Фрейя – богиня войны и страсти

Амулеты

Мифы о фрейе

Один из наиболее распространенных сюжетов, связанных с богиней Фрейей – это описание ее соколиного оперения. Нет мифа, который рассказывает о том, как Фрейя получила этот уникальный артефакт, но известно, что, надевая это оперение, богиня может обращаться изящным соколом, что летает быстрее ветра и может перемещаться меж мирами подобно семиногому скакуну Одина Слейпниру.

Другой, во многих аспектах гораздо более интересный миф, повествует о том, как богиня Фрейя получила ожерелье Брисингамен (его иногда называют ожерельем Брисингов). В Эддах нет этого мифа, по всей видимости, он появился приблизительно в XV веке (впервые мы встречаем его в трактате «Sottr Thattr», который был написан в 1400 году).

Согласно мифу Фрейя гуляла по Мидгарду и наткнулась на пещеру, которая привела ее в мастерскую Брисингов (братьев-гномов, которых звали Двалин, Берлинг, Грер и Альфригг). В этот момент гномы как раз закончили делать Брисингамен, золотое ожерелье исключительной красоты.

Фрейя не устояла перед великолепием ожерелья, но Брисинги согласились отдать его лишь в том случае, если богиня проведет ночь с каждым из них. Фрейя согласилась, но вскоре об этом стало известно Одину (который на тот момент, как утверждает легенда, был ее «официальным» мужем).

Разумеется – благодаря вездесущему Локи, который проследил за богиней! Разгневанный Один поручил богу огня и обмана выкрасть ожерелье, что тот и сделал. Обратился мухой и кусал Фрейю до тех пор, пока она не перевернулась на спину. Так Локи сумел снять с нее ожерелье.

Проснувшись Фрейя (не будь дура!) тут же поняла, в чем дело и направилась к «муженьку» за ожерельем. Один отругал Фрейю, сказав, что заниматься откровенной проституцией вану не подобает, но ожерелье вернул, правда – с одним условием. Фрея должна была развязать войну между королем Норвегии и одним из его ярлов. Зачем это всеотцу – история умалчивает.

По другой версии Брисингамен вернул Хеймдаль, уличивший Локи в краже и отобравший у него артефакт. Однако в обоих вариантах богиня Фрейя выглядит не особенно приглядно. Однако, как уже было сказано, это достаточно поздний миф, который не имеет отношения к эддическим эпосам.

Еще одна интересная легенда рассказывает о том, как Фрейя полюбила Ода. Од был земным воплощением Одина, однако об этом кроме самого Одина никто не знал, поэтому Фрейя честно полагала, что любит «гражданина Мидгарда». А потом Од внезапно пропал, и все отчего-то посчитали, что бедняга погиб.

Фрейя была искренне привязана к нему, поэтому гибель любимого разбила ей сердце и с тех пор Фрея безутешна. Часто по ночам она плачет, и тогда из ее глаз катятся золотые слезы. Это очень древняя легенда, восходящая, по всей видимости, к первым векам нашей эры.

Руны фрейи и печать фрейи

Общегерманский рунический ряд (который также называют Старшими Рунами) разделен на три символические части, их именуют аттами (или эттирами). Первый атт (первые восемь рун) посвящен богине Фрейе. В этом смысле руны Фрейи – Фегу, Урус, Ансус, Турисаз, Райдо, Кано, Геба и Виньо.

Важно понимать, что в символическом аспекте первый атт олицетворяет эмоциональный план, это руны человека, руны инстинкта и чувств, которые мы не можем контролировать. То есть руны Фрейи воплощают первую стадию развития, они указывают на то, что страсти извечно бушуют в каждом из нас. И в каждом есть две стороны, вопрос в том, какой из них мы отдаем предпочтение.

Печать Фрейи – это особая банд-руна, то есть «вязаная» руна, созданная при помощи сочетания стандартных (в нашем случае – двух) рун скандинавского 24-рунного ряда. Печать Фрейи – это руна Беркана, переплетенная с руной Ингуз. Точное назначение Печати Фрейи неизвестно, но, по всей вероятности, речь идет о любовной магии.

Многие исследователи полагают, что Печать Фрейи использовалась для приворота (в частности – насильного). Возможно, символ наносили на живот женщины в процессе соответствующего ритуала. Но нужно понимать, что исландская мистическая традиция не сохранила подобных обрядов и все, что можно сейчас обнаружить на просторах Интернета, – лишь реконструкция, которая в лучшем случае ничего не изменит.

Но еще интереснее то, что нет никакого этнографического материала, который мог бы доказать, что Печать Фрейи в ее общеизвестном варианте – действительно древнескандинавская банд-руна. Логичнее предположить, что это также стилизация, причем (с точки зрения рунической традиции) не самая грамотная. Хотя это не мешает Печати пользоваться исключительной популярностью среди несовершеннолетних сетевых магов.

Став "печать фрейи"

Ингуз — самая позитивная, мощная руна в плане личной судьбы. Символически связана со знаком Телец. Под Ингуз происходит переход из знака Рыб в Овен, от затишья, глубины, выстаивания к новому проявлению.
Ингуз символизирует качественную смену уровня, происходящую помимо воли человека. Количество переходит в качество. Накопленные опыт, смыслы и энергии приобретают новую форму, рождают новое качество.

Беркана — Луна, береза, материнский принцип, что-то родное, понятное, немистическое, нестрашное. Может быть, в этой руне и заключен высший магизм спокойного, уравновешенного бытия, магизм чарующий, успокаивающий, так неслышно и тонко влекущий куда-то. Руна Беркана очень спокойная, вежливая, мягкая, благодатная. Она не приносит никаких проблем, разве что повышенную ребячливость. Беркана отмечает периоды нешумного развития, постепенного, плавного течения жизни. Под этой руной ничего не надо делать. Все сделается за нас. Хотя, с другой стороны, мы можем участвовать в происходящем. И нам за это ничего не будет, по рукам никто не даст. Беркана символизирует мирное огородничество, хлебопашество, когда не нужно носить винтовку за плечами.
Беркана — светлая, высокая, стройная, чистая руна. В каком-то глубинном смысле она соответствует выражению «человеческая жизнь». Материнский принцип, который сокрыт за руной Беркана, возвращает нас в детство: в состояние безмятежности, равновесия, надежности, покоя, света, понятности мира и одновременно удивления всему новому. Когда приходит Беркана, можно забыть о трудностях и опасностях, потому что вам дают возможность отдохнуть от праведных трудов и насладиться достатком.
Беркана сообщает человеку почвенность и основательность. Эта руна больше всего желается людьми, ибо они практически постоянно находятся в напряжении. В нас живут страхи, переживания, опасения, непонятности. Но приходит Беркана и говорит: «Расслабься, успокойся, все идет своим чередом. Может быть, тебе это не очень заметно. Ведь ты вообще-то привык криво смотреть на мир. Но я тебе говорю, что все нормально. Жизнь будет развиваться и придет к тому, к чему должна прийти. Перестань дергаться. Ляг и отдохни. Все будет хорошо.»

Руна Перт

Руна Перт, прямая
Memento more

Ничто так не бодрит человеческий дух, как предчувствие приближения собственной смерти. Встреча со смертью привносит в душу странную радость от прикосновения к какой-то запредельной тайне, совершенно отличной от жизни. Мы редко задумываемся над освобождающей функцией смерти. И в буквальном, и в самом широком смысле смерть — это бодрость духа, пробуждение, осознание подлинных ценностей. Когда человек не задумывается об этом, полагаясь на механику жизни, он так и не попытается что-то исправить. Когда же он чувствует, что жить остался какой-то месяц, год, тогда он начинает жить серьезно.
Смерть играет с людьми в странные игры. Известен тот факт, что великие люди начинают серьезно воздействовать на социум после ухода с физического плана. Происходит разотождествление творческого принципа с суетным телом, с его проблемами и сложностями. Человек превращается в миф. Смерть — это небесное переживание, расторжение с чем-то хорошо знакомым и встреча с совершенно непонятным, необычным, неизъяснимым.
Как ни странно, человек начинает жить всерьез, когда помнит о своей смерти, о том, что он существо конечное. Во всяком случае, в том виде, в каком он себя знает. Самый большой ужас охватывает человека, если он всем своим существом начинает ощущать, что не столько страшна телесная смерть, сколько смерть внутренняя, когда умирают наши представления, когда отмирает все то, что мы так бережно лелеяли, во что так радужно верили, на что мы надеялись. То, что начиналось, это совсем не то, что получилось. Проходит год и — я другой, смотрю на мир глазами другого человека, потому что старый уже умер. Он не просто от чего-то отказался. Изменилась сама структура психики. Изменился комплекс представлений о себе и о мире.
Вряд ли кому-то хочется вернуться назад, например, в раннее детство. Вряд ли захочется отменить эту смерть. Вот почему весь оккультизм, эзотеризм пронизан настойчивым напоминанием о наиважнейшей роли смерти в жизни человека. Посвященными становятся тогда, когда люди понимают, что смерть следует за ними неотступно, что она постоянно присутствует рядом, ни на шаг не отставая. Более того, у смерти свои права. Она может в любую секунду отобрать любое представление, любую иллюзию, любого человека, любое событие. Мы не в праве вести диалог со смертью, как букашка не может спорить с бульдозером. Мы даже не в силах познать ее законы, потому что нам недоступна логика ее поведения. Именно в силу своей непознаваемости и непредсказуемости смерть и радует, и огорчает человека. И чем серьезнее и глубже он становится, тем спокойнее он относится к самой возможности умирания. Сначала отдельных частей. А потом и всего себя.
В вечном существовании присутствует какая-то неполнота, какая-то неправда. Мы прекрасно осознаем несовершенство того, что мы делаем, насколько оно неказисто, убого, угловато, неправильно. И только тогда, когда мы научаемся принимать смерть как избавителя от несовершенств, мы обретаем возможность избавиться и от них.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ РУНЫ ПЕРТ

Оздоровление немощного. Лечение души. Обретение глубинных сокровищ. Бодрость духа прибывает по мере осознания собственной смерти.
Возвращение ранее утраченного. Эзотерики считают, что когда человек приходит в мир, он только тем и занимается, что забывает себя. Окружающие люди, охваченные безумием экономической, карьерной, престижной гонки, пытаются обратить вновь прибывшего в свою «веру», внушить ему свои «истины», навязать сомнительные представления. Когда человек принимается за самосовершенствование, главное направление его действий заключается в вызывании интенсивного отмирания того, что ему сообщил социум. Как охотник, он выбирает в стае то одну, то другую жертву. Он выбивает из себя заморочки, клише, стереотипы, навязанные социальной жизнью. Это не значит, что он ссорится, устраивает скандалы или впадает в безумие. Он просто начинает осознавать самого себя за оболочкой социально навязанного. В нем последовательно умирают мыслительные комплексы, образы, стереотипы, впечатанные с раннего детства. По мере освобождения от социальной замороченности (синоним совершенствования) человек возвращается к самому себе. Между нами, какие мы сейчас, и нами истинными стоит социум. Но докопаться до самих себя мы можем.
Социум очень активно занимается воспроизводством глупостей. Общество отчуждает человека от самого себя, потому что если тот вернется к себе, общество потеряет всякую власть над ним. Оно не сможет больше управлять человеком. Ибо он станет вести себя, как подсказывает ему совесть, то есть в высоком смысле перестанет быть социальным существом. Он выпрыгнет из общественного поезда, хотя внешне, телесно будет оставаться в нем. Перт возвращает утраченное — нас нам же.
Когда начинается процесс роста Духа в человеке, в нем умирают часть за частью. По мере избавления от глупостей он обнаруживает в себе все большую глубину и подлинность. Мало-помалу, шаг за шагом человек обретает самого себя. Он начинает понимать, чего он на самом деле хочет. Его не интересует, куда бежит толпа. Ему важно, куда он идет, как он сам воспринимает эту жизнь. Он перестает ориентироваться на то, что ему объясняют. Он начинает думать самостоятельно. А значит, в нем отмирает доверие к словам и поведению других людей. Человек преисполняется доверием к себе, опирается на собственную интуицию. В нем просыпается Дух.
Рождение человека в самом себе связано с умиранием в нем того, что было «не его». Достаточно нетрудно определить, что в нас наше, а что чужое. Все, что нам в себе не нравится, все, что мы в себе ненавидим, все, чем мы кичимся, хвастаемся, все, чем мы тяготимся, — все это не наше и передано по испорченному телефону другими людьми. И только когда оно умирает, мы возвращаем утраченное — самих себя. Самое интересное, что об этом никто никогда не жалеет. Мы возвращаемся в родной дом, обретаем контакт с собственным Духом. Мы сами становимся этим Духом и больше ничего не боимся, даже смерти. Потому что изучили процесс отмирания шаг за шагом, ступень за ступенью. Проникая в собственные глубины, мы понимаем, что умирать уже нечему и некому. Это понимание окончательно освобождает человека. Оно вызывает в нем процесс перерождения, преображения, вознесения к собственным высотам. У человека открывается интуитивный контакт с духовным планом. Это все уже не социальное. Человек покидает социальный план, внешне, телесно продолжая играть в социальность по достаточно простым, но для него уже необязательным правилам социальной жизни.
И еще несколько значений Перт:
* невозможность сопротивляться изменениям;
* глобальная перемена восприятия себя;
* невозможность охватить происходящий сдвиг;
* неистовое радование обновлению;
* предощущение себя будущего.
При действии Перт человек получает возможность приблизиться к обретению реализационной власти. Что такое реализационная власть? Человека, его действия и способы работы ограничивает скорлупа социальных отношений (или общепринятых стереотипов). Когда человек проникает к самому себе, то есть входит в контакт со своим эгрегором, он касается плана причин. Поэтому само видение ситуации позволяет ему изменять ее. Субъективно каждое событие человек воспринимает как мистериальный акт. То есть человек становится обычным магом, вся жизнь которого — это закономерный, последовательный и загадочный процесс собственного преобразования. При таком отношении к миру и проникновении в смысл событий видение включает энергетические потоки, необходимые для изменения реальности. Это и есть реализационная власть. Находясь в рамках социальных представлений, мы не можем понять, что она достижима. Однако весь опыт эзотеризма свидетельствует о том, что человек, достигший самого себя, в значительной степени способен управлять событиями. Во всяком случае в той мере, в какой он этого захочет.
Человек, приблизившийся к себе под влиянием Перт, очень хорошо различает себя самого и кармическую музыку своей жизни. Он осознает себя как инструмент, на котором Господь исполняет определенную мелодию. Человек уже не отождествляется с тем, что происходит.
Перт — это не просто руна высокой энергетики. Это действительно руна посвящения. Ее приход указывает на возможность сделать гигантский шаг навстречу самим себе. Мы получаем возможность разотождествления со своим социальным Эго. Мы получаем возможность проникновения в собственные глубины. Это не галлюцинации и не экстазы, а тихое равнодушие, полное несказанной радости. Под влиянием Перт человек вдруг видит, что он независим от происходящего и никак не связан с ним. Он участвует, не участвуя; подвергается воздействию, не испытывая его. Он выходит за пределы совершающегося.
Влияние Перт в этом смысле непреодолимо. Только наши собственные глупость и зашоренность заставляют нас не воспринимать ситуацию именно таким образом. Перт соответствует достижению некоего уровня истинного существования. Причем все это происходит в тишине и молчании, как, собственно, всякая смерть наступает в тишине и молчании. Просто вдруг мы понимаем, что стали совершенно безразличны к тому, что еще час назад так волновало. Мы умираем для тех событий, к которым были привязаны, и одновременно рождаемся в себе, для себя и для мира. Мы перестаем более угождать ожиданиям ближних и начинаем действовать по сердцу, бережно, но спонтанно. Мы не воюем против мира. Мы начинаем очень спокойно относиться к нему, испытывая торжественное ощущение посвящения. Мы восстаем в сущностном, глубинном измерении, отряхиваем пыль со своих ног и видим, что жизнь коротка и происходящее действительно не важно. В глубине своей мы ничем не затронуты, ни от чего не зависим. Обычно люди улыбаются этому состоянию, не хохочут, пытаясь избавиться от напряжения, а именно улыбаются.
Перт редко связана с серьезными потрясениями энергетического характера. Это мистическая, очень тонкая и спокойная руна. Но от этого переживание не становится мягче. Перт приносит глубокие переживания, не передаваемые словами. Это действительно маленькая смерть. Человек ощущает вкус состояния освобожденности, несвязанности с тем, что еще недавно тяготило или заботило. Перт запоминается навсегда, тем более что эта руна приходит не так уж часто.
Под Перт человек вдруг понимает, что он не контролирует события. Последние развиваются согласно механической обусловленности, потому что в них принимает участие множество сил, людей, обстоятельств. Более того, в человеке пропадает желание контролировать события. Он настолько глубоко в душе разотождествился с происходящим, что у него нет ни малейшего желания тратить усилия и время на то, чтобы изменить ход процесса. Он только улыбается этому процессу, радуется, что он не ограничен, что он — это некто иной, стоящий по ту сторону событий. Его здесь нет, хотя он видит, слышит, переживает происходящее. Свои эмоции он воспринимает как нечто постороннее. Мысли превращаются в объекты наблюдения. Исчезает чувство «Я». Оно превращается в благость покоя и умиротворенность. Может быть, это самые сокровенные моменты жизни, когда сквозь трещину в земной коре проглядывает магма бытия. Это те разломы существования, сквозь которые проглядывает смерть и дает нам истинное ощущение жизни.
Интересно то, что в обычной жизни мы довольно часто сталкиваемся с ситуациями Перт. Но мы боимся этих состояний. Мы спешим вернуться в скорлупу происходящего. Нам приятнее обратиться к заботам, захватить события, притянуться к ним, нежели остаться в точке покоя и наблюдать со стороны. В глубине души мы чувствуем, к каким последствиям приведет погружение в это состояние. Мы чувствуем, что далее будет отмирать все остальное. Потому что «Я», осознавшее себя, «Я», проклюнувшееся сквозь корку внешних событий, будет расти дальше. Оно будет пробиваться, как росток сквозь асфальт. И остановки не будет. Поэтому люди стараются избегать мыслей о смерти. Они опасаются, и вполне законно, что это состояние вырастет и заполнит собою все имеющееся у них время жизни. Они просто не понимают, что времени в этом состоянии уже нет. Люди читают про самадхи, экстазы и не понимают, что именно в минуты смерти, в минуты полной дезориентации и потери интереса к происходящему мы находимся ближе всего к самим себе, к экстазам, о которых втайне мечтали.
Перт соответствует Плутон. Принятие Плутона требует недюжинного мужества, готовности вновь и вновь переживать состояние смерти. Во всяком случае, не бояться возвращаться к нему. Рунисты-практики заметили, что Перт одна из немногих рун, которая по мере реального развития человека приходит к нему все чаще и чаще. Она приходит не для того, чтобы убивать его тело, а как благословение и напоминание о том, что в нем растет вечное начало, то есть то, чего люди никогда не видят друг в друге и даже не подозревают о его существовании. В человеке растет подлинная сознательность, подлинное бодрствование. Оно говорит: «Ты абсолютно свободен! В тебе умерло все, за сохранение чего ты мог бы бороться и смерти чего ты мог бы бояться. Тебе, как пролетариату, нечего терять. Пари, летай! Ори во все горло или молчи годы напролет. Это уже твое дело.» Пребывая в таком состоянии, человек чувствует фантастическую оправданность своих поступков. Он чувствует тотальную связанность с причинным планом. Видимо истинное воспитание человека и должно проходить через переживание таких состояний. В противном случае его жизнью и поведением будут управлять его же страхи. Он не только сам не будет жить, но и другим жить не даст, так как чтобы поддерживать страхи, он должен пугать кого-нибудь.
Несколько девизов руны Перт:
* мастерскую игру в шахматы невозможно объяснить формулами;
* истинные перемены всегда загадочны и таинственны;
* рассудок не может учесть всех влияний, но и без него они воздействуют на процесс;
* целостность приобретается ценой утраты всего частичного.

Фрейя: богиня с переменчивым нравом

Если Одина в скальдическом эпосе называют не иначе как всеотец, то Фрейю – прекраснейшей из богинь, и вовсе не потому, что она замужем за владыкой Асгарда (а точнее – за его земным воплощением, Одом). Этимологически с древнескандинавского «Фрейя» (Freyja) переводится как «благородная дама», и это действительно так, ведь богиня Фрейя происходит из древнего рода ванов.

Это очень важный момент – Фрейя живет в Асгарде, но она не ас, а ван из воздушного мира Ванахейма. Собственно, одно из ее эддических (упоминаемых в Старшей Эдде) имен так и звучит – «Ванадис» (Vanadis), что в переводе с древнескандинавского означает «дочь ванов».

Фрейя – богиня войны, любви, страсти, похоти, раздора, откровенности, мести, богатства, красоты, искренности. В германо-скандинавском пантеоне она занимает особое место, но все же уступает «официальной» супруге Одина – Фригг. Но как Фрейя оказалась в Асгарде, будучи ваном?

Дело в том, что в изначальной войне между асами и ванами ни один из народов долго не мог получить явного превосходства. Поэтому мудрые боги заключили мир, обменявшись пленными. В Асгарде остались жить могучий Ньерд и его дети – близнецы Фрейя и Фрейр.

Фрейя – богиня величественная и прекрасная, скальды описывают ее невысокой, стройной, голубоглазой и русоволосой. Согласно Старшей Эдде, красота Фрейи совершенна, с ней не может сравниться ни бог, ни человек. Она ездит в колеснице, запряженной двумя дикими кошками (очевидно – рысями), а ее «домашнее животное» зовут Хильдисвини (в переводе с древнескандинавского – «боевой кабан»).

Но не все так просто с этой любимицей Одина. Фрейю часто называют богиней войны и разрушения, но в тоже время исландские саги утверждают, будто ее сердце мягко и нежно настолько, что она искренне скорбит по каждой страдающей душе в Асгарде и Мидгарде.

В этом многоплановом образе уживаются миролюбие и отъявленная ненависть, чистосердечие и жестокость, искренняя любовь и не менее искреннее предательство (о предательстве рассказывает миф, в котором Фрейя заводит себе любовника – Оттара, которого позже превращает в того самого Хильдисвини, чтобы укрыть его от асов).

Фрейя – богиня нетипичная, но ее образ не столь уникален, как может показаться на первый взгляд. У нее много общего с аккадской богиней Иштар, месопотамской Астартой и египетской Исидой. Все эти женщины-богини обладали не самым простым нравом, периодически изменяли своим божественным мужьям, могли как дарить жизнь (и любовь), так и отнимать ее.

Фрея – предводительница валькирий, небесных дев-воинов на крылатых конях. Она живет в Фолькванге (дословный перевод с древнескандинавского – «поле людей»), туда попадает половина доблестно падших воинов. Об этом зачастую забывают, а ведь Один забирает в Вальхаллу лишь половину ваших, другая достается Фрейе.

И хотя оказавшиеся в Фолькванге не становятся эйнхериями, бессмертными воинами, они живут с Фрейей точно в раю и каждую ночь ублажают ненасытную богиню. Фолькванг прекрасен, но его главный зал – Сессрумнир – самое красивое место в Девяти Мирах, там вечная весна и самые невообразимые цветы.

Кроме того, Фрейя – богиня жатвы. В каком смысле? Да во всех! С одной стороны Фрейе возносят хвалу, когда ждут хорошего урожая. И в тоже время всем известен характер этой богини, которая порой может собирать самую настоящую «кровавую жатву». Она способна даровать эпическую победу в сражении, но если ей что-то не нравится – жестокое поражение неминуемо.

Оцените статью
Магический оракул
Добавить комментарий