Мастер-класс «Куклы обереги». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Амулеты

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «оберег для семьи». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Белла Айрапетян
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи»

Задачи:

Познавательные: Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Развивающие задачи: через игрушку познакомить с историей, традициями на Руси и приобщать к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народной культуре, эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Методы и приемы: беседа с детьми, индивидуальное проектирование деятельности, познавательный диалог, практическая работа

Оборудование: интерактивное оборудование, презентационный материал, аудиозапись русской народной музыки. По количеству детей — ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник, двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см, косынка по диагонали 40-45 см, хлопчатобумажные нитки, фурнитура для украшения (тесьма, лента).

Интеграция: художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое

Аудиозапись№1

Под русскую народную музыку в зал заходят дети и присаживаются на стулья. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: — Здравствуйте ребята! Вы любите играть в куклы?

Дети: — Да любим!

В.: — А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры?

В далекие времена, их придумали для защиты людей и их жилища от бед, и назвали куклы-обереги.

А вы знаете, что такое куклы-обереги и как они выглядят?

Д.: — Нет, не знаем.

В.: — Сейчас вы все узнаете. Но прежде я хочу вам сделать сюрприз (показывает корзину с цветными клубками). Эти клубочки не простые, а волшебные! Они нам помогут отправиться в путешествие, в далекое прошлое.Скажем все громко волшебные слова:

Катился клубок

Мимо огорода,

Мимо сада,

Мимо города.

Кто поймает,

Тот все узнает.

Воспитатель бросает по одному клубочку каждому ребенку.

В.: Молодцы! Ой, слышите ребята! Что это за звук? Он доносится из корзинки. (Воспитатель смотрит в корзину и достает из нее клубок ниток)

Ребята, когда мы произнесли волшебные слова, один клубок ожил.

Клубок: — Здравствуйте ребята! Спасибо, что разбудили меня. А раз я проснулся, послушайте,что я вам поведаю:

Слайд № 1 (на экране сени в русской избе)

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них – шитье кукол – оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

В древние времена, придумали наши предки куклы.

Славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности» и называли их куклы-берегини.Например:

Слайд № 2

Кукла «Купавка». На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Слайд № 3

Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») — это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

Слайд № 4

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье.

Слайд № 5

Куклы «День и Ночь»куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют, вперед, светлую, а ночью – темную.

Слайд № 6

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье, а, обретая черты лица, теряет свои магические и обережные свойства.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Куклы-обереги оставались в русской избе на всю жизнь. Таких кукол-оберегов на Руси было очень много. Их изготовлением занимались только женщины, создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например: на лад в семье).

Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань. Одеяние таких кукол было очень простым, незатейливым.

В.: — Ребята, а вы хотите сделать свою куклу-берегиню, которая будет не только украшать ваш дом, но и приносить радостные вести, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

Д.: — Да!

Клубок: — Вот и хорошо, вот и ладненько! А мои ниточки помогут ребятам в этой не легкой работе.

В.: — Но, для того чтобы у нас получились красивые куклы нам надо размять пальчики и сделать гимнастику.

Физкультминутка для пальцев рук:

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

В.: — Молодцы ребята! А сейчас мы приступим к работе.

Аудиозапись № 3 (Звучит народная музыка.)

Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.

Белый лоскут скатываем в трубочку и обозначаем ладонь красной ниткой.

Привязываем скатанный в трубочку лоскут ткани (руки) к ручке ложки ладошками вверх.

Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.

Опускаем юбку, надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан. Кукла готова. Ребята, мы с вами сделали такую сложную работу и вы, наверное, устали!Предлагаю отдохнуть и сделать всем вместе релаксационные упражнения для мимики лица:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивляюсь, расслабить.

2. Нахмуриться (сержусь)— расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас)— расслабить веки (лень, хочется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаю) – выдохнуть, расслабиться.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабить.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабить.

8. Оскалить зубы (африканская ярость)-расслабить щеки и рот.

9. Оттягиваем вниз нижнюю губу (отвращение) и расслабить.

А теперь, когда вы сделали свои куклы, давайте придумаем им имена (дети придумывают и называют имена кукол). Большое спасибо вам ребята за внимание и за вашу работу. Желаю, что бы куклы, сделанные вашими руками, приносили вам удачу и хранили всю вашу семью!

Мастер-класс «славянские куклы-обереги и их значение». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Анастасия Брёхова
Мастер-класс «Славянские куклы-обереги и их значение»

ГМО в детском саду «Золотой петушок» город Лобня

2021г

Мастер-класс

Выполнила Брёхова Анастасия Вадимовна

Славянские куклы-обереги и их значение

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Но на самом деле эти особые рукодельные амулеты могут послужить нам и сегодня. Во времена язычества они были обязательным атрибутом каждого славянского дома. Кукол делали на праздники, важные события и по другим особым причинам.

Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их использованием. Вооружившись этими знаниями, вы сможете применить их в собственной жизни, изменив ее к лучшему.

История появления кукол оберегов

Славянские куклы обереги появились очень давно. Наши праотцы верили, что Мир состоит не только из человеческих земель, но и мест обитания светлых и темных богов. Они поклонялись светлым богам, просили их о защите или исполнении желаний, опасаясь темных. Побаивались они не только Чернобога,но и его приспешников: сильных демонов, более слабых духов, прислуживающих ему людей – ведьм, колдунов.

Вознося молитвы и принося дары языческим божествам, славяне дополнительно изготавливали различные обережные предметы. Именно так появилась первая кукла.

Народная кукла оберег выполняла разные цели – приносила в дом достаток, привлекала любовь, помогала зачать ребенка или защитить близких от злых сил.

История куклы-оберега на Руси началась с простейших подручных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно к ним стали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок изготавливались только из материи. Во времена язычества многие занимались изучением трав. С их помощью славяне лечили, изгоняя болезни и нечисть, продляли молодость. Поэтому нередко такие обереги набивали высушенными травами, что усиливало его магические свойства.

Над ними работали опытные женщины, много повидавшие на своем веку. Чаще всего это были бабушки-прабабушки, но порой изготовлением оберегов занимались матери семейства. Мешать им строго запрещалось. Рукодельница должна была полностью сосредоточиться на процессе. Необходимо было сделать куколку за раз, не растягивая это дело на несколько этапов.

К таким амулетам относились с большим почтением и передавали их по наследию от матери к дочке.

Виды кукол на Руси

Некоторые до сих пор воспринимают куклы, как обычные игрушки, думая, что они сгодятся только чтобы развлечь ребенка. Другие относятся к ним с большим почтением, веря, что игрушки помогают подготовить ребенка к взаимодействию с обществом. И только меньшинство знает, что раньше ляльки выступали в роли магических предметов.

Все славянские куклыделились на три вида:

— игровые;

— обрядовые;

— обережные.

Каждый из этих видов имел свою задачу и правила использования.

Игровые детские куклы

Детские игровые куклы славяне делали в виде людей, животных и даже птиц из дерева.

Самыми простыми в изготовлении считаются детские. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость. Материалы выбирались самые разные, но чаще всего это было дерево. Делали эти игрушки в виде людей, животных и даже птиц.

Обрядовые куклы на Руси

Чучело на Масленицу — яркий пример обрядовой куклы у славян.

Этот подвид мастерили исключительно к определенному событию. Не только для таких важных праздников, как Масленица или Ивана Купала, но и для семейного торжества. К примеру, родов. Это болезненный и опасный процесс, отнимающий у матери силы. Не способная в такой важный момент защитить ребенка, женщина может переложить эту задачу на Кувадки. На свадебное торжество молодожены тоже получали в подарок обрядовые куклы, называемые Неразлучниками. Такой оберег укреплял любовь и помогал сохранить семейное счастье. Куклы для праздников обычно украшали специальными магическими символами – чаще всего коловратами.

Обережные куклы славян

Обережная кукла или же Защищающая может быть нескольких типов – индивидуальная или семейная. Первая делалась для конкретного члена семьи. Обычно для женщины, ведь именно она отвечает за продолжение рода и потому должна быть здорова. Вторую изготавливали для всей семьи. С ее помощью защищались от зависти соседей, разлучниц и темных сил.

Из чего делаются славянские куклы

Славянские куклы изготавливались из природных основ. Иначе быть не могло, ведь тогда не существовало таких искусственных материалов, какие есть сейчас. Но даже если бы они были, никому б и в голову не пришло использовать их для создания талисманов.

Славяне уважали и любили природу, а потому считали, что природная основа станет самым лучшим выбором для оберега. Она передаст ему свою силу. Для нательных украшений, защищающих от всевозможных неприятностей, выбирали дерево. Но обережные куклы из него не делали – только детские игрушки.

Славяне отдавали предпочтение природным материалам в изготовлении оберегов.

Русская кукла-оберег выполнялась мастерицами по шитью, вязанию или вышиванию.Поэтому чаще всего для нее использовали рукодельные принадлежности: ткани, нитки, ленточки, шнурки, бусины, пуговицы. Иногда лозу или ветки деревьев.

В некоторых случаях добавляли специальный наполнитель – золу, крупы или травы. Подбирали его в соответствии с целью, которую хотели достичь. Зернышки прятали в куколку, когда хотели приманить достаток – чтобы на столе всегда была еда. Золу – чтобы отвадить нечисть, а травы для очищения энергетики или профилактики болезней.

Решив сделать талисман своими руками, не спешите с этим. Тщательно обдумайте, для каких целей он вам нужен, а потом изучите правила его изготовления. Это серьезная задача, требующая внимательного подхода.

Самые известные куклы-обереги

Кукла-оберег была важным элементом славянской культуры. Их расставляли на видные места в доме, клали в детскую колыбельку, а иногда и носили с собой. Узнав о том, какие есть славянские куклы обереги и каково их значение, вы сможете сделать такую себе и своим родным, продолжив традиции предков.

Зольная

Зольная кукла помогает оберегать дом от нечистой силы, привлекает в него благополучие. Название оберега происходит от слова «зола», ведь именно ее использовали в качестве наполнителя. Горстку золы из печи укладывали в кусочек ткани, из которого затем делали шарик – это была голова.

Отличительная особенность Зольной – полное отсутствие волос на голове. Не делали ей и головного убора. И передавали следующим поколениям вместо сожжения.

Травница-Кубышка

Кубышка-Травница помогала очистить воздух в доме. Ставили ее в местах, где ощущался энергетический застой. Если кому-то плохо спалось, то оставляли на ночь около этого человека. Оберег распространял приятный травяной аромат, способствующий нормализации сна.

Использовали Травницу и для отвода болезней – цепляли на колыбель ребенка. В отличие от Зольной, ей заполняли специальным содержимым не голову, а туловище.

Пеленашка

Дети более беззащитны перед злом, чем взрослые. Чтобы защитить своих потомков от тьмы, славяне изготавливали для детей куклы Пеленашки. Такие обереги клались прямо в колыбель. Они отводили от малышей болезни и неприятности, забирая их себе.

Неразлучники

Куклу Неразлучники не делали самостоятельно. Но их можно было получить в подарок на свадьбу. Его дарили близкие родственницы – это могли быть матери или бабушки со стороны любого из молодоженов.

Неразлучников легко распознать по одному бросающемуся в глаза признаку – руки, которыми они держатся друг за друга, сплетены в одну, что символизирует крепкий союз. Выполнялся оберег из разных материалов – соломы, ткани или ниток.

Желанница

Смысл, вложенный в куколку Желанницу, можно легко угадать по ее названию. Но не спешите выписывать на листок с десяток желаний. Она может исполнить только одну просьбу. Поэтому лучше сосредоточиться на самом важном.

Чтобы Желанница поняла, что от нее требуется, после ее создания поговорите с ней. Расскажите в подробностях, что хотите получить. Делать это нужно перед зеркалом. Когда мечта превратится в реальность, сожгите оберег, а перед уничтожением поблагодарите за хорошую работу.

Очистительница

Очистительницу использовали для исцеления от физических заболеваний и хворей, навеянных злыми духами. Оберегом для семьи она никогда не выступала – делали ее специально для заболевшего человека. Он или его близкий родственник должен был мысленно перенести все плохое на предмет во время создания куклы.

По завершении работы над ней проговаривали заговор: «Пусть уйдет с меня на тебя все лихое, забирай себе злое, чужое». Затем оставалось только сжечь ее подальше от дома и болезнь вскоре отступала.

Десятиручка

По традициям Десятиручка дарилась молодым женщинам, вышедшим замуж. Десять рук у нее не случайно. Считалось,что подобный оберег поможет молодой хозяюшке все успевать: за детьми смотреть, готовить есть, убирать.

Десятиручку изготавливали только из соломы. Голову куколки украшала косынка, а туловище – нарядный передник. Одним из основных цветов был красный, символизирующий жизненную энергию и процветание.

Кукла День Ночь

День Ночь, как и Неразлучников, тяжело спутать с другими. Это двухсторонний оберег.Сделать его можно несколькими способами: взять две отдельные фигурки и скрепить друг с другом спиной к спине. Или же сделать одну фигурку с двумя лицевыми сторонами.

Один бок символизирует день, а другой – ночь. Главная задача такого оберега – отслеживать привычный порядок вещей. День Ночь бдит смену дня и ночи, смотрит, чтобы ночь была для обитателей дома такой же спокойной и благоприятной, как день. В светлое время суток лицом к жильцам поворачивали дневной облик, а в темное – ночной.

Толстушка

Толстушка станет хорошим амулетом для каждой женщины, мечтающей создать полноценную семью. Образ Толстушки – взрослеющая девочка. Использовали ее для того, чтобы помочь забеременеть. Славяне верили, что длинная коса куклы помогала привлекать душу ребенка.

Если по прошествии года супружеской жизни женщина не могла зачать наследника, родственницы изготавливали для нее такой оберег. Делать его могли только родичи по женской линии – мать, бабушка или прабабушка, но не сестра.

Подорожница

Славяне делали обереги не только с расчетом на защиту дома, но и пытались защитить родных, находящихся за его пределами. Так они изготавливали амулеты для путешественников.

Подорожница защищала человека в пути. Обеспечивал это особый ритуал, связанный с небольшим мешочком Подорожницы. В него клали горсть земли с родных краев – считалось, что это дает человеку силу. Кроме нее в мешок добавляли зерна или хлебные сухарики – благодаря этому путник никогда не голодал.

Птица Радость

Славяне считали, что весна приходила не сама – ее приносили на крыльях птицы. Для того, чтобы скорее призвать цветущую пору, они изготавливали особую обрядовую куклу – Птицу Радость. Она с головы до низа была покрыта птичками, символизирующими весну, удачу и счастье.

Птиц нужно сделать нечетное количество, а одну из них обязательно нацепить куколке на голову. Головной убор, косынку, тоже старались выполнить в форме птицы – с крылышками по бокам и клювиком сверху.

Ведучка, или ведущая в жизнь

Ведучку изготавливали женщины, познавшие радость материнства. Одной из самых важных женских задач считалось продолжение Рода. Женщина должна была не только выкормить ребенка, питая его своими соками, но и воспитать его.

Ведучка помогала в этом нелегком деле, поддерживая мать и обеспечивая контакт с ребенком. Внешне оберег выделялся среди остальных – фигурка там была не одна, а две. Мать с ребенком. Руки женщины и малыша объединены, что означало крепкую духовную связь между ними.

Куклы Крупеничка и Мужик Богач

Крупеничка, еще называемая Зернушкой, помогала кормить семью. Не только в переносном смысле, но и в прямом. Делали ее после сбора урожая, наполняя скрытый внутренний мешочек зерном. Когда семье было нечего есть, женщины доставали из него зерна и пускали на обед. Делали так не только в период голода, а регулярно, заменяя старое зерно на новое.

Крупеничка считалась главной в паре, но сопровождающий ее Мужик Богач тоже важен. Он помогал в финансовом плане. По сути, этот парный оберег есть образом счастливой славянской семьи – умелой хозяюшки и кормильца семьи.

Баба Яга

Многие ассоциируют Бабу Ягу со злым персонажем, но на самом деле это не совсем верно. Даже в народных сказках, дошедших до нас, старая колдунья иногда выступает в роли помощницы, выручающей героев из всяческих неприятностей.

Баба Яга не только хорошая советчица – она может стать хранительницей очага. Ее вешали на входную дверь или на окна дома. Так она отметала от дома своей метелкой всякую гадость – видимую и невидимую.

Рябинка

Одним из самых почитаемых деревьев у славян была рябина. Это повлияло на возникновение такого оберега, как кукла Рябинка. Изготавливали ее осенью. Основой для Рябинки служила крестовина из настоящей рябины – это делало оберег мощнее.

Такой талисман защищал от зла, оберегал семейное счастье и поддерживал в доме атмосферу любви.

Благополучница

Благополучницу дарили друзьям и родственникам, чтобы привлечь в их дом достаток и процветание. Достаток в этом случае понимается как богатство. Но желали не столько денег, сколько того, что на них можно купить – еды, наполнившей весь стол, одежды для каждого члена семьи, полезных бытовых предметов.

Успешница

Успешница представляла собой мотанку с обязательным атрибутом – сумкой. Этот предмет символизировал успех в делах. Какие именно дела должны быть успешными – решал сам хозяин ляльки.

Чтобы стать успешным, прямо скажите оберегу о том, что хотите получить. Например, попросите его о замужестве или деньгах. Если нужна финансовая поддержка, положите в сумочку купюру.

Колокольчик

Колокольчик сообщала добрые новости. Она не только предупреждала о хороших вестях, но и притягивала их. Обладатель такого оберега чаще находился в хорошем расположении духа, больше веселился и получал от жизни много радостных событий. Для Колокольчика характерна одежда из трех юбок, напоминающих елочку.

Спиридон Солнцеворот

Спиридон Солнцеворот относится к ряду обрядовых кукол. Изготавливали его к празднику Солнцеворота. Такой оберег делали с определенной целью – привлечь в жизнь перемены. Но не какие угодно, а такие, которые хотелось бы получить.

Колесо, находящееся в руках Спиридона, символизировало жизнь. Славяне верили, что, благодаря ему можно повернуть жизнь в правильном, нужном, направлении. Такой амулет будет одинаково полезен любому полу и принесет счастье в любой из выбранных сфер.

Правила изготовления кукол оберегов

Обереговые куклы нельзя изготавливать, как обычные игрушки. Это гораздо более серьезное дело, требующее не только учета самочувствия мастерицы, но и подбора материалов, инструментов, а также способа изготовления.

Обережную куклу нужно делать с позитивными мыслями и в хорошем настроении.

Рукодельницам, решившим собственноручно постараться над оберегом,нужно придерживаться таких правил:

— Работайте над оберегом только когда у вас хорошее настроение и самочувствие. Даже простая головная боль, не говоря уже о хронических болезнях, считается весомым поводом отложить роботу.

— Во время такого сакрального рукоделия нужно мыслить позитивно. Положительные мысли и эмоции помогут оберегу набраться сил и быстрее приступить к выполнению своей задачи.

— Следите за лунным циклом, когда принимаетесь за дело. Талисманы должны изготавливаться на растущую луну.

— Наверное, вы заметили, что у всех мотанок нет лица. Связано это, конечно, не с ленью, а с суевериями. Наши предки считали, что куклы с чертами владельца, могли стать прибежищем для нечисти. Чтобы защититься от нее, они не делали им лица, оставляя их пустыми. Так поступали не только с обережными и обрядовыми куклами, но и с игрушками.

— При изготовлении тряпичных кукол нельзя использовать острые предметы. Нынешним рукодельницам покажется невероятным отказ от иголок и ножниц, но таковы правила. Их несоблюдение превратит оберег в обычный предмет, лишенный магической силы.

— Сейчас натуральные ткани используются редко из-за своей непрактичности. Но присутствие синтетических материалов в талисманах недопустимо.

Кукла-оберег, изготовленная в соответствии со всеми старославянскими верованиями, станет полноценным защитником и наполнит вашу жизнь всеми благами.

Как расстаются с куклой оберегом

Обережные куклы нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Обережная кукла – это нечто большее, чем обычная детская игрушка. Такая кукла требует к себе трепетного отношения по всем параметрам. Ее нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Наши предки передавали самодельные талисманы из поколения в поколение, практически не выкидывая их. Однако в некоторых случаях это приходилось делать. Более того, иногда уничтожение амулета было обязательным действием.

В каких ситуациях нужно избавляться от оберега:

1. Он износился. Это больше относится к тканевым оберегам, чем к соломенным. Потрепанная ткань или вылезшая из нее ниточка не считаются серьезным препятствием к использованию. Но когда оберег буквально распадается на глазах, так, что его невозможно починить, лучше расстаться с ним.

2. Перестал работать. Куклы, изготовленные с целью отводить от человека или его семьи беду, приходят в негодность быстрее других. Внешне они могут быть как новые, но внезапно перестают работать. Такое случается, когда амулет принимает на себя мощный удар отрицательной энергетики, нанесенный злым колдуном. В этом случае следует положить его в соль, чтобы очистить. Или попробовать провести ритуал очистки огнем, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не начался пожар. Если очищение не помогло, остается лишь один выход – закопать в земле или сжечь.

3. Среди народных кукол встречались и те, что требовали обязательного уничтожения после выполненной ими миссии. Например, Желанница. Когда она воплощала сокровенную мечту человека в жизнь, ее сжигали.

Зная об этих славянских обычаях, вы сможете легко ориентироваться в том, как прощаться с куклами-оберегами.

Но здесь важно не забывать о некоторых особенностях:

— Перед сожжением или закапыванием попрощайтесь с куколкой. Это может быть привычный нам разговор или мысленная беседа. Скажите спасибо за все хорошее, что она вам принесла.

— Обращайте внимание на свои эмоции при расставании. Если куклу не хочется отпускать, скорее всего, ее время еще не пришло. Очистите оберег от негатива и продолжайте использовать. С амулетом, выполнившим свою миссию, прощаются с легким сердцем, без сожаления.

— Кукол, помогающих притягивать богатство, благополучие или любовь, не обязательно полностью уничтожать. Можно распустить, использовав материалы для других целей. С защитницами от болезней, колдовства и несчастья, так поступать нельзя. Их сжигают как можно дальше от дома.

Расставаться с полюбившимися оберегами, принесшими счастье, грустно и больно. Но делать это необходимо. Не храните поврежденные или переставшие работать амулеты на память, ведь таким образом вы будете способствовать задержке негатива около себя.

Мастер-класс «Славянские куклы-обереги и их значение»

Проект мини-музея бабушки арины «куклы-обереги». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Наталья Видяйло
Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»

Вид проекта: Творческий, познавательный

Длительность 1 месяц

Образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

Возрастная группа

Подготовительная

Актуальность

В современном мире меняется жизненный уклад и забываются традиции народа, его национальные особенности. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети почувствуют себя частью русского народа, смогут ощутить гордость за свою страну.

Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и тренируют память.

Кукла является первой игрушкой ребенка, поэтому она близка и понятна ему. Рукотворная тряпичная кукла это часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол конечно же дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла это зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Во время занятий с народной куклой можно просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. В процессе занятий у детей формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика, все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Цель: Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы средствами музейной педагогики

Задачи:

•Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире

Знакомить детей с историей народного быта, традициями на Руси через народную игрушку;

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

Привлечь родителей и детей к поисково-исследовательской работе;

Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями;

Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т. д.);

Развивать мелкую моторику детей, обогатить тактильную и сенсорную сферы их деятельности;

Развивать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление;

Воспитывать патриотические чувства, интерес к культуре народа России;

Обогатить предметно-развивающую среду детского сада: создать мини-музей куклы;

Принципы решения задач проекта:

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребёнка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности;

Принцип последовательности

Ожидаемые результаты проекта:

знания детей

понятия «Тряпичная кукла»

названия кукол

характерные особенности внешнего вида тряпичных кукол и их назначение

история возникновения тряпичных кукол

процесс изготовления кукол

умения детей

изготовление кукол своими руками

составление описательных, творческих рассказов о кукле

Продукт реализации проекта:

•Создание мини-музея народных тряпичных кукол в подготовительной группе ДОУ

• Паспорт мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».

• Альбом «Куклы-обереги»(совместные рисунки детей и родителей)

• Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

• Презентация проекта для педагогов и родителей

Научные чтения (рассказы детей о куклах-оберегах для гостей мини-музея)

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

Цель: Формирование мотива у детей и родителей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение объектов и методов исследования, подборка необходимого материала по теме проекта.

Содержание:

— Формировать мотив для работы по проекту Мини-музей «Мини-музей бабушки Арины» у специалистов, детей, родителей.

— Подобрать материал совместной деятельности с детьми.

— Подобрать фото-материал, иллюстрации, альбомы, художественную и методическую литературу.

— Подборка пальчиковых, дидактических игр,стихов,потешек по теме.

— Оформить наглядную информацию для родителей.

II этап – практический.

Цель: Знакомство с разнообразием тряпичных кукол.

Содержание работы по образовательным областям:

Физическое развитие:

Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня» и. т. д.

Пальчиковые игры:

«Наперсток»

«Не плачь, куколка моя»

«Катины куклы»

Художественно-эстетическое развитие:

Хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»

Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

Аппликация «Украсим кукле сарафан».

Занятие «Иголочка и ниточка».

Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).

Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Изготовление куклы «Пасхальная голубка»

Разучивание русских народных хороводных попевок.

Слушание аудиозаписи русских народных песен.

Развлечение «Крещенский вечерок»

Обрядовый праздник «Масленица»

Народный праздник «Светлая Пасха»

Познавательное развитие:

Интерактивное занятие «История куклы»

Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой»(игровые, обрядовые, обереговые).

Исследование куклы: Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

Беседа «Знакомство с жизнью и бытом предков», «Какие бывают куклы,

«Почему у куклы такое имя

Рассматривание кукол в народном костюме.

Просмотр презентации «Русская народная кукла».

Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

Беседа «Праздник Пасха», «Масленица», «Святки»

Речевое развитие:

Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве»

Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле

Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Дидактическая игра «Закончи узор».

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Дидактическая игра «Что из чего».

Настольно- печатные игры:

«Парочки»

«Собери куклу из геометрических фигур»

«Четвёртый лишний»

«Подбери по силуэту»

Работа с родителями

Конкурс «Кукла-оберег»;

Помощь в создании мини-музея «Мини-музей бабушки Арины»;

Проведение консультаций и мастер-классов по теме.

Мастер-класс для родителей «Народная кукла своими руками»

IIIэтап — заключительный :

Создание в группе мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

Посещение музея детьми других групп и родителями.

Презентация проекта «Мини-музей бабушки Арины»

Вывод:

1 .В ходе реализации проекта было отмечено активное и заинтересованное участие детей и родителей к данной проблеме

2. Впечатления детей от полученной информации о тряпичных куклах нашли отражение в изобразительном творчестве и играх детей

3. Был создан мини-музей тряпичных кукол «Мини-музей бабушки Арины»

Перспектива проекта:

1. Продолжать работу по сбору информации о тряпичных куклах;

2. Продолжать сотрудничать с родителями воспитанников;

3. Пополнять экспонатами мини – музей.

4. Сотрудничать с социумом (краеведческий музей, библиотека, колледж культуры и. т. п)

Список литературы

1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

2. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

3. А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

4. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

5. Дудникова С. А. «Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников» журнал Воспитатель № 3 2021г.

6. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».Санкт-Петербург, изд. «Детство-пресс»,2000г

7. Аполлонова Н. М. ««Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»Н. Новгород,1991г.

Источники:

*http://www.krupenichka.ru/interesnoe/osobennocti-kostuma.html

*http://www.rukukla.ru/

*http://www.oxanafa.ru/narkykla/46-kuvadki.html

*http://letopisi.ru/index.php/Кувадки,_народная_кукла

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий