Кукла Карельская рванка
Кукла Карельская рванка.

— Скажи мне, почему у тряпичных кукол все имена разные? – решила сегодня с порога озадачить меня Веселина.

— Ну, вообще имя – это отличительный признак, который наделяет особенными характеристиками, — ответил я, не особо задумываясь.

— Что такое имя, я понимаю, — Веселина укоризненно посмотрела на меня, — мне непонятно, почему тряпичных русских кукол называют именами, которые появляются по совершенно разным причинам. Нет никакой системы или логики. Куклу могут назвать в знак любого события, праздника, персонажа и даже способа изготовления. Как в этом можно разобраться?

— А что тебя смущает в этом? У людей между прочим точно такая же ситуация – новорожденных с равным успехом могут нарекать как именем великих персонажей из прошлого, так и названием цветка или другого растения.

У некоторых народов вообще были сложные имена из двух и более слов, включающие в себя желаемые способности или особенно почитаемые характеристики. Например, в одних местах человека называли «Острый Глаз» или «Дочь Ветра», а на другом континенте не было удивительным, если девочку называли «Прекрасная белая лилия, распустившаяся лунной ночью в саду на восточном склоне зеленого холма на дальнем берегу большого озера». Так что в разные времена и у людей были совершенно неожиданные и удивительные имена.

В нынешние дни все изменилось, иногда уже имена и фамилии совершенно не нужны, вместо них используют идентификационные номера, лишающие человека личности, но зато удобные для учетных операций. Периодически разумная часть людей дает отпор подобным безумствам, но тенденция обезличивания в обществе слишком очевидна. К тому же, как известно, мудрость бессильна против глупости, поэтому будущее человеческого имени весьма туманно.

Кукла Карельская рванка, вид сверху
Кукла Карельская рванка, вид сверху.

Так вот, возвращаясь к традиционным куклам, ничего нет удивительного, что в их названиях нет никакой системы. Мне видится, что все происходило постепенно – сначала возникли просто мотанки, скрутки и рванки – по типу конструкции куклы, потом в именах стали отражаться религиозные обряды, обычаи, традиции, затем уже названиями становились имена богов или приближенных к ним людей, или специальные функции куклы. Еще один вариант возникновения имен у кукол появился в последние столетия, когда люди начали изучать историю народной куклы, при этом определенную куклу называли, учитывая регион ее обнаружения.

Сегодня у нас в гостях именно такая – тряпичная кукла Карельская рванка.

— Люблю, когда у кукол такие говорящие имена, – сказала Веселина, вот с этой сразу понятно, как ее делать и откуда она родом.

— Так и есть, — согласно кивнул я в ответ, тут нечего ни добавить, ни отнять.

Куклу изготавливали из лоскутов, оторванных от целого куска материи или от старой одежды – поэтому рванка. Так издавна называли игровых кукол, которых делали быстро, на лету, для того чтобы занять ребенка и отвлечь его от слез. То, что кукла называется просто по способу изготовления, говорит о ее почтенном возрасте, исключая вариант, когда просто нет точных сведений о ней. То есть ее делали еще в то время, когда не было необходимости вносить какие-либо уточнения в название для отличия от других кукол. Так что можно с определенной долей уверенности говорить о том, что возраст Карельской рванки составляет не одну тысячу лет.

Принадлежность куклы к народам, проживающим на северо-западных территориях нашей страны, определяет прилагательное «карельская». Такое дополнение говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что кукла была обнаружена и распространена в регионе, где находится Карелия, а, во-вторых, произошло это сравнительно недавно, потому что название племени «карелы» стало известным не ранее девятого столетия нашей эры. Поэтому в итоге время появления Карельской рванки представляется в большом диапазоне – от нескольких тысячелетий тому назад до девятого века нашей эры.

С другой стороны, если учитывать слово «карельская», как просто современное уточнение принадлежности куклы к конкретному региону, то его можно вообще не учитывать в ее хронологии. В таком случае мы возвращаемся к первому выводу об очень древнем происхождении куклы.

Другой интересный момент – внешняя схожесть Карельской рванки с Кормилкой и Капусткой, а также с Вятской куклой (Платочницей). Иногда этих кукол путают, объединяют всех вместе или считают вообще одной и той же куклой. Мы об этом уже говорили в предыдущих статьях и повторяться не будем. Здесь отметим, что и Карельская рванка при ближайшем рассмотрении имеет с перечисленными куклами очень немного похожего, а вот отличия есть, и они существенны. Прежде всего, это резанные элементы одежды, что автоматически делает невозможным ее использование в роли оберега, поэтому мы считаем Карельскую рванку в чистом виде игровой куклой.

В конструкции этой куклы собраны сразу несколько элементов, считающихся основными при изготовлении многих других кукол. Голова Карельской рванки – это узелок из ветоши и квадратного лоскута белого цвета. У многих других узелковых кукол руки делаются из двух противоположных концов головного узелка, но руки у этой куклы изготовлены отдельно в виде маленькой скрутки и вставлены между концами узелка. Грудь куклы из двух маленьких узелков прикладывают примерно на середину расстояния между шеей и талией и закрепляют ниткой.

Кукла Карельская рванка, руки - маленькая скрутка
Кукла Карельская рванка, руки — маленькая скрутка.
Кукла Карельская рванка, платок углом
Кукла Карельская рванка, платок крепят углом.
Кукла Карельская рванка, края платка
Кукла Карельская рванка, края платка можно завернут в складки юбки, получается аккуратно.

На кукле обязательно должен быть жилет, это тоже отличие Карельской рванки от других подобных кукол. Прямоугольный лоскут разрезается посередине и одевается так, чтобы закрыть грудь и спину от шеи до талии. Юбка разрезается в крестообразно в центре и крепится на талии выворотным способом. На нее углом накладывается передник и подвязывается поясом. На голове – повойник и косынка.

— Да уж, по виду юбка у нее – совсем как у Платочницы, а делается совсем по-другому, — рассматривая куклу, сказала Веселина.

— Так и в жизни бывает – вроде снаружи похоже, а внутри — не то. Ну что, кукла готова, найдешь ей место в городе?

— У меня как раз есть пустой дом по соседству с платочными куклами, поселю ее там, пусть все дружной компанией и гуляют, — ответила Веселина, и мы распрощались.

На этом у меня сегодня все, если вам стало интересно, то делайте сами таких кукол, обучайте своих детей и знакомьте их с традициями и обычаями славянских народов. Пусть у них будет выбор, какими игрушками играть – тряпичнными куклами или пластиковыми монстрами.

Спасибо за внимание, всем успехов, пока.