О платке. Обряды и традиции, связанные с платком » Перуница

Обереги

Головной убор как оберег в старину: магические свойства

Как свидетельствуют обычаи, идущие из глубины веков, женщина на Руси обязательно покрывала голову, особенно строго это правило касалось замужних. Традиционный русский кокошник с металлическим кольцом в виде основания – один из таких головных уборов, которые выступали оберегом.

Кольцо – как символ бесконечности существования души и напоминание о духовных обязательствах перед Всевышним, и узоры в центре, выполненные из ярких блестящих камешков, бусинок, защищали женщину. Ведь блеск привлекал внимание и взгляды (в том числе и злые) устремлялись на него, а не в глаза, и таким образом весь негатив принимал на себя именно узор.

Древний оберег
Древний оберег

Очень сильный, энергетически, головной убор для женщин — головной платок. Его вышивали вручную, и узор такой вышивки также обретал защитные свойства. Платки, вышитые матерью, были обязательной частью приданого, а перед свадьбой мать покрывала голову невесты таким головным убором, отдавая свои силы для защиты.

Важное качество платка – полное покрытие головы, точнее, волос, несущих очень сильное информационное поле, в которое может попасть энергетика зависти и злости. Такое попадание по силе воздействия сродни сглазу или порче, и может лишить женщину счастья быть женой или матерью, навредить ее красоте и молодости и т.п.

Головной убор
Головной убор

Такое воздействие часто сказывалось на всей семье, поскольку женщина является ее основой, связующим моментом, именно она выполняет функцию хранительницы семейного очага, поддерживает и оберегает в нем тепло. Поэтому, хоть мужчина имеет более мощную энергетику защиты, он также попадает под воздействие негатива, направленного на женщину, не говоря уже о детях.

Головной убор как оберег: как правильно носить?

Защитить может абсолютно все, чем покрыта ваша голова, если правильно использовать дополнительные детали и аксессуары. К примеру, платки, банданы, кепки, повязки станут превосходными оберегами, не только прикрывая волосы, но помогая отвлечь внимание. Как?

Просто прикрепите к ним что-нибудь блестящее: бисер, брошь, значок, не говоря уже о традиционной булавке. Причем, в любом месте их блеск сработает в качестве отражателя любых завистливых взглядов или плохих пожеланий, вернув недоброжелателю его намерения вдвойне.

Нужно делать яркими
Нужно делать яркими
  • Чем ярче и пестрее ваша шапка – тем лучше. А если на ней нашито множество деталей (ушки, помпоны, завязочки) – вообще замечательно. Вся эта яркость и пестрота привлечет внимание к себе и отведет плохие намерения от вас, фактически выступив в роли того же кокошника.
  • А вот консервативным людям, не прищемляющим пестроту и забавные детали, носящим классические шляпы, береты или обычные вязаные шапки, за неимением блестящих деталей с изнаночной стороны стоит вышить узор из геометрических фигур, только следите, чтобы их контуры обязательно были замкнуты. Это могут быть, к примеру, треугольники, квадраты и т.п.
Современный оберег
Современный оберег

Таким образом, чем больше всяких забавных «штучек» и деталек на вашей шапке, тем более дальней дорогой обойдут злые силы. И еще один момент: побольше красных нитей в вышитых деталях – этот цвет действует на нечистые силы словно отпугивающий черта ладан, тем самым оберегая вас.

Женская история

С древних времен так повелось, что люди ходят с покрытой головой, вне зависимости от места проживания. Будь то Север или жаркая Азия. Это не зависит от вероисповедания. Головные уборы носят христиане, мусульмане, иудеи. У каждого народа в культуре одежды присутствует такая традиция – ходить с покрытой головой.

Чем это вызвано? По мнению Анны Кирьяновой, покрытая голова – символ небесной защиты, когда сознание человека защищено от вредного воздействия, а мысли скрыты от других людей. Платок или шапка могут выполнять многие функции – защищать голову от холода и нестерпимого зноя, служить украшением, они обязательны при посещении храма.

По мнению Анны Кирьяновой, которое она составила из личного опыта, постоянное ношение платка наделяет человека энергией и силой, дает сосредоточенность и покой души, улучшает сон. Благодаря тому что пришло успокоение и появилась энергия, в ее жизни стали происходить маленькие чудеса.

Независимо от Анны улучшилось финансовое положение. Нет, она не нашла клад и не выиграла в лотерею, но вдруг ей выплатили задолженность по гонорарам, и совершенно пропало желание делать необдуманные покупки. Появилось ощущение защиты. Иногда ей казалось, что словно кто-то держал на ее голове ладонь.

Анне стало легче сосредоточиваться, мыслить. Появились новые удачные идеи, на которые она раньше не обращала внимания. Конечно, это не кардинальные изменения, но именно они дают душевный комфорт и веру в будущее, желание жить и делать добро людям.

Как утверждает Анна Кирьянова, платок помогает в трудный жизненный период, когда мучают тревоги и не хватает физических и духовных сил. Попробуйте походить с покрытой головой. И не важно, что это будет – косынка, модная шапочка, бейсболка, а лучше всего белый или светлый платок, который подарит умиротворение и душевный покой. От него меняются мысли, а потом и поступки.

Изготовление венка — это всегда был целый ритуал.

Девушки с древних времен украшали себя венками из цветов, он защищал от «дурного глаза», от «нечистой силы». Летом венок плели из живых цветов. Самым сильным венком считался венок из 12 цветущих трав, в него вплетали: бессмертник, ромашку, незабудку, хмель, василёк, красный мак, бархатцы, любисток, тысячелистник, мальву, веточки калины, барвинок, каждая из которых не только что-то символизировала, но и сама по себе была оберегом.

Кроме цветов, в венок вплетают ещё и разноцветные ленты или лоскутки. 

Надевая такой венок говорили:

Венок одеваю, — Ангела призываю!

Меня храни, от дурного глаза береги.

Красоту мне дай, — как весне сладкий май.

Бысть тому.

Если девушка имела на примете парня, а он все не засылал к ней сватов, то ей нужно было сплести Венок Надежды. Его делали из васильков и полевого мака. Нужно было собственноручно надеть такой венок на голову своему избраннику, чтобы придать ему сил, и решимости, и не упустить свою счастливую судьбу))))

Именно обычай вручать любимой (любимому) венок в знак сватовства перерос позже в обмен кольцами – обручение. Само слово «Венок» произошло от старославянского вѣно «дар».

Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины.

Раньше после венчания невеста кидала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает – тот скорее других выйдет замуж.

Но чаще все таки брачные венки, в отличие от праздничных, сохранялись в семье на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого.

Сейчас очень красивые есть венки из искусственных цветов, и заговоренные нужным образом, они тоже работают очень сильно.

Ты можешь начитать на него любую защитную молитву 7 или 12 раз, и он станет для тебя роскошным оберегом — и красивым, и отводящим дурной глаз.

Короны и диадемы.

С древности это был один из главных символов власти и высокого положения, но в него всегда был вложена еще и мощнейшая магическая атрибутика.

Все металлические объекты, которые соединены в круг, — замыкают важные части полевых структур и держат заданное влияние.

Если они сделаны правильно, то создают вокруг себя определенное защищенное пространство, которое оберегает мысли своего владельца и от считывания и от негативных воздействий. И могут как притягивать нужные энергии, так и  создавать вокруг себя желанное поле.

Такие короны делали по определенной технологии особые мастера, из золота и с добавлением других специальных сплавов. Потому что такие головные уборы, превращенные в артефакты, как правило, не делаются только из одного вида металла. И в него обязательно вставляются нужные камни, ограненные и заряженные по специальным правилам.

Каждый металл является проводником определенных энергий. Камни, как природные минералы, заряженные энергией Земли, имеют еще свои собственные полевые структуры, исходя из личных возможностей каждого камня. И формирует вокруг себя стойкое пространство, стойкое защитное поле, которое во времени только усиливается. Поэтому древние короны, передающиеся по наследству в целых династиях, силу имеют просто невероятную.

Но и те диадемы и короны которые носим на торжество мы, а не члены королевских семей, имеют свою серьезную магию. И если заговорить в них камни на нужную задачу, работают просто великолепно.

Множество новых практик и знаний о магии женской одежды и о таинстве женского убранства, я приготовила для тебя в моем специальном курсе

Курс Юлии Бойко "Магия женской одежды и украшений"
Наша одежда, наши украшения, наша прическа обладают особой «живой» магией, и всегда энергетически воздействует на нас. Знаем мы об этом или нет. Потому что все, что окружает нас в жизни, и особенно – то, что мы носим на себе, на своем теле — воздействует напрямую на нашу энергию, на наш энергетический кокон, на нашу ауру. Воздействует энергетически на наш внешний вид, на наше женское здоровье, и на наше окружение. И таким образом создает нашу судьбу. Зная энергетические законы, которые наполняют весь образ женщины, мы начинаем использовать со смыслом его удивительную силу — для всего важного и заветного в своей жизни …
Тег «Далее»

О магии женского головного платка в моем курсе «таинство женского убранства есть отдельный раздел.

С практиками и ритуалами, которые помогут тебе привлечь новые денежные потоки и нужные события. А также защитить свою семью и наладить душевную связь со своими родными и любимыми.

Пройдя его, ты поймешь как много мы можем создавать для себя — через самые обычные предметы нашего гардероба. Подбирая и заряжая их правильно, осознанно и по-женски мудро.

Курс Юлии Бойко "Магия женской одежды и украшений"
Наша одежда, наши украшения, наша прическа обладают особой «живой» магией, и всегда энергетически воздействует на нас. Знаем мы об этом или нет. Потому что все, что окружает нас в жизни, и особенно – то, что мы носим на себе, на своем теле — воздействует напрямую на нашу энергию, на наш энергетический кокон, на нашу ауру. Воздействует энергетически на наш внешний вид, на наше женское здоровье, и на наше окружение. И таким образом создает нашу судьбу. Зная энергетические законы, которые наполняют весь образ женщины, мы начинаем использовать со смыслом его удивительную силу — для всего важного и заветного в своей жизни …
Тег «Далее»

О платке. обряды и традиции, связанные с платком

Изучая русские материалы иллюстративного фонда отдела Европы, я обратила внимание на два снимка с изображениями девушки и женщины в необычно повязанных платках. Фотографии были сняты в однодворческом с. Долгое Даньковского у. Рязанской губ. (рис. 1, 2). (Однодворцы — это потомки служилых людей, в большинстве из замосковных уездов. Как социальный слой однодворцы занимали промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, не сливаясь ни с теми ни с другими, и этим объясняется сохранение у них своеобразных особенностей в костюме, типе жилища и пр.1)
___________
*Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1993. Т. 3. С. 247
На женщине, которая изображена в кругу семьи, платок повязан таким образом, что надо лбом он имеет складку острием вверх. У девушки же, напротив, складка платка выступала острием вниз. Сведения о подобной манере женского повязывания платка я нашла в работе Н. П. Гринковой «Одежда западной части Калужской губернии». Она писала, что поверх повойника женщины носят платок, который завязывают концами под подбородком, над налобником повойника край платка образует так называемую губачку или роги. Эта губачка делалась специально: сложенный треугольником платок перегибали, т. е. складывали вдвое, и крепко закатывали, при одевании образовавшийся от складки маленький желобок должен быть сверху2. Этот локальный обычай, описанный Н. П. Гринковой, а также то, что платок, относящийся к древнему типу головных уборов, к началу XX в. постепенно вытеснил многие другие головные уборы — нс менее древние — заставили меня обратиться к теме «платка».

Этимология слов, производных от корня «плат», по В. И. Далю, означает: Плат, платок, платочек, платишка, платчишка, плотица, платчица — четырехугольный равносторонний лоскут ткани; плат — значит пласт, плоский3. Такие же определения находим и в древнерусских словарях: плат — часть, кусок, полоть, лоскут, обрывок, кусок ткани4. На севере и востоке Европейской России в XIX—XX вв. словом плат называют полотенце, скатерть, рубаху (платно) и верхнее женское платье5.

Встает вопрос, с какого же времени «лоскут» ткани стал платком—головным убором? Археологические материалы и письменные источники позволили ученым реконструировать древнерусские женские и девичьи головные уборы IX— XII вв. и достаточно полно охарактеризовать русскую одежду XIII—XVII вв. Из ряда работ выделяется обобщающий труд М. Г. Рабиновича «Древнерусская одежда IX—XIII вв. и одежда русских XIII—XVII вв.», в котором содержатся интересующие нас сведения.

Древнерусский женский головной убор состоял из подбрусника или повойника с подзатыльником, поверх которых надевался убрус — богато вышитый головной убор в виде полотенца. Выходя на улицу, женщина надевала поверх всего головного убора платок6. Упоминание о сложном головном уборе и об «уличном» платке имеется и у И. Е. Забелина: в XV в. городские женщины носили головной убор, состоящий из подбрусника, подзатыльника и убруса, на который накидывалась фата или плат/покров. Плат, по его описанию, представлял собой четырехугольный кусок ткани, либо легкий — из турецкой и индийской выбойки, бязи и т. п., либо плотный — из набивной (разноцветной и одноцветной — алой, синей, но чаще всего белой или полосатой) материи7.

Севернорусские сведения середины XIX в. дают ту же картину: например, в Шенкурском у. Архангельской губ. женщины носили головной убор под названиями шамшура, подзатыльник, кокошник, повязка, повязывая сверху большой бумажный платок красного цвета или суконный полушалок8. Все это наводит на мысль, что фату, покров, плат, которые одевали женщины поверх головного убора, выходя на улицу, следует считать видами древнего платка. Многие же исследователи (Д. К. Зеленин, Г. Г. Громов и др.) считают древнерусским типом платка убрус, который со временем был заменен четырехугольным платком9. На наш взгляд, убрус — это всего лишь часть сложного женского головного убора в отличие от покрывала и платка, которые всегда были самостоятельными головными покрытиями.

Первичной основой платка служит отрез домотканого полотнища, гладкого или полосатого. Из того же прямоугольного куска полотна можно было сделать и косынку, разрезав ее по диагонали и пришив треугольник к короткой стороне отрезанной ткани. Во всяком случае, сделанная таким образом косынка хранится в фондах МАЭ (кол. № 266-7/15) и принадлежит белорусам Могилевской губ. С распространением набойки появились кубовые платки, а в XIX в. — платки и шали из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые набивались вручную10. С 70-х гг. XIX в. крестьянки повсеместно в России стали употреблять покупные хлопчатобумажные нити, а немного позже платки стали делать из фабричных тканей. К концу XIX в. в основном уже носили фабричные платки из ситца, шерсти, шелка.

Покупные платки, косынки, шали владелицы нередко дополнительно украшали по углам или по всему краю — бахромой, кистями, канвой, бисером или вышивали иногда — чуть ли не всю поверхность. Вытеснение домашних тканей в деревнях тканями фабричного производства шло медленно. Во многих местах продолжали делать платки, косынки, шали из домотканины — холста, шерсти.

Однако покупные вещи были предпочтительнее и престижнее, тем более что в конце XIX—начале XX в. узорные шерстяные и ситцевые платки изготавливались на фабриках Московской, Владимирской и Петербургской губ. (Первая мануфактура в России возникла в XVIII в.) Художественное оформление ситцев и полуситцев было самым разнообразным, но с конца XIX в. доминируют пышные узоры из крупных и мелких стилизованных цветов с разнообразной и насыщенной красочной гаммой. Широкую известность получили кумачовые платки фабрик Асафа Баранова в Москве и Владимирской губ.: на ярко-красном фоне платков рассыпаны тюльпаны, гвоздики, розы11.

Платки разных фабрик различались материей, размерами, отделкой, расцветкой и т. п., откуда шла и вариативность их номенклатурных названий. Приведем некоторые из них: аглицкий, астаметный, бахмареный, беловышитый, вареный, шелковый, гарнитуровый, бурка, кичный, платок злизами, малече, наметками, тупеи (покрывальный), поплиновка, тальянка, уруменский, намотка, набойчатый, жаркие, золотые (коноватные), белокрайки (очень большие платки с белыми полосами по краям), коноватки (большие шелковые с золотыми клетками)12.

В северо-западных губерниях отдавали предпочтение косынкам, которые носили как девушки, так и женщины. Праздничные косынки были из покупных тканей — шелка и штофа. В налобной части и по углам такой косынки золотыми и серебряными нитями гладью вышивали гирлянды цветов, веточки, плоды. В этих же губерниях помимо покупных тканей праздничные косынки делали из холста, украшая их по двум углам узором и обшивая края кумачом и бахромой из шерсти. В будние дни носили платки из набивного ситца, в основном красного фона с синими, желтыми, зелеными и черными цветами. Зимой на улице носили полушалки и шали — бумажные или шерстяные13.

В Верхнем Поволжье (Костромская, Нижегородская и др. губ.) крестьянки и мещанки надевали по праздникам шелковые платки или косынки — головки красного, голубого, но чаще черного или коричневого цвета, расшитые золотой или серебряной нитью с орнаментом в виде листьев, веток, бутонов и цветов. В Каргопольском у. Олонецкой губ. (конец XIX в.) золотой плат шили из белой бумажной ткани и один из углов расшивали золотом и серебром (битью, канителью) довольно крупным растительным узором; по краям платка нередко вышивали имя, отчество и фамилию владелицы14.

Разнообразен был ассортимент платков у однодворцев Воронежской губ. До первой половины XX в. здесь продолжали носить шелковые платки традиционных цветов — ярко-красного, желтого и оранжевого; более редкими были розовый и зеленый цвета. До 30-х гг. были «в почете» так называемые «французские» платки из ситца красного цвета с яркими цветами. Но особенно любили платки из тонкой шерстяной ткани с красными цветами по черной земле — «стаметавые», или, наоборот, с черными цветами по красной земле — «прохоровские», вероятно производства Прохоровской мануфактуры. Наряду с покупными ситцевыми и шелковыми платками были широко известны гладкие красные платки, сшитые из кумача или сатина, обшитые гарусом и бисером15.

В Тульской губ. более всего предпочитали платки из льняного холста, два края которого покрывали красной, затканной узорной строчкой и кружевом, а два других края оставляли без украшения; чаще же весь платок по краю обшивали кружевом или плетеным шнурком16.

Как правило, у девушек с хорошим приданым был целый набор платков — на все случаи жизни: домотканые, покупные, шелковые, ситцевые, шерстяные, теплые шали и платки для каждого дня, особые — для церкви, праздника и т. д.

С конца XIX в. платок (косынка) настолько широко распространился, что во многих регионах России его стали использовать уже и для создания головных уборов как женщины, так и девушки. Когда же женщина выходила на улицу, убор из платка покрывался другим платком. Причем здесь можно говорить о двух группах головных уборов, в которых использовались платки. В первой группе головных уборов платок особым образом завязывался, скреплялся и сохранял свою форму длительное время, во второй группе платок завязывался каждый раз снова, когда форма создавалась заново.

Повойник, сделанный из платка, в начале XX в. носили женщины в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Пермской, Вятской и Петербургской губ. Делали его следующим образом. Голову покрывали косынкой с золотым шитьем, средняя часть длинной стороны косынки прикрывала лоб, концы косынки были обернуты на затылке, а надо лбом завязаны двухконечным бантом. Для того, чтобы платок (косынка) держал форму, его скалывали булавками, сшивали, поэтому во многих местах севера России подобные головные уборы называли сколок; поверх него обязательно повязывали еще один платок17. Подобный головной убор из Мезенского у. Архангельской губ. имеется в коллекции МАЭ (кол. № 893-22). Он выполнен из штофного платка. В Донской обл. подобный головной убор из гладкого или мелкоузорного кумача назывался стягашник, его тоже покрывали верхним платком или шалью18. Молодые заонежанки вместо повойников по праздникам иногда надевали моду или колпачок: шелковую косынку, три угла которой завязывали на лбу и скрепляли булавками19.

В начале XX в. в немногих деревнях Калужской губ. молодухи первого-второго годов еще «донашивали» головной убор под названием складка. Складка делалась из шелкового платка, чаще красного цвета; в передней части подкладывали картон, чтобы платок стоял надо лбом. Концы платка, сколотые на затылке, спускались по спине. Под складку надевали разукрашенный повойник. Женщина после первого или второго года замужества уже не носила складку, а только повойник20.

Молодые женщины Вятской и Костромской губ. просто завязывали шелковые платки надо лбом, а концы прятали или поднимали, как рожки21 (рис. 3). В Череповецком у. Новгородской губ. замужние женщины повязывали голову косынкой (косынька), два угла которой завязывали сзади, третий угол и два других конца убирали под узел. Косынка, повязанная таким способом, заменяла повойник. Такой головной убор сверху обязательно повязывался платком. Причем молодые женщины завязывали платок под подбородком, а пожилые и старые — сзади22. В Донской обл. платок, сложенный в виде повязки, назывался связка23.

Также широко использовали платок и девушки для создания своего головного убора — девичьей повязки. Здесь тоже можно говорить о двух группах головных уборов: в первом случае платок складывают и сшивают, во втором — складывая, просто завязывают. В Орловской и Курской губ. девушки носили повязку из фабричного платка в большинстве случаев розового цвета с зеленым. Платок складывали в форме повязки и сшивали раз и навсегда, а концы срезали и пришивали наискось24. В Вологодской губ. девушки шелковую косынку завязывали полголовкой — концами наперед, на полголовку накалывали цветы, а сзади приделывали небольшой бант из шелковых лент25. Девушки, отправляясь в церковь, на праздник, а также при выполнении длительных работ на улице, на дальних переездах покрывали голову еще и платком. Часто даже в зимнее время девушки ходили по деревне в платке, которым закрывали только лоб и уши, оставляя открытой макушку26.

В XX в. эти сложные или не очень сложные конструкции головных уборов из платков как у женщин, так и у девушек были постепенно вытеснены просто платками, завязывающимися на узел спереди или сзади.

Г. С. Маслова в своей книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в.» приводит описание разнообразных способов ношения платков. Древнейший из них — это набрасывание платка на голову внакидку, т. е. не повязывая его. В России подобный способ был известен в городах в XVII в. В крестьянской среде способ ношения платка внакидку долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. Внакидку носили также тяжелую шерстяную шаль, сложенную посередине или по диагонали, отправляясь в дорогу в зимнее или ненастное время; под шалью голову повязывали обычным способом легким ситцевым или вязаным платком.

По Г. С. Масловой, достаточно древним является способ ношения платка на покромку, развернутый или сложенный по диагонали косяком платок повязывали на голову, скрепляя его края булавками. Способ скалывания платка под подбородком был наиболее распространен до XX в. в Поволжье, особенно у старообрядок Нижегородской, Костромской, а также в Архангельской, Олонецкой и Владимирской губ., где он назывался по-богородицкому, на покромку, т. е. по образу некоторых изображений головного покрывала Богородицы. Далее у Г. С. Масловой идет описание способов завязывания платка, разновидности которых систематизируются в зависимости от места расположения узла — спереди или сзади. Первый способ имеет две разновидности:

а) концы платка или косынки, сложенных треугольником, завязываются спереди надо лбом;

б) концы завязываются под подбородком.

Способов завязывания сзади три:

  1. концы платка, сложенного треугольником, скрещиваются под подбородком и завязываются сзади на шее;
  2. концы, обвивая голову, завязываются сзади, сверху заднего косячка или же под ним;
  3. платок, свернутый жгутом, повязывается по очелью головного убора (повойника) и завязывается концами сзади27 (рис. 4, 5, 6).

Г. С. Маслова не затрагивала вопроса социовозрастных различий в ношении платков и способов их повязывания. Дополним ее описание в этом ракурсе. Так, можно утверждать, что различными были способы повязывания платков в девичьей и в женской группах. В первой группе различались будничные и праздничные повязывания девочкой и совершеннолетней девушкой; особым было ношение платка невестой — от накидки (во время плача — причитаний) до скрепления под подбородком. Различались повязывания платков у молодухи, пожилой женщины и старухи в будни, воскресенья, праздники и т. п. Кроме того, учитывались и погодные условия.

Во Владимирской губ. девушки в будни ходили с открытой головой или по-вязывали платок, сложенный в виде повязки, под косу, оставляя затылок открытым. В праздники они надевали поднизь из жемчуга, а сверху платок, который завязывали под подбородком28. В Вологодской губ. девушки в будни также ходили по улице без платков, а женщины — обязательно в платках, бумажных или из холста в мелкий узор29. В Казанской губ. девушки-«невесты» ходили с открытой головой и платком на шее, а женщины — в платках30. (В Заонежье парень, который стал женихом, также начинал носить на шее косынку красного или белого цвета31.)

Таким образом, девочки обязательно носили платок, девушки, достигшие совершеннолетия, уже не носили платки, но использовали их в качестве повязки. Отсюда и поговорка — «Гуляй, покуда голова (т. е. темя. — Л. Л.) не покрыта!»32 У девушки-«невесты» платок появлялся на шее. И только в праздники и в воскресные дни, которые были связаны со службой в церкви, девушки поверх повязки носили платки. Причем платки, которые носили девушки, должны были отличаться от платков женщин. Фотографии, с описания которых мы начали статью, как раз и фиксируют этот случай: рязанская женщина, которая уже не носит традиционного головного убора, продолжает имитировать этот убор желобком-рогами вверх из платка. Что же касается платка «желобком вниз» на голове девушки, то это требует особого расследования.

В традиционной культуре социальный статус любого человека «прочитывался» в том, как он был одет, а у женщины акцент делался на головной убор. Платок, который повязывался поверх головного убора при выходе на улицу, видимо, нес свою символическую нагрузку. Поскольку известно, что функцию закрывания волос (см. «не светить волосами»)33 исполнял головной убор, то встает вопрос: какую функцию нес платок? Еще раз напомним, платок носили девочки одновременно с сарафаном, юбкой и сережками в возрасте 7—11 лет. Совершеннолетние девушки чаще повязывали платок на шею или накидывали на плечи в знак того, что они еще «не покрыты», но готовятся к этому.

Для общины, рода особенно важным было создание благополучной семьи. Только такая семья — без раздоров, болезней может дать полноценное потомство. Через свадьбу, свадебный обряд происходило создание новой и благополучной семьи. Во время свадьбы — перехода из одной социальной группы в другую, жених и невеста претерпевают символическую смерть и новое рождение. Они как бы находятся на грани двух миров — жизни и смерти. Все ступени этого перехода необходимо провести так, чтобы оградить новобрачных, укрыть и защитить их. Для этой цели во время свадьбы прибегают к разным магическим действиям с приглашением колдуна, знахаря, с использованием иголок, булавок, кусков сети, семян льна, денег и т. п. Особое же место здесь отводилось платку, которым покрывали, завешивали, отделяли, особенно невесту и жениха, а часто и других участников обряда, а также покрывали угощения, подаваемые для молодых на стол, дары и многое другое.

А. Афанасьев пишет: «В нашем языке понятия ’’прятаться» и ’’одеваться» обозначаются одинаковыми словами: наряд, обряда-платье, женские уборы, обряжаться — переодеваться, маскироваться и укрываться, прятаться»34. В словаре древнерусского языка слово «покров» объясняется как защита, защитник. Само слово «покров» означает спрятаться под кров, укрыться35.

Таким образом, платок необходим, чтобы под ним укрыться, спрятаться. В то же время надо помнить, что платок — это кусок какой-либо ткани, изначально — полотна. Достаточно распространенное название полотна платно имеет общий корень со словом плат, платок. Вот почему так легко можно было заменить платок куском полотна. В одной из частушек, записанной в Казанской обл., поется: «Мажет милый полотном»36. Часто на свадьбе, наряду с отрезами ткани на штаны, рубашки, дарили ткань и на платок. Верования же, связанные с полотном, сосредоточены на представлениях о взаимосвязи жизни и смерти, прошлого и настоящего. Полотно как бы связывает мир мертвых и мир живых. Оно воплощает предков, которые помогают живым и дают все, что они просят — плодовитость женщинам, счастье людям37.

Во время свадьбы невеста и жених достигают пика жизни, дальше жизнь пойдет на убыль, спад. Именно в период свадьбы они оказываются между небом и землей, жизнью и смертью. Во время же венчания — на небе. Ведь недаром говорят: «Браки заключаются на небесах». Вспомним, что на голову осужденного на смерть набрасывают покрывало. Идея защиты, покровительства, покрова заставила нас обратиться и к православному празднику Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается Русской Церковью 1 (14) октября в память явления Богоматери Андрею Юродивому и его ученику во Влахернском храме в Константинополе, где хранилась риза Богородицы. Богоматерь после молитвы сняла с себя мафорий (длинное покрывало, закрывающее голову и плечи и спускающееся вниз) и простерла его над молящимся народом. В тропарях в честь иконы Божией Матери на Покров поется: «…умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти душы наша».

Во многих местах России с этого праздника начинались свадебные осенние недели. Первый снег, выпавший в этот день, был счастливым предзнаменованием для обрученных. Праздник Покрова считался девичьим праздником. В этот день все девушки-«невесты» обязательно посещали церковь и ставили свечку перед образом Покрова Богородицы (если он был) и читали особые молитвы: «Мать-Покров, покрой мать-сыру землю и меня молоду». В этот день обращались и к Параскеве-Пятнице, выполнявшей сходные с богородичными функции: «Матушка — Пятница-Параскева, покрой меня поскорее»38.

С Покрова во многих губерниях России начинались и молодежные посиделки, где атрибутом многих, едва ли не всех, игр с выбором пар молодежи стал платок. Во время игры парень и девушка по очереди использовали платок как знак выбора напарницы или напарника. В Новгородской обл. посиделки, как правило, и начинались «выборной игрой». Под песню «Как по первой по пороше… / Ходил молодец хороший» молодец выходил на середину и начинал прохаживаться около девиц:

Он кидает, он бросает
Шелковой-то он платочек
(разрядка моя. — Л. Л.)
Девке на колени…

Девушка, которой парень кинул платок, выходила на середину и ходила с ним под песню, которая заканчивалась поцелуем, парень садился на место, а девушка, в свою очередь, бросала платок на колени другому парню:

Шелковый платочек
Парню на колени…
39

Для игр использовали носовой платок, ширинку, головной платок или свернутый из полотенца жгут; в игре Ящер парень-«ящер» набрасывал платок на девушку40.

Во многих районах России в дни Покрова и Параскевы-Пятницы устраивались смотрины невест. На Севере на смотрины девушки-«невесты» приходили в лучших нарядах, а в руках они держали вышитый платок — ширинку. Весной или летом в таких же богатых нарядах девушки водили хороводы, круги, а в руках держали платки или на руках висели небольшие шали, вышитые полотенца41.

Интересно, что название ширинка сохранилось в основном за праздничным носовым платком или подарочным. Когда женщины или девушки собирались в церковь, в гости или на какой-то другой праздник, они в руках всегда носили ширинку, в некоторых местах его так и называли — ручной платок42. Ширинки кроили из тонких хлопчатобумажных тканей или из тонкого полотна. Особая ценность ширинки заключалась в вышивке, куда женщины и девушки старались вложить не только свое мастерство, но и душу и мысли. Ширинка как бы была предметом домашнего рукоделия и образцом рукоделия, таланта женщины или девицы. Несомненно, такой платок занял заметное место в наряде девушки-«невесты» во время смотрин, на праздниках, в хороводах, на свадьбах и т. п., где он был наглядным доказательством рукодельных способностей девушки-«невесты»43 (см. статью Т. А. Бернштам в наст, сборнике).

Функции платка/покрывала изменялись в течение свадебного ритуала. Так, в Калужской губ. последнюю неделю перед свадьбой невеста кручинится, т. е. ходит и плачет в кручинном наряде, в кручинном беленьком платке. На венчание поверх рубахи ей спереди вешали платок, продев концы в проймы рубахи; на голову надевали золотой венец или платок, свернутый на грамотке, перед самым выходом к венцу на нее накидывали дынку — платок из легкой ткани, шелковой, часто с цветами, или из кисеи, тюля. После венчания окрученную в женский головной убор невесту снова покрывали дынкой44. В Тамбовской губ. перед венчанием на невесту накидывали розовый шелковый платок с бахромой45. В Архангельской губ. перед венцом, после благословения, жених невесте набрасывал на голову платок — гумульку так, чтобы он закрывал ей лицо. Женщины пели: «Пала гумулька на буйную голову…» В гумульке невеста стояла под венцом46. В Тотемском у. Вологодской губ. перед венцом на невесту накидывали шаль, и кисти шали висели над лицом47.

В Ярославской губ. невесту в церковь также везли под платком48.

Итак, в течение свадьбы платок-покров укрывал невесту в самые ответственные переходные моменты. Покрывали невесту перед венчанием, снимали и снова накидывали покров после обряда окручивания (надевания женского головного убора), который происходил в церкви, в доме невесты или жениха. Совсем раскрывали молодую уже за свадебным столом в присутствии всех родственников. Это был очень важный момент свадьбы — «рождение» человека в новом статусе и качестве, признание и принятие его всеми родственниками. Снимал покрывало с невесты кто-нибудь со стороны жениха — дружка, свекровь, свекор, одна из родственниц или сам жених. Обряд происходил в переднем/красном углу за столом, куда садились молодые. Снимали покрывало не рукой, а с помощью различных предметов: кнута, пирога/хлеба, ухвата, палки, сковородника и т. п. Причем дружка это делал непременно кнутом или палкой, свекровь или свекор использовали домашнюю утварь или хлеб. Этот обряд был очень выразителен. Например, в Вятской губ. платок с новобрачной снимала родственница жениха, при этом она три раза крутила платком вокруг голов жениха и невесты, а потом клала его в шапку жениха и ставила в передний угол, под иконы. Этот обряд назывался «снять покров»49.

В день свадьбы покрывали не только невесту, но и жениха, а также всех, кто ехал в свадебном поезде. В Донской обл. плечи жениха покрывали одним или двумя большими платками, его родственников и товарищей также обвязывали платками50. В Витебской губ. жених и его свита покрывали свои плечи красными платками, в форме косынок, завязанных на груди51.

Все перечисленные примеры указывают на то, что платок (платки) невесте и жениху, а также всем другим участникам свадьбы служил покровом, который их объединял, оберегал и защищал. Особенно это важно было в дороге, когда участники свадьбы покидали дом, отправляясь в церковь. Здесь тщательно закрывали невесту, ее просто обвешивали платками, укрепляя платок спереди на груди, обворачивая шею и т. п. Сверху одного покрывала могли набросить еще одно — побольше. В руках невесты также были платки — один или два. Руками в платках она прикрывала и рот.

Все выводы невесты к столу, к жениху во время свадьбы обязательно происходили с помощью платка. В Шенкурском у. Архангельской губ. перед венчанием брат выводил сестру-невесту на середину избы за платок, а руку с платком держал как можно выше. Жених в шерстяной рукавице должен был вырвать этот платок, дав его невесте, сам повести ее за стол, предварительно обведя вокруг себя три раза52. В Минской губ. сват давал невесте в руку конец платка и обводил ее вокруг стола троекратно, далее выводил невесту во двор к повозке, за невестой шли жених и все присутствующие53. В Архангельской губ., когда жених и невеста летом шли пешком в церковь, то они держались за концы платка54

В этих обрядах платок, с одной стороны, соединял жениха и невесту, чтобы никто не прошел между ними, а с другой — защищал, оберегал их в дороге, по которой они шли. На царских свадьбах путь жениха и невесты от стола к дверям в буквальном смысле устилали кусками материи. Устилали камками дорогу от дома до церкви и при этом наблюдали, чтобы никто не проходил между женихом и невестой. Путь от церковных дверей до налоя также устилался кусками материй, лежало полотно и на полу перед налоем55.

Как мы видим, в позднем крестьянском свадебном обряде основную символическую нагрузку взял на себя платок: это был символ «покрытия» (сокрытия) всего, что имело отношение к молодым. Особенно это правило соблюдалось, когда молодым подавали еду или одежду. Во Владимирской губ. свахам, которые должны были надеть на молодую женский головной убор, он подавался покрытым платком и перед окручиванием священник снимал платок и благословлял убор56. Еда, предназначенная молодым, обязательно покрывалась платком, более того, если молодые ели за общим столом в присутствии гостей, то их закрывали платком от всех. Известно, что дом, как и все в доме, должно быть покрыто (закрыто) всегда — крышками или скрещенными лучинками. Это распространялось на всю утварь (горшки, ведра, квашня), а закрытые сундуки еще раз накрывались покровом57.

Платки нашли широкое применение в качестве упаковки для переноски еды, всевозможных угощений, особенно на свадьбе, когда приходилось переносить и перевозить из дома в дом значительное количество угощений, даров, приданого и пр. В этих же целях использовали платок и в обычные дни, когда надо было отнести еду или перенести из дома в дом одежду, пряжу. Как правило, дар, подарок невесте или от невесты был покрыт платком или завернут в платок. Такая «упаковка» была необходима, в первую очередь, чтобы защитить вещь от порчи, от сглаза, а также, чтобы не испачкать вещь, так как сверху дара обязательно клали кусок хлеба или пирога.

Платки непременно входили в дары невесты или жениха, которыми начинали обмениваться чуть ли не сразу после сватовства. Причем головные платки и ширинки составляли самостоятельный дар или входили в его состав наряду с другими вещами. Например, в Пензенском у. во время девишника жениху от невесты привозят шерстяные перчатки и ситцевый платок58. Платки или заготовки для платков входили в обязательные подарки невесте, другим членам семьи жениха (золовкам, деверьям) и участникам свадьбы, например дружкам. Так, среди подарков родне жениха были обычно материи на сарафан, рубашки, повойники, платки и косынки59. В Вологодской губ. отцу жениха дарили ткань на штаны, на рубашку, матери — ситцу на рубашку, бумажную шаль, братьям жениха — ситцу на рубашки, сестрам — по отрезу кумача, крестным родителям — ткань на штаны и платок60. Невеста одаривала не только родню жениха, но и свою. Это были полотенца, куски холста. Часто платок или платки входи-ли в состав даров невесте от жениха. Платками жених одаривал и других участников свадьбы.

Проследив символику платка, начиная от обыденной ситуации и кончая таким обрядом, как свадьба, можно сделать следующее заключение. Платок выполнял роль некой границы между жизнью и смертью, преграды нежелательному воздействию извне, из другого мира. Особенно ярко это прочитывается в сказках с мотивом «бегство от врага». Герой — один или с невестой спасается бегством, бросая позади себя различные предметы, среди которых бывает и платок (полотенце), превращающийся в водную или огненную преграду — реку, в мифологии разделяющую царство живых и царство мертвых. Причем героине платком достаточно было взмахнуть: «Она взмахнула ширинкой, и сделалась огненная река»61.

Итак, в символическом аспекте платок — это покров, под которым можно укрыться и защититься от любого врага. Свадебный платок, говоря образно, остается на голове женщины до конца ее жизни, и только в зависимости от возраста менялись способы повязывания и расцветка платков. Женщина, реализовавшая пик жизненной энергии, т. е. ставшая матерью, считалась как бы находящейся под покровом Божией Матери, что, в свою очередь, освящало покровительство рода, семьи, мужа.

  1. Токарев С. Л. Этнография народов СССР. Изд-во МГУ, 1958. С. 31.
  2. Гринков а Н. П. Одежда западной части Калужской губернии. Л., Гос. Русский музей, 1927. С. 29 (далее: Гринкова, 1927).
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979 (далее: Дай). Т. 3. С. 305-306.
  4. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 2. Ч. 2 (далее: Срезневский). С. 955; Словарь русского языка XI—XVII вв. (далее: СлРЯ). Т. 15. М., 1975. С. 78.
  5. Словарь русских народных говоров (далее: СРНГ). Вып. 27. С. 99.
  6. Рабинович М. Г. Древнерусская одежда IX—XIII вв. и одежда русских XIII—XVII вв. //Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 42—111.
  7. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI—XVII ст. М.. 1869. С. 617.
  8. Зеленин Д. К. Описание рукописного архива Императорского Русского географического общества (далее: ОРУАИРГО). Пг., 1914. Вып. 1. С. 27.
  9. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991 (далее: Зеленин, 1991). С. 254; Громов Г. Г. Одежда // Очерки русской культуры XV в. Ч. I. М., 1977. С. 216.
  10. Корсун Э. А. Набивные ткани // Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрзнии Государственного Русского музея. Л., 1976. С. 121.
  11. Там же. С. 121-122.
  12. СРНГ. Вып. 7. С. 231; Вып. 20. С. 36; Вып. 27. С. 97-99.
  13. Крестьянская одежда населения Европейской России. М., 1971. С. 63.
  14. Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник, М., 1956 (далее: Маслова, 1956). С. 663.
  15. Гринкова Н. П. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии. Изд-во Пед. ин-та им. А. И. Герцена. Вып. I. 1928. С. 166—167.
  16. Крестьянская одежда .. С. 106—113.
  17. Там же. С. 161.
  18. Там же. С. 258.
  19. Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб.. 1993. С. 112.
  20. Гринкова. 1927. С. 29-30.
  21. ОРУАИРГО Т. 2, 19. С. 408.
  22. АРЭМ. ф. 7. on. I. № 846. л. 10.
  23. ОРУАИРГО. Т. 2. 19 С. 467.
  24. Светский Ц ЖС. 1910. Кн. 73. Вып. 1. С. 4-17.
  25. ОРУАИРГО. Т. 1, 19. С. 208.
  26. Маслова. 1956. С. 664.
  27. Там же. С. 663-666.
  28. ОРУАИРГО. Т. 1. С. 161-168.
  29. Там же. С. 208.
  30. Там же. Вып. 2. С. 531.
  31. Логинов К К Указ. соч. С. 113.
  32. Даль. Т. 3. С. 247.
  33. Гаген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // СЭ. 1933. № 5-6. С. 78-79; Зеленин, 1991. С. 254-256 и др.
  34. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. М., 1994. С. 543.
  35. Срезневский. С. 955.
  36. 16 СРНГ Вып. 29. С. 123.
  37. О полотне см.: Шангина И. И. Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX— XX вв.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Л., 1975. С. 3—17.
  38. Даль. Т. 3. С. 247.
  39. Лобанов М. А. Посиделки в Новгородской области. Песни и игры. Новгород, 1988. С. 3.
  40. Бернштам Т. А. Следы архаичных ритуалов и культов в русских молодежных играх «Ящер» и «Олень» (опыт реконструкции) Ц Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 17—20.
  41. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—начала XX в. Поло-возрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С. 246.
  42. Забелин И. Домашний быт… М., 1869. С. 636.
  43. Подробнее о ширинках см.: Шангина И. И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов СССР и Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX—начала XX в. М., 1984 (далее: Маслова. 1984). С. 191-195.
  44. Шереметьева М. Е. Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда. Калуга, 1928. С. 14, 32—36.
  45. Гаген-Торн Н. И. Свадьба в Салтыковской вол. Моршанского у. Тамбовской губ. // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. С. 184
  46. Маслова. 1984. С. 663.
  47. Едемский М. Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда Вологодской губернии // ЖС. 1910. Вып. 1—4. С. 76.
  48. Село Давшино Ярославской губ. Пошехонского у. (св. А. Архангельского) // ЭС. Выл. 2. 1854. С. 21-24.
  49. ОРУАИРГО. Вып. 1.C.41L
  50. Там же. Вып. 2. С. 468.
  51. Там же. Вып. 1. С. 62, 136.
  52. Там же. Вып. 1. С. 39.
  53. Там же. Вып. 2. С. 690-691.
  54. Там же. Вып. 1. С. 39.
  55. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М.. 1880. С. 552.
  56. Шейн П. В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах… СПб., 1900. Т. 1. Вып. 2. С. 667.
  57. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 177—178.
  58. Астров Н. Крестьянская свадьба в с. Загоскине Пензенского уезда//ЖС. 1905. Вып. 1-4. С. 415.
  59. Шмаков И. И. Свадебные обычаи и причитания населения Терского берега Белого моря // ЭО. 1903. № 4. С. 67.
  60. Неуступов А. Д. Крестьянская свадьба в Васьяновской волости // ЭО. Кн 56. С. 54
  61. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 346—348.

Скачать статью:o_platke_lavrentyeva_l.pdf [2,31 Mb] (cкачиваний: 77)

Энергетика шляп.

Большие широкополые шляпы.

Широкие поля интуитивно выбирают люди, которые не слишком любят открывать миру свои мысли. Такие шляпы опускают тень на лицо и скрывают движение мимики, а главное дают ощущение затененного шатра или состояние «я сейчас немного в домике».

Тень от широких полей всегда отлично скрывает морщинки и неровности кожи, делая женщину моложе и привлекательнее.

При этом это, как правило, очень иньский аксессуар, и повышают в нас роскошное ощущение женственности и чувственной загадочности.

Не зря кинодивы очень любят именно этот стиль — большие темные очки и шляпа с огромными полями. С одной стороны такой образ скрывает от назойливых папарацци, а с другой — дает состояние и шикарности, расслабленности и плавности, и в то же время чувство спокойной защищенности.

Кепка небольших размеров.

Такой головной убор эксперты по энергетике часто называют настоящей шапкой-невидимкой. Потому что человек в неяркой и небольшой кепке действительно остается вне поля зрения, так как не привлекает внимания и скрывает глаза.

Кстати, считается, что кепка с козырьком — отличный способ спрятать ребенка от «нехороших глаз».

Интересное влияние оказывает на энергетику кепка в военном стиле.

Она повышает у своего владельца уровень мужских энергий, напора и активности, даже агрессии. Так что, когда нужна собранность для рывка, для активных действий, когда нужна небольшая таблетка здоровой агрессивности и бойцовых качеств — милитари кепка бывает очень кстати.

Классические мужские шляпы.

Они заметно и ощутимо усиливают мужскую янскую энергию. Именно поэтому их так любят статусные мужчины.

Для женщин — мужская шляпа также является источником мужской энергии. Ее стоит носить, если женщина слишком «иньская», а ей сейчас нужны качества ее более мужских граней. Или, если она стремится прорваться в мужском бизнесе, где без активной янской энергетики иногда не обойтись.

Роскошное сочетание и внешне, и на энергетическом уровне, это когда женщина совмещает женственные, сексуальные костюмы, платья и прически — с четкой мужской шляпой.

Такое сочетание инь и ян дает просто взрывную гремучую смесь. Достаточно вспомнить яркие женские образы из легендарного фильма «Дикая Орхидея».

Для того, чтобы защитить себя от негативных воздействий, нам не всегда нужен кокошник, корона или венок.

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий