Тамплиеры, что мы знаем о них
В результате первого крестового похода на Святую Землю на Ближнем Востоке возникло христианское Иерусалимское королевство. Тамплиеры или рыцари храма, храмовники (фр. le temple — храм) принадлежали к католическому военно-монашескому Ордену.
Благородные рыцари объединились для сопровождения и защиты христианских паломников, следовавших в Иерусалим поклониться Гробу Господню. В 1119 году король Иерусалимский Балдуин II жалует Ордену часть дворца, на горе Мориа, возле мечети Аль Акса, возведенной на месте разрушенного Храма царя Соломона.
Главным основателем сообщества тамплиеров считается Гуго де Пейн. Граф из провинции Шампань, посвященный в рыцари, становится первым Великим магистром Ордена Храма и возглавляет его до 1136 года. В первые годы Орден состоял из 9 знатных рыцарей, принявших обеты нестяжания, послушания и целомудрия. Потом в его состав входили рыцари, священники, служители, воины.
Устав предписывал рыцарям Храма, не щадя своей жизни сражаться за Святую Землю и отказ от личного обогащения. Знатные рыцари отказывались от привычной роскоши. Они облачались в белоснежные рясы и плащи, без родовых гербов и украшений. Сержанты оруженосцы и служители носили черные и коричневые одежды.
Девиз Ордена: «Не нам славу дай, но имени Твоему». Трофеи, завоеванные в сражениях, паломнические дары, пошлины, пожертвования знати, доходы от торговли драгоценными камнями шли в общую казну. Посредством системы заемных писем тамплиеры сумели создать мощную, хорошо работающую в Европе и на Ближнем Востоке финансовую структуру. Орден получал большие доходы от финансовых и обменных операций.
В 1291 году Иерусалимское королевство уничтожили воины египетского султана Халил аль-Ашрафа. После изгнания крестоносцев из Палестины храмовники перебрались на Кипр. Многие осели на землях Франции. Крепости и храмы тамплиеров были разбросаны по всей Европе.
Тамплиеры освобождались от уплаты пошлин, налогов, обладали личной неприкосновенностью, были подсудны только Риму. Они занимали самые почетные должности при королевских дворах. Орден обладал огромным влиянием на европейских монархов. Короля Франции Филиппа IV и епископов такой расклад не устраивал.
В пятницу 13 октября 1307 года по воле короля начались массовые аресты храмовников во Франции. По приказу Папы Римского Климента V, изданного 22 ноября, судебные процессы проходят по всей Европе. Тамплиеров обвиняют в ереси, чернокнижии, содомии, сговоре с египетским султаном.
Морис Дрюон в цикле «Проклятые короли» пишет, что, восходя на костер, Жак де Моле предрек: «Не пройдет и сорока дней после моей казни, как Климент V тоже умрет». И об этих словах скоро вспомнили. Папа Римский скончался спустя 33 дня. Во время погребальной церемонии на катафалк опрокинулся бенгальский огонь. Тело умершего понтифика обуглилось. В ноябре 1314 года, после инцидента на охоте, умер король Франции Филиппа IV.
Ix. основные символы тамплиеров
Поскольку мы говорим об ордене религиозного типа, то первый же образ, на котором нам следует остановиться, – это КРЕСТ. Его стоит рассмотреть с самых разных сторон, поскольку символ этот является очень древним даже для самого христианства. Благодаря необычайному богатству своих значений он позволит нам лишний раз увидеть связи между теми знаниями, которыми обладали тамплиеры, и наследием предшествовавших эпох, из которого они черпали силы, и поможет нам чуть лучше понять, какими намерениями они руководствовались в своей работе.
Крест тамплиеры носили на плаще с левой стороны. Однако из‑за нехватки источников (которые часто уничтожались намеренно) не так‑то просто установить, какую именно форму креста они использовали. В том небольшом объеме данных, который есть в нашем распоряжении, встречаются несколько типов креста.
Это позволяет нам предположить, что раз они использовали не один крест, то разные его виды соответствовали разным уровням иерархии внутри ордена, и по этому визуальному признаку можно было сразу понять, к какому рангу в иерархии принадлежит человек.
объяснить трудно.
Может показаться, что вопрос этот не столь важен, но с точки зрения символизма это не так. Каждая форма креста имеет свое значение.
Если мы возьмем, например, ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ, к которому все привыкли, крест, у которого нижняя часть длиннее, чем верхняя, и перекладина смещена вверх, то это типичный символ духа, прикованного к материи, или Божества, прибитого к кресту. Оно вынуждено быть привязанным к чему‑то, что представляет его жертву, его дар людям.
Он объясняет это тем, что теоретически верхняя часть креста дает место трем измерениям, а нижняя представляет собой пространство четырех измерений. Именно между тремя и четырьмя проходит разделение. Иными словами, три
–для Духа, четыре–для материи.Латинский крест
Греческий крест
И дух действительно в значительной мере прикован к материи. Это символ самого человека, чей дух в данный момент поглощен материей, служащей для него проводником, своего рода транспортным средством.
Существует еще один крест
,у которого все четыре луча одинаковой длины, он используетсяМальтийским орденом.Его лучи расширяются от центра и похожи на четыре треугольника с восемью концами. Принято считать, что эта форма имеет особое значение, обычно говорят, что это КРЕСТ МЕДИТАЦИИ, что он представляет собой такую геометрическую схему, которая позволяет человеку при сосредоточении взгляда на ней входить в экстатическое состояние, состояние созерцания, причем не только внешнего, но и внутреннего. Мы видим, что каждый крест, в зависимости от формы, имеет свой смысл, в том числе и крест тамплиерский.
КРЕСТ ТАМПЛИЕРОВ похож на мальтийский. Во всяком случае, тот крест, который обычно
называют тамплиерским. Представьте себе четыре одинаковых луча, обычно криволинейной формы. Считают, что он происходит от кельтского креста, и это дает многим авторам повод настаивать на тесной связи между предшественниками тамплиеров и древними ветвями кельтского рыцарства.
Мальтийский крест, или крест восьми блаженств
Тамплиерский крест с расширяющимися лучами
Тамплиерский крест, или пате
Именно такой крест тамплиеры носили на плече. Именно такой крест был выгравирован на оружии Великого магистра, а часто и на его щите, но это был не единственный их крест.
Есть много крестов, найденных в качестве символов тамплиеров, которые называют пылающими: их равновеликие лучи выходят из центральной точки, но, направляясь вверх, вниз и в стороны, они как бы бахромятся, словно языки огня, идущего в разных направлениях.
Пылающий крест
Мы сказали, что изначально крест носили палевом плече
. Это отражение еще одной очень древней традиции: в церемониале почти всех религий одна из позиций состояла в том, чтобы скрестить руки на груди или покрыть левое плечо правой рукой,символизируя защиту, которая связана со всеми силами, исходящими от физического тела.
С магнетической точки зрения считается, что физическое тело имеет зоны, различающиеся положительными и отрицательными зарядами. Левая часть тела имеет отрицательный заряд, то есть она пассивная, принимающая. Правая часть тела заряжена положительно, она активная, отдающая.
Таким образом, если правая рука, дающая, несущая силу, опирается на левое плечо, пассивное и принимающее, это становится символом защиты. И крест на левом плече был формой восприятия сильного воздействия самого символа креста через воспринимающее левое плечо, как будто тело открывалось, чтобы вобрать в себя эту силу.
Однако с течением времени тамплиеры, надевавшие под плащ накидку, своего рода тунику, похоже, начали носить крест и спереди, и сзади, и на груди, и на спине – как символ двойной защиты, с которым они не расставались. И он оставался с левой стороны плаща, поверх всего остального облачения.
Кресты, выбитые на стенах храма Гроба Господня
Иерусалим
При упоминании о крестах порой говорится, что Великие магистры и другие орденские руководители высокого ранга
в знак отличия от других рыцарей ордена носили на левом плече не привычный нам крест с равными лучами, но другой, особенный. Он, как считается, был похож на тот, что сегодня принято называть ЛОТАРИНГСКИМ КРЕСТОМ, – с двумя перекладинами, верхняя из которых более короткая. Но утверждать, что так оно и было, слишком рискованно – никто не находил ни подобных плащей, ни подобных символов.
Лотарингский,или патриарший, крест
Посох Великого магистра
Поскольку мы говорим о ВЕЛИКОМ МАГИСТРЕ, будет уместно подробнее рассказать о некоторых из свойственных ему СИМВОЛОВ.
ПОСОХ и ЖЕЗЛ. Посох
венчала сфера с крестом – в астрологии этот характерный символ обозначает Землю, хотя в геральдике его значение может быть другим. В геральдике он мог означать владычество, империю, ведь они мечтали о всемирной империи, в которой было бы два главы –император, который руководит политической сферой, ирелигиозный глава, который бы правил в духовной сфере. Этот символ в руках Великого магистра мог означать именно эту империю, это господство над миром.
Обычно говорят, что посох и жезл магистра соответствуют мечу и копью, которые были у каждого рыцаря. Однако вряд ли посох связан с мечом, а вот с чем он действительно связан – так это скорее с посохом и жезлом, которые имели боги и жрецы Египта и которые являлись типичными элементами их власти. ЖЕЗЛ (плеть) был орудием наказания, ПОСОХ (крюк) – средством притяжения, господства, приближения.
Их мы можем увидеть практически у всех египетских фигур, как у божеств, так и у фараонов. Есть множество изображений божеств со скрещенными на груди руками. В них они держат оба предмета: посох
(трость), верхняя часть которого иногда имеет форму округлого крюка – это крюк притяжения, и розги илиплеть.И в символическом смысле мы видим здесь значительное сходство с посохом и жезлом Великого магистра тамплиеров.
Считается, что Великий магистр использовал определенную ПЕЧАТЬ для придания законной силы документам и утверждения своих распоряжений, хотя в этом тоже нет уверенности. На печати был храм Соломона
или характерное изображениедвух всадников на одной лошади.ПАЛАТКА Великого магистра была круглой
, чтобы отличаться от других палаток, а своей формой она уподоблялась ротонде храма Гроба Господня в Иерусалиме.
ЗНАМЯ. На этот счет существует бесконечное количество версий. Считается, что знамя было прямоугольное, разделенное на две части – белую и черную – с красным крестом в центре. Символ этот довольно легко понять, поскольку белое и черное
представляютдуальностьв едином, то есть дуальность, преодолеваемую единством.Красный креств центре – символ жизни, достигшей этогоединства.
Но есть и другие версии, которые говорят, что не все так просто. Кто‑то утверждает, что знамя тамплиеров, знамя Великого магистра, носило имя Босеан.
Возможно, это было боевое знамя.
Знамя Великого магистра
изображают полностьюбелым с красным крестомв центре.
А боевой флаг тамплиеров был бело‑черным с крестом посередине и нес знаменитый девиз тамплиеров: «Не нам, Господи, не нам, а все во славу Имени Твоего».Видимо, это знамя считалось боевым штандартом Великого магистра или боевым знаменем, которое было центром объединения любой группы тамплиеров.
Если тамплиеры были в походе и разбивали лагерь, это знамя развевалось над шатром Великого магистра, обозначая центр лагеря. Если шло сражение, то там, где находилось знамя, был и Великий магистр, и тогда все рыцари ордена знали, откуда ждать малейшего движения или сигнала.
Вероятно, название «Босеан», или Буцефал, через свои цвета имело какое‑то отношение к той знаменитой лошади с двумя всадниками. Считается, что этим именем давние предки французов называли какую‑то особую породу лошадей, полученную от скрещивания двух пород, которая, в свою очередь, могла быть символом той самой лошади с двумя всадниками, или знамени, соединявшего два цвета – белый и черный. Цвета могли иметь отношение к астрологической символике: белый – Луна, черный – Сатурн, красный – сила Солнца и т. д.
Не оставляя тему креста, давайте посмотрим, как, согласно некоторым версиям, тамплиеры использовали свой крест, чтобы создать на его основе весь свой шифрованный алфавит
, который они вначале использовали в основном для своих финансовых векселей, имевших хождение по всей Европе. Он был нужен для отправки зашифрованных посланий, чтобы в одном командорстве можно было выплатить деньги, отданные на хранение в другом, чтобы путешественникам не было необходимости возить все эти деньги с собой.
Полагаем, что такой алфавит, поистине гениальное изобретение, должен был использоваться не только в вексельных письмах. Раз уж они владели таким символическим языком, то наверняка использовали его в самых разных целях
и в самых разных документах, которые не хотели предавать огласке.
Как строился этот алфавит? Говорят, что создавался он на основе креста, который тамплиеры носили, как сокровище, на груди.
Если мы представим базовый крест и продолжим его лучи, то получим крест с восемью концами.
Каждый из четырех лучей базового креста порождает четыре фигуры и заканчивается двумя углами. В результате получается восьмиконечный крест.
В нем заключены треугольники, ромбы, другие фигуры, имеющие линии разной толщины. В результате возникал целый ряд геометрических фигур, являвшихся буквами
этого АЛФАВИТА. Некоторые буквы представляли собой просто открытые углы, а их значение менялось в зависимости от того, куда этот открытый угол смотрел – вверх, вниз, вправо или влево – и имел он точку внутри или нет. Другие буквы получались из треугольников и ромбов. Так создавался алфавит, имевший 25 букв – по три на каждый луч восьмилучевого креста и N в центре.
Особое внимание обращает на себя наличие в этом алфавите буквы W, которой не было тогда ни в латыни, ни в других языках. Но буква W появляется в документах тамплиеров, находящихся сейчас в Парижской национальной библиотеке. Есть версия, что они использовали ее не просто как букву, но придавали ей другое значение, считали ее особым знаком, менявшим значение того слова, в котором она появлялась.
Нет недостатка в авторах, которые считают, что этот придуманный тамплиерами шифр использовался не только для составления векселей или секретных документов, но был настоящим МАГИЧЕСКИМ АЛФАВИТОМ. Они полагают, что он использовался для изготовления магических талисманов
, пентаклей, особых медалей с квадратами, заполненными цифрами и буквами. Из них создавались магические формулы, имевшие в основе своей определенные астрологические знания и служившие для защиты тех, кто их носил.
Есть и те, кто полагает, что знаки этого алфавита в действительности соответствуют знакам, которые применялись мастерами‑строителями
и использовались для пометок в документах.
Восьмилучевой крест, который берут за основу для создания алфавита, назывался также крестом восьми блаженств
. Он представляет собой геометрическую схему в духе восточной мандалы, которая, помимо всех других возможностей, даваемых секретным языком, служитдля концентрации и медитации. Оттого и назывался он крестом восьми блаженств – с намеком на то, что может принести медитация тому, кто на нем сосредотачивался.
Эти особые кресты известны еще с далекой древности и являются частью единой традиции, которая проходит через всю историю человечества. Геометрические построения могут базироваться на форме креста, на форме квадрата, на других геометрических схемах. Они в свою очередь делятся на меньшие фигуры, звезды, а от них уже происходят, например, огромные витражные розетки церквей, лабиринты (скажем, шартрский), медали‑талисманы, которые носили на груди, с целым рядом числовых значений.
Например, число 8 – восемь
концов креста. Восьмерка в этом аспекте играла рольсимвола духовного возрождения, символа Человека (а символом человека было числосемь), который приходил к своейхри~ стоподобнойсущности, внутренне объединялся с Христом, и через эту духовную реализацию можно было обрести восьмерку,число гармонии.
Изначальный крест, составленный из треугольников, несет в себе и символическую ценность самого ТРЕУГОЛЬНИКА. Этот символ тоже является очень древним, в Индии ему придавалось то же самое значение – значение равновесия двух противоположных сил.
Это противоположные силы (а), которые находятся на одной высоте и представляют бесконечное множество дуальностей, проявленных в нашей вселенной, от белого и черного до дня и ночи, добра и зла; и высшая точка (б), которая создает равновесие, гармонию между этими двумя силами.
Кроме того, треугольник всегда считали образом божества
,Святой Троицыи, как следствие, – образом духа, самого священного, что несет человек внутри себя.
У креста четыре конца, и число 4 тоже имеет свое символическое значение, оно представляет уже не духовное, а материальное: землю, основу, четыре направления пространства и любое четырехчастное деление, к которому мы привыкли, – четыре времени года, четыре направления (север, юг, запад, восток) и все четверичное, что всегда покоится на земных ценностях.
а) Две противоположные силы
б) Высшая точка
Есть один любопытный случай использования креста в качестве геометрической схемы
. Речь идет о древней церкви в Астурии (Испания), в городке Сантьянес де Правья. Когда в 1968 году ее начали реконструировать, под главным алтарем обнаружился интересный кусок камня, похожий на доску для игры в шашки и по виду напоминающий наши кроссворды.
Благодаря установлению последовательности и повторения букв удалось выяснить, как он выглядел изначально. Это был прямоугольник, разделенный на маленькие квадратики, 19 в ширину и 15 в высоту. В квадратики было вписано 285 букв, выстроенных так, что буква S находилась точно в центре, и в каком бы направлении мы ни читали, получалась одна и та же фраза: Silo princeps fecit («принц Silo сделал это»), которая позволяет датировать этот лабиринт, этот магический квадрат.
Если бы это была просто‑напросто какая‑то игра ума, не было бы смысла устанавливать этот камень в основании главного алтаря в средокрестии церкви. Возможно, он имел иной, более глубокий смысл.
Камень‑лабиринт, или акростих короля Сило
Является краеугольным камнем церкви Сантьянес де Правья, Испания
Это заставляет посмотреть внимательнее на Сило Астурийского, наследного испанского принца. В истории его не слишком высоко ценят, а вместе с двумя другими королями, Аурелио и Маурегато, называют «королями‑бездельниками». Они правили в промежутке между Альфонсо I Католиком и Альфонсо II Целомудренным, чья жизнь была отмечена появлением саркофага Святого Иакова.
Сило
правил с 774 по 783 год и, согласно некоторым версиям, был сыном мусульманской принцессы – обычное дело в ту эпоху. Однако хотя его называют королем‑бездельником, ему, судя по историческим свидетельствам, просто не слишком нравилась война. Он был одним из тех «ненормальных» для своего времени королей, кто любил учиться, был сторонником мира, строил монастыри и был страстным поклонником бенедиктинцев (вспомним, что именно бенедиктинцы собирали древние традиции, классические произведения и т. д.).
Среди церквей, которые Сило приказал построить для бенедиктинцев, была и та самая церковь, где нашлимагическую табличку. Подобные таблички, квадраты или другие фигуры – это часть древней традиции, которую тамплиеры, когда потребовалось собирать символы для собственной миссии, возрождают и применяют как традицию магически‑геометрическую.
Какой символ заключен в любом лабиринте? В данном случае есть одна любопытная деталь: начальная буква, та, что и находится в центре, – это буква S, а конечная буква на границе квадрата – Т, ею заканчивается слово fecit. S – символ змеи или мудрости.
Когда человек отправляется в путь из центра, центра священной мудрости, в поисках путей, воспроизводя тот самый лабиринт, который представляет собой человеческая жизнь, он в конце концов находит свой крест, свою истинную реальность, обретает сознание Человека, дух которого скован материей, но который имеет все возможности освободить его.
Алтарь в форме рогов
Кносский дворец
,Крит,ГрецияСегодня уже у всех на слуху, что мы живем в эру Водолея. Из‑за прецессии равноденствий каждые две тысячи лет наступает новая астрологическая эра, и на период между 4000 и 2000 годами до нашей эры приходится другая звездная эра – эра Тельца.
Эра Тельца отличается тем, что во время нее во всех известных нам религиях бытовали символы, связанные с быком. Это могла быть сама фигура быка или гораздо более абстрактные символы, имевшие к нему отношение. Вспомним, например, Крит и Минотавра, в Египте – быка Аписа, очищение, одухотворение быка, или крылатых вавилонских быков… В те времена этот образ был весьма распространен, и похоже, что отсюда идет древняя традиция использовать рога быка – не как изображение исламского полумесяца, что было одним из поводов для обвинения тамплиеров, но как символ той силы, того могучего животного, что являло собой образ теллурической энергии, объединенной с энергией неба. Символа небывалой силы порождения, сотворения.
На Крите
мы множество раз встречаем этот символ – рога быка, они находятся прямо над алтарем. В другом случае мы видим этот символ удвоенным в одном хорошо известном образе – КРИТСКОГО ТОПОРА, СЕКИРЫ: две пары рогов – одна смотрит вверх, другая вниз, и объединяет их вертикальная рукоять.
Эта критская секира имела любопытное название: лабрис, иначе говоря – лабиринт. Это соответствует критской традиции, согласно которой лабиринт составляет ось этой цивилизации и ее религиозных знаний; он был прорезан этим самым оружием, оружием магическим.
В целом, если подвести краткий итог, во всех этих цивилизациях существовало представление о том, что в лабиринте жизни, среди всех сложностей существования человек прокладывает себе путь секирой внутренней воли
, или, если выразиться другими словами, крестом своей внутренней реализации, реализации, которая осуществляется с помощью воли.
Секира (лабрис)
Анкх
Египтяне считали Тау символом жизни
и добавили к нему сверху округлый элемент – это означало здесь либо солнце, встающее на горизонте, либо голову человека, поднимающуюся над всеми трудностями. Сейчас этот символ называют АНКХ, для египтян это ключ жизни, тот самый ключ, которыйпозволяет открывать новые пути, так же как Тау, как секира, как все другие символы, которые имеют прямую связь с лабиринтом, где человек должен научиться двигаться вперед и находить выход.
Мы говорили о Бафомете, о несомненно алхимическом символе, который относится к другой древней традиции – традиции ГОВОРЯЩИХ ГОЛОВ. Хотя нигде это не объясняется подробно, однако на всем протяжении истории встречаются упоминания о говорящих головах, странных головах, которые могли издавать звуки, предсказывать будущее или давать советы, как поступить.
Обладание одной из подобных голов приписывали святому Фоме, Альберту Великому и папе Сильвестру II. И о других весьма интересных людях, принадлежащих строгой христианской традиции, говорят, что они имели в своем распоряжении подобные головы, хотя никто не объясняет, что же это было.
Этот Бафомет, эти говорящие головы представляли собой еще один символ тамплиеров, хотя найдена была всего одна голова, и то она не говорила, хотя на ней была какая‑то таинственная надпись, оставшаяся нерасшифрованной, а внутри – несколько косточек. Считается, что эти говорящие головы, если они издавали звуки, могут быть связаны с каббалистической традицией, с так называемым Големом.
Что некоторые мудрецы, посвященные, алхимики могли искусственным образом создавать живых существ, которые хотя и не вполне соответствовали тому, что мы привыкли считать живым существом, тем не менее могли говорить, общаться, улавливать и передавать мысли. Парацельс говорил о «гомункулах», созданиях, сотворенных искусственным путем благодаря особым познаниям.
Стоит вспомнить еще и о некоторых рисунках, которые обнаружили в замке Шинон (Франция), где некоторое время содержались плененные рыцари‑тамплиеры в ожидании суда. Там находились тамплиеры разного уровня – капелланы, войны, возможно сержанты и ремесленники, и все они процарапывали на стенах разные символы, разного типа «граффити», как их называют сегодня, которые, благодаря тому что были оставлены на камне, смогли продержаться 700 лет и не исчезли.
Естественно, что в этих знаках исследователи стремятся найти объяснения, как будто те люди хотели оставить что‑то – какое‑то послание, какую‑то запись, чтобы пришедшие сюда потом поняли, что они были здесь и пытались передать нечто через символы. Символы эти весьма разнообразны, и их не так просто интерпретировать.
Среди них есть несколько гербов благородных рыцарских родов. Возможно, это своего рода подпись: я был здесь, я принадлежу такому‑то роду. Есть традиционные христианские символы, а есть другие символы, восходящие к древнему знанию, – например, изображение полумесяца, по поводу которого мы можем теперь спросить себя, идет ли речь о луне или об одном из символов, что связаны с эрой Тельца, с секирой или быком.
В основном символы
располагаются по обе стороны от главного входа и над ним, а также в башне и у некоторых окон. Встречается много крестов, иногда отдельных, иногда над кругом, который внутри весь испещрен точками. Символ креста над кругом для тамплиеров мог быть символом империи, но мог также символизировать Землю как сосуд, обиталище, место, где все мы находимся. Были найдены различные ПЕЧАТИ СОЛОМОНА – два перекрещивающихся треугольника, направленных в разные стороны.
Верхний треугольник с вершиной, направленной вверх, есть образ божественной триады в человеке
. Нижний треугольник с вершиной, направленной вниз, представляеттри человеческих энергии,присущих внутренней природе человека, – иначе говоря, то, что человек имеет от минерального начала, от растительного и от животного.
Были найдены «S» в спирали, значение которых мы уже рассматривали.
Также был обнаружен восточный символ Инь‑Ян,
и нас не удивляет, что тамплиеры его знали. На их штандарте присутствовал тот же символизм белого и черного в их оппозиции друг к другу, и нет ничего странного в том, что мы встречаем здесь этот восточный символ, с которым они вполне могли познакомиться на Востоке и найти в нем сходство со своими собственными идеями, взаимопроникновение универсальных идей.
Мы видим также много изображений РУКИ. Это очень древний символ – мы встретим его даже в доисторических пещерах. И это символ магический, смысл которого простирается очень широко – от отдачи энергии правой рукой до знака благословения, связанного с изображениями религиозными, магическими, с волшебством, со всеми типами ритуалов. Хотя при этом мы не можем сказать точно, что означали изображения руки именно у тамплиеров.
В нескольких местах на каменной стене встречается изображение трех точек
, образующих треугольник (мы уже не раз объясняли, что это может означать).
Не раз встречаются изображение трех пересекающихся окружностей
, которые многие исследователи считают обозначением Троицы, но так как пересечение трех окружностей образует семь криволинейных треугольников, этатройка связана с семеркой, божественное связано с человеческим.
Было найдено также изображение сияющих сердец
, как будто это Священные Сердца Иисуса, излучающие свет или открывающиеся вверх, как цветок.
Также есть изображение секиры
Кроме того, есть отдельные буквы, заглавные латинские, – множество В, множество S, и мы не знаем точно, нужно ли понимать их как буквы или как их числовые значения
. Ведь мы не должны забывать, что тамплиеры, благодаря собранным из разных традиций знаниям, были знакомы с пифагорейскими дисциплинами и придавали большое значение сакральной математике. Вот почему нас бы не удивило, если бы в их магическом алфавите, секретном алфавите за каждой буквой скрывалось числовое значение. Так что неизвестно, в каком аспекте здесь использованы буквы – как буквы или как числа.
Граффити, оставленные на стенах узниками‑тамплиерами
Домм, Франция
Есть ЦИФРЫ, которые встречаются повсюду: 3, 6, 7, 9,12,13. Каков их смысл? Или мы будем придерживаться их универсального значения, или будем вынуждены признать, что не понимаем, почему эти цифры повторяются здесь…
ЗВЕЗДЫ, восьмиконечные звезды – их много, они могут быть напрямую связаны с собственным символизмом восьмилучевой звезды. Она вписывается в восьмиугольник, который, без сомнения, связан с восьмиугольником, лежащим в основании множества тамплиерских церквей.
СИМВОЛИЗМ ОРУЖИЯ. Мы видим множество изображений топоров, клещей, гвоздей Креста Господня, лестницы Страстей, хотя некоторые говорят, что символы эти выполняют двойную роль: религиозных символов и одновременно корпоративных символов мастеров‑каменотесов.
Наконец, добавим тайну – образ, который появляется у тамплиеров достаточно часто: символ ШИПА, связанного, конечно же, со страстями Господа нашего и его терновым венцом
. Но следует помнить и о том, что почти во всех тамплиерских командорствах‑побратимах (которые были связаны попарно и имели общую судьбу), во всяком случае во Франции, вблизи этих пар командорств обязательно находился какой‑тонаселенный пункт,название которого было связано либо с шипом (Espina), либо с терновником (Lespina).
Добавим к этому, чтоКовчегбыл построен из дерева терновника, чтоДевучасто называют лилией среди терний. И есть древнейшие традиции, которые приводят нас к сказке оспящей красавице, погруженной в сон в своем дворце, а дворец окружен широкой оградой из терновника, и нужен отважный рыцарь, способный преодолеть это препятствие и достичь цели, в данном случае – пробудить красавицу ото сна.
Собор Нотр‑Дам
XV в. Л’Эпин
,ФранцияВ любом случае, мы говорим о факте достаточно странном и не можем найти ему достаточных логических объяснений, но можем что‑то интуитивно почувствовать, уловить. Тамплиеры всегда были привержены библейской Книге Судей
и сделали множество ее переводов – похоже, эта книга пользовалась среди них особой любовью. Если обратиться к Книге Судей, даже в современных переводах, мы найдем одну фразу, которую я воспроизведу дословно. Там говорится: «Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами.
Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские» (Суд. 9:14‑15). Если здесь не кроется никакого символизма, то мы окончательно перестанем что‑либо понимать.
Потому что тот факт, что все деревья – большие и куда более сильные – приходят к терновнику и просят его править над ними, должен был иметь какое‑то отношение к тамплиерскому пониманию самопожертвования, преодоления трудностей: придите ко мне, чтобы я мог все преодолеть и превратиться через это в существо, стоящее вертикально, но превратиться раз и навсегда, окончательно.
Мы не знаем историю так хорошо, как нам кажется, и в ней куда больше темных мест, нежели проблесков. И если однажды мы захотим пролить на историю свет, для этого потребуется сделать немалое усилие, исследовать ее и снять с нее множество покровов.
Рыцари, отправляющиеся в крестовый поход
Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского.
Фрагмент (XIII в.). Национальная французская библиотека, Париж, Франция. Фото репродукции
X. Конец ордена. Процесс
Успех тамплиеров, их распространение вызывали у многих одобрение, а у многих, наоборот, зависть. Ситуация постепенно развивалась, пока, наконец, не подошла к ключевой дате – 13 сентября 13 о у года.
В тот день по приказу короля Франции Филиппа IV, известного как Филипп Красивый, арестовали всех тамплиеров на территории государства. Не было сделано исключения и для Великого магистра, который проведет в тюрьме семь лет, прежде чем будет сожжен на костре.
И все же это ключевая дата, поскольку именно с этого момента труд тамплиеров прерывается и особая миссия ордена, о которой мы уже не раз говорили, увы, сходит на нет. Иными словами, по прошествии боо лет необходимо признать, что это событие, как бы мы к нему ни относились, вызвало существенный поворот в истории западной цивилизации, и в особенности в истории Европы.
Король Франции Филипп IV Красивый в окружении семьи
Миниатюра. XIV в. Национальная библиотека Франции
,Париж.Фото репродукции
Мы уже говорили, что расширение ордена создало множество непростых ситуаций, много напряжения, и прежде всего потому, что столь специфическая манера тамплиеров проявлять себя шла вразрез с огромным количеством уже сформированных интересов.
Так, скажем, хотя тамплиеры не были против королевской власти
(вспомним, например, что королевская власть требовала от своих рыцарей быть знатными по происхождению), но все же они были против определенных форм проявления этой власти. И понятно, что власть чувствовала определенную угрозу, а с течением лет эта угроза становилась все более осязаемой.
С другой стороны, сеньоры‑феодалы
тоже ощущали угрозу. Присущий им дух изоляции и положение властителя, замкнутого в рамках своих владений и чувствующего себя господином всех окрестных земель, вполне могли быть в одночасье побеждены духом универсального единения, который пытались провести в жизнь тамплиеры.
Существовала довольно близкая опасность и для духовенства
, ведь многие из источников его дохода, источников власти в результате социальной деятельности тамплиеров сокращались.
Прибавим ко всему этому, что богатство тамплиеров
постоянно росло, в действительности или в глазах завистников, и порождало все большую их алчность.
И добавим возраставшую со временем зависть.
Мы видим на протяжении всей долгой истории человечества, что когда какая‑то организация или какой‑то человек растет, гораздо легче из зависти раздавить его, чем попытаться подняться на ту же высоту или двигаться на столь же высоком уровне. И с тамплиерами происходит то же самое: их будет уничтожать зависть, зависть, идущая отовсюду, с самых разных сторон.
Вот откуда возникнет, по одним соображениям, или по другим, или по всем причинам сразу, целый ряд псевдомотивов, имеющих одну цель – осудить тамплиеров. Для этой цели будет использовано множество средств, но все они не имеют ни малейшего отношения к истинным моральным принципам тамплиеров и к тому особому духу, который они за два столетия сумели вдохнуть в орден и в его членов.
Все аресты и сам суд представляют собой проявление злобы и враждебности. Это чувствуется в каждой детали – что было подготовлено, как все было предусмотрено, просчитано, чтобы не оставить ни единого шанса на спасение.
Заметим при этом, что не раз делались попытки получить власть над орденом тамплиеров, использовать его в своих корыстных интересах ввиду его огромной силы и огромного авторитета. Но как только становилось понятно, что тамплиеры не позволят себя использовать, те, кто старался это сделать, естественно, чувствовали себя обиженными и разочарованными. Так было в случае с императором Фридрихом II
Гогенштауфеном, который владел множеством земель на юге Италии и который, согласно своим представлениям о правах владетельного сеньора, хотел подчинить тамплиеров своей власти, но у него это не получилось, потому что тамплиеры никому и никогда не позволяли такого. Закончилось все тем, что Фридрих почувствовал себя уязвленным, начал открыт
Виды крестов
Исследуя исторические документы, можно встретить много изображений герба Тамплиеров, однако они будут разниться. Часто случается так, что и сам крест имеет не красный окрас, его изображали и в черном цвете. Интересно, что именно черно-белый цвет герба часто признают исконно настоящим, а красные пересечения линий отвергают последователи тайного ордена.
В летописях, частицах одежды, доспехах и других частичках военной амуниции, которые дошли до нас можно встретить самые разнообразные изображения креста Тамплиеров. На одном раздвоенные лучи, второй дополняет какие-то символы, да и местонахождение самой нашивки часто менялось.
Сейчас известно и научно доказано официальное существование нескольких официальных крестов тайного ордена:
- Лотарингский крест отличается от остальных вариантов герба двумя перекладинами, по легенде его создали из обломков распятия, на котором казнили Христа;
- Кельтский крест представляет собой пересечение двух линий под прямым углом, заключенных в окружность;
- Крест восьми блаженств имеет самый необычный вид, он состоит из четырех стрел, сходящихся к центру наконечниками. Этот вид использовался Тамплиерами реже всего.
Разновидности крестов
В наши дни используется в качестве герба ордена Тамплиеров равносторонний крест, который заключен в окружность. Значение всех символов предельно простое:
- сам крест символизирует единство четырех стихий.
- круг же считается символом солнца.
Принято считать, что выбравший для себя крест Тамплиеров как оберег должен иметь благоразумие в любой ситуации, воздерживаться от греховных искушений, обладать христианскими благодетелями. В свою очередь амулет наградит хозяина духовной силой, укрепит чувство справедливости, наградит дополнительно благоразумием.
Сейчас знак Тамплиеров часто объединяют с пентаграммой – пересеченными двумя треугольниками, которые образовывают пятиконечную звезду. Устранить преграды на жизненном пути, достигнуть поставленных целей быстрее и с минимумом трудностей поможет именно Тамплиерский крест в сочетании с пентаграммой.
Тамплиерский крест в сочетании с пентаграммой
Кто такие тамплиеры
Общество рыцарей-сановников возникло приблизительно в начале XII-го века, тайный орден был создан из бедных воинов, большинство из которых даже не имели возможности купить себе лошадь. Историки сошлись во мнении, что орден был создан после первого похода на святую землю рыцарей Рима, сразу их нарекли «Орден бедных рыцарей Христа», далее это название менялось и не единожды.
Рыцари тамплиеры готовятся к походу
Их величали:
- орден Храмовников;
- орден бедных братьев Иерусалимского Храма;
- орден Храма;
- орден рыцарей Иисуса из Храма Соломона.
Не зависимо от названия каждому ордену необходим был свой отличительный знак и не один, к ним относили:
Исходя из необходимости и появился флаг: красный крест на белом полотне. Было решено и герб сделать похожим, для этого крест поместили на белый круг. Такой символ был выбран не случайно, ведь рыцари были крестоносцами.
Крест Тамплиеров в первозданном виде
В самом начале существования тамплиеры действительно были бедны, так свидетельствуют дошедшие до нас хроники. Но потом орден стал одним из богатейших. Папа Римский награждал их после каждой победы земельными наделами, даровал золото и драгоценные камни, отвоеванные у неверных.
Потом Тамплиеры стали и сами зарабатывать, многие из них занялись торговлей. Именно рыцарям этого ордена приписывают создание первого подобия нынешнего банка, произошло это уже в конце существования ордена. В одной из стран паломник или купец мог сдать свои сбережения и ценности, а затем получить их аналог или денежный эквивалент при предъявлении специальной бумаги уже в другом государстве.
Орден Тамплиеров изначально создавался для защиты паломников, отправляющихся на священные земли Иерусалима для молитвы и поклонения. По истечению определенного периода времени крестоносцы принимали активное участие в войнах и походах тех стран, где были расположены части их братства.
Крестоносцы отправляются в тайный поход
Конец 20-тых годов XIII-го века стали для Тамплиеров роковым временем, Папа Климент V объявил их вне закона, а всех последователей отнесли к еретикам. В наши дни не разгаданы все тайны этого ордена, у крестоносцев по всему миру есть много последователей, которые стараются хранить память про них.
Последователи Тамплиеров
Символы круга и полумесяца, креста, лилии, лотоса, звезды
Остробрамская икона Божией Матери Располагается на городских воротах Вильнюса (Острой браме). Относят к XIV веку
- полумесяц рожками вверх;
- крест;
- стилизованные лилии (лотосы);
- звезда.
Подобные знаки и символы встречаются в других культурах и религиях разного времени.
Из книги АллатРа Анастасии Новых:
«Ригден: Совершенно верно, знаковая символика в тех местах наиболее богата и интересна для исследователя. Но всё-таки, для того, чтобы иметь о ней хотя бы общее представление и понять, откуда растут корни, лучше охватить более обширную территорию для сравнения знаков и символов: от Западной Сибири России до гор Индии, от иранских гор Загрос до Монгольского плато.
Анастасия: Да там один Алтай чего стоит по уникальности археологических находок и наличию аномальных мест. Хотя и горная цепь Загрос (территория современного Ирана) весьма загадочна, учитывая наличие многокилометровых известняковых пещер, которые тысячелетиями сохраняют не только свою природу, но и человеческие тайны, символы и знаки. А если рассматривать духовную историю поколений людей, проживавших в тех местах, то получаются довольно интересные сопоставления. Горы Загрос выходят с западной стороны к долинам Месопотамии — место расположения шумерских городов-государств в IV–III тысячелетиях до н. э. Опять-таки культура шумер связана с теми же основными знаками и символами, что и у других древних народов. А некоторые их священные сказания, например, о потопе, райском острове, позже были заимствованы еврейскими жрецами при составлении текстов, впоследствии включённых в Библию, но, естественно, без ссылки на шумерскую цивилизацию как первоисточник.
Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить о пророке Заратуштре, проповедовавшем учение об Ахура Мазде на этих территориях Древней Персии (в I тысячелетии до нашей эры), которые находятся как раз в горах Загрос. Ведь на основе этого учения была создана священная книга «Авеста» и религия зороастризм, оказавшие существенное влияние на многих людей последующих поколений не только тех мест.
Насколько мне известно, эта идейная концепция зороастризма в своё время была очень популярна на Востоке и оказала влияние на формирование таких массовых религий, как манихейство, митраизм, иудаизм, а также христианскую секту катаров, быстро распространивших своё влияние в Западной Европе в XI–XIII веках нашей эры, религиозные воззрения которых Римско-католическая церковь считала «опасной ересью»…
Так, эта цепочка открытий становится с каждым разом всё интересней… Далее археологическая культура Мергар у подножья гор Сулеймания (территория современного Пакистана)…
Ригден: Древнейшие культуры Индостана в бассейне реки Инд? О да, это были весьма интересные времена в плане активации знаков…» [1].
Восьмиконечная звезда:
«Внимательному человеку достаточно посмотреть на архитектуру священных сооружений: храмов церквей, других культовых строений, построенных как в древности, так и сейчас, находящихся на разных континентах, принадлежащих разным религиям. И он увидит, что в них отражены одни и те же основные духовные символы. Зачастую такие постройки представляют собой архитектурные решения в виде трансформации квадратной формы (означающей всё земное, человеческое) в сферическую (небесное, духовное), что, как я уже говорил, символизирует духовный рост, преобразование конструкции человека. По сути, это символ союза четырёх Сущностей человека, достижения их единства при главенствовании Души и её последующем освобождении. А последнее в архитектуре священных сооружений изображали в виде куба или символического обозначения его восьми вершин (часто, как навершие — восьмиконечную звезду). Позже прототип куба стали изображать в виде восьмиугольника, благодаря которому квадрат башни соединялся с кругом купола, как символ окончательной трансформации, качественного преображения природы человека и его выхода в духовную сферу.»
Лилия (лотос)