змеи ранних горгонейонов истолкованы автором скульптуры как непослушные кудри, о традиционной апотропической иконографии напоминают также стилизованные рожки Горгоны.

Медуза Рандолини и прорисовка логотипа Versace


В дальнейшем эта эмблема стала одной из самых узнаваемых в мире моды. Легендарная голова Медузы, избранная дизайнером в качестве  автографа для своих произведений, стала своеобразным мистическим знаком, которому негласно приписывали магические свойства.

По легенде каждый, кто посмотрт в глаза Горгоны, превращался в камень. Но оторвать глаз от ее прекрасного лица никому не удавалось. Концепция логотипа Версаче — фатальная привлекательность, отражение гипнотической красоты, овеянной загадочным ореолом тайны и опасности. Когда Версаче превратился в престижную успешную марку, в кругах дизайнеров появились слухи о волшебном действии логотипа компании. Как бы то ни было, модный дом Версаче существует по сей день и продолжает успешно создавать свои шедевры))

Нашивная бляшка в виде головы женщины с пламевидной прической, Деев курган, скифская культура 350-325 гг до н.э. По-видимому, женское божество отсюда

По Геродоту в V в. до н.э. у скифов существовали культы трех богинь — Табити-Гестии, Апи-Геи и Аргимпасы-Афродиты Урании. В скифо-греческой иконографии известны изобрвжения всех трех персонажей. Иногда для воплощения скифской религиозной системы использовались и сугубо греческие образы, например, Медузы Горгоны. Они соответствовали варварским представлениям и слились с образами скифских божеств (в частности, со змеиной богиней, прародительницей скифов, сопоставляют Апи и Агримпасу. Популярность горгонейонов (изображений головы Медузы Горгоны) объясняется их использованием в качестве апотропеев (оберегов). Бляшки, найденные в Деевом кургане, изображают, скорее всего, скифскую богиню Табити, хотя в них и использованы некоторые иконографические признаки Медузы Горгоны.

Медуза Рондолини, 1 в н.э., мрамор

Американская история преступлений. Убийство Джанни Версаче (9 серий)

В 80-е годы Версаче стал сенсацией в мире моды. В своих коллекциях он использовал яркие цвета, крупные шрифты и сексуальные вырезы, которые резко контрастировали с простотой и приглушенными красками, господствующими в тот период. Его критиковали за сочетание роскошного классицизма и открытой сексуальности. Версаче сочетал пышные элементы барокко и меандры классицизма с поп-артом и элементами панк-культуры, леопардовую расцветку с акантами и использовал яркие контрастные цвета и блестящие поверхности. Его вызывающая сексуальная одежда нередка была на грани китча. Он создавал вечерние платья на основе лекал женского белья, ввел в моду сочетание черной кожи и золотой фурнитуры и леггинсы с высокими каблуками. Он первым вывел на подиум мужчину без галстука и в джинсах. Цитата Версаче «Я не верю в хороший вкус» отражала его желание нагло нарушать правила моды.

Компания No Fixed Abode (NFA) обвиняла Versace в заимствовании своей официальной эмблемы NFA knocker — головы льва с кольцом в пасти, но успеха не добилась

Образ Медузы Горгоны, точнее Змеиного божества очень древний и восходит к самым древним, архаическим культам, характерным для практически всего Древнего мира. Змеи причислялись к подземному миру. Они были опасны и несли смерть — поэтому почитались особенно. Кроме того, змеи сбрасывали кожу, что воспринималось древними людьми как способность к возрождению.  В древнегреческих мифах, возможно, зашифрована борьба между культом змеиной богини морского происхождения и культом богини Афины-воительницы

«Медуза Горгона». Рельеф фронтона храма Артемиды на острове Корфу. 590—80 гг. до н. э.

Персей передает Афине голову Горгоны Медузы. Золотая пластина

Рука Сабазия. Змеиное божество характерно для культа Диониса и подобных) Змей с головой петуха

Символика культа Сабазия. Такие кисти рук, очевидно, носили на древках

Фрагмент решетки Александровского сада возле Московского Кремля

По проекту Л. И. Шарлеманя на южной границе Летнего сада была устроена чугунная решетка. Она украшена изображениями горгоны Медузы

Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид

Голова Медузы Горгоны Леонардо да Винчи

Голова Медузы Горгоны Караваджо

Голова Горгоны Рубенса

По легенде были три сестры Горгоны (молниеносных), родившихся прекрасными и с золотыми крыльями. Согласно мифу, изложенному Овидием в Метаморфозах, одна из сестер по имени Медуза (защитница, повелительница)) была девушкой с красивыми золотыми волосами. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел ею в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты. Афина не только не помогла ей, но и превратила ее в чудовище, а ее волосы в гидр. Красота, беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе Афины. Афина жестоко покарала и ее сестер, превратив их в крылатых чудовищ, покрытых чешуей со змеями вместо волос и огромными клыками.

Персей с головой Медузы. Бенвенуто Челлини. Флоренция

Антонио Канова. Персей с головой Горгоны Медуза. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В начале XIX века Медуза стала предметом восторгов романтиков, в том числе Гете. Антонио Канова создал голову Медузы, которую держит в вытянутой руке Персей. КорольЛюдвиг Баварский увидел горгонейон во дворце маркиза Ронданини на Корсо и приобрел его для своей глиптотеки, где он экспонируется до сих пор.

Архаические практики и культы, связанные со змеями, и целые группы офитов (змеепоклонников) продолжали существовать в римской империи столетия спустя после появления хорошо известного пантеона римских богов. Плиний в «естественной истории» сообщает о племени Марсов, обитавшем в районе Фуцинского озера (Средняя Италия). Марсы имели репутацию колдунов и укротителей змей. Происходили они, по преданию, от Телегона, сына Кирки (Цирцеи). О культах змея и дракона в античности можно почитать здесь

Змей с гребешком изображался на всех домашних алтарях римлян. Фреска домашнего алтаря, I в. н.э. Археологический музей Неаполя. Гений в тоге-претексте, с рогом изобилия, изображен между двух Ларов с литусами (ритуальными металлическими ведерками) и ритонами (сосудами в виде рога), во время жертвенного возлияния. Внизу две хохлатые змеи (гении места), ползущие к алтарю с помещенной на нем жертвенной пищей

Домашний алтарь. Помпеи

Источник:https://www.buro247.ua/fashion/encyclopedia/istoriya-sozdaniya-logotipa-versace.html

Википедия о Медузе Горгоне

здесь

Википедия о Горгонейоне

здесь

Сайт Версаче

здесь

О культе Сабазия

здесь

Ритуал Поцелуй Змеи

О змеиных царях майя

Змеиная богиня Нагешвари (индийский фильм)

Колесница) а также о недостающем аркане Таро) месть Посейдона — зачем убили железную леди Медузу Горгону и стерли память об этом архетипе) понравилась подборка ссылок на лекции Л.А.Мациха здесь

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий